Как известно, в решении исследовательских задач общей теории педагогики, можно выделить два основных типа — индивидуальные и совместные. Однако, ни тот, ни другой не могут дать полного исследования и пересмотра вопросов образования и воспитания в историческом или современном ракурсе.
В документах ЮНЕСКО среди основных путей проведения реформ в образовательной сфере мировых сообществ выделены следующие направления: глобализация и гуманизация образования; культурная социологизация и экологизация содержания образования, предметная интеграция в технологии образования, направленность на непрерывность образования, гражданские функции и развитие в образовании и т. п.
Как важно и точно определил, российский ученый В. Ю. Микрюков: «Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описательную, объяснительную и предсказательную. Педагогика тесно связана с другими науками, такими как философия, психология, социология, физиология и т. д». [2:27].
Отсюда следует важный вывод, что общая характеристика процессов педагогики должна осуществляться в нескольких взаимодополняющих аспектах: это разнородные задачи и формулирование идей воспитания и обучения, анализ сложных общественных процессов, которые непосредственно влияют на общее развитие молодого поколения.
«Наука — это сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и систематизация общезначимых знаний о действительности» [1:121].
Между системами внешней и внутренней мотивации личности существуют сложные и закономерные отношения, которые теория педагогики рассматривает как часть становления человека и реализации целей воспитания, а конкретнее самовоспитания.
И тем самым характеризуя общее отношение личности к деятельности, где выбор деятельности по некоторым исследованиям педагогики, представляет собой виды глубокой личностной и смысловой ориентированной подготовки. Да, необходимо заметить, что в течение жизни по тем или иным личностным позициям или же условиям меняются виды деятельности человека.
Таким образом, педагогика в виде самоопределения, охватывает такие психологические проблемы, как выбор личности, профессиональная ориентация, информированность в вопросах профессиональной подготовки, обеспечивая и создавая тем самым, теоретические условия для получения образовательных навык в выборе профессии.
На сегодня, в различных образовательных учреждениях имеет место многообразие учебных программ и курсов изучаемых предметов. К этому рекомендуется обязательное изучение некоторых предметов, например, иностранный или родной язык, компьютерная грамотность, естественные науки и т. д.
Система обучения конечно, гибкая. Наряду с традиционными формами обучения вошли в моду виды дистанционного образования, если можно так выразиться, «бесконтактный» вид обучения, где не предусмотрены проблемы воспитания. Существуют в мире также такие заведения, учебный процесс и программа которых подразумевают свободное посещение занятий.
Но, в настоящее время практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования успехов современной научной мысли.
Теория педагогики характеризуется во всех ее вариантах одним общим признаком: уровень планируемых научных исследовательских целей является более существенным, чем уровень достижимых теоретических задач в будущем. Научные цели будут реализовываться в основном в трех направлениях: удаление лишнего, пересмотр основного и «переквалификация» существующих рекомендаций. Крупные направления педагогики в планировании своей теоретической части используют, как правило, комбинационную политику, включающую в себя историческое прошлое и сравнение с современными идеями, иногда догмами.
«Институциональная цель науки состоит в расширении достоверного знания. Вся структура технических и моральных норм науки производна от этой цели и этих методов и направлена на ее реализацию. Техническая норма адекватных и надежных эмпирических данных является предпосылкой для получения устойчивых и оправдывающихся предсказаний» [1:123].
Хотя на сегодняшний день отрасли педагогики развиваются по многосторонним и альтернативным взглядам. Более того, «исчезновение» некоторых отраслей послужит росту или созданию новых направлений. Общий прогноз развития: выбор тактики и стратегии; реализация современных предложений и рекомендаций; оценка эффективности принятых форм и методов, теоретических предпосылок и проведенных исследований, что равнозначно осуществлению новых управленческих функций и созданию исследовательских форм истории и теории педагогики. При этом содержание данных утверждений может носить чисто аксиоматический или хотя бы методологический характер.
Важный этап — обследование и определение теоретических и исторических резервов науки, особенностей сочетания с другими научными позициями и влияния в систему педагогического воспитания, основной функции педагогики. Необходимо определить также в сфере ресурсов дополнительные возможности теоретических и разносторонних задач педагогической науки в целом.
Данный этап требует дополнительной педагогической и психологической диагностики по нескольким направлениям, например, это единичный и общественный характер исследований, подходы к экспертной оценке современных исследовательских работ, формулировка новых задач и функций педагогической науки, воссоздание межкультурных связей с рядом теоретических дисциплин, требуемая методическая работа педагогов с образовательной точки зрения, необходимое планирование работы образовательных учреждений разного профиля, решение возникших в обществе актуальных задач образовательного и воспитательного характера.
«Процесс интеграции наук приводит к тому, что уже сейчас решение большинства крупных проблем зависит от участия в работе специалистов самого разного профиля, что предполагает поиск новых организационных форм. Таким образом, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического развития любого общества, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну и ведущих сфер социального управления» [1:122].
Необходимо также провести учет переходного периода, влияние современных коммуникативных и информационных, инновационных и учебных, квалиметрических и статистических систем, различие традиций и тенденций, технологии и менеджмента на исследовательский потенциал педагогики.
«Теория способна указать на основные закономерности и принципы воспитания и обучения, но на этом останавливается помощь теории, т. к. она не в состоянии ни дать формулы для решения конкретных задач воспитания и обучения, ни указать тот узкий путь, по которому следует идти педагогу в его практической деятельности. Указав педагогу всё множество понятий и их соотношения, теория вновь его покидает, и когда надо действовать, она предоставляет ему самому решать, как следует поступать в том или ином конкретном случае в соответствии с имеющимися в его распоряжении средствами и с прирождённым ему педагогическим мастерством» [2:25].
На современном этапе развития научной педагогической мысли возрастает актуальность в преподавании существенно новых, возможно и обновленных направлений, таких как, андрогогика, акмеология, квалиметрия, педагогические инновации и технологии, или как мы говорим, «новые образовательные технологии» которые в узком смысле сводятся к иерархическим структурам, а в более широком охватывают процессы научного взаимодействия между исследовательскими звеньями, институтами, сообществами и т. п.
По мнению российского ученого Л. Д. Столяренко: «новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности» [3:61].
Важно подчеркнуть, что существуют и ряд вопросов теологической направленности в педагогике, которые нельзя отнести к компетенции педагогов. Часто, мы, в процессе преподавания сталкиваемся с ситуацией несоответствия в темах и материалах изложения теории курса, в основном курса истории педагогики. Поэтому необходимы пересмотр, педагогическое обеспечение и совершенствование темы теологического характера педагогики, в соответствии их с теоретической, методической разработанностью и направленностью, современным условиям и требованиям преподавания курса.
Литература:
- Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей редакцией док. филос. наук, проф. Г. С. Батыгина. — М.: «NOTA BENE», 2000. — 271 с.
- Микрюков В. Ю. Краткий курс педагогики. — СПб.: «БХВ-Петербург», 2011. — 152 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.