Педагогика как наука на пути новых исследовательских задач, переосмыслений и перспектив | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 749 раз

Библиографическое описание:

Очилова, Г. О. Педагогика как наука на пути новых исследовательских задач, переосмыслений и перспектив / Г. О. Очилова, Г. М. Мусаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39628/ (дата обращения: 25.11.2024).



Как известно, в решении исследовательских задач общей теории педагогики, можно выделить два основных типа — индивидуальные и совместные. Однако, ни тот, ни другой не могут дать полного исследования и пересмотра вопросов образования и воспитания в историческом или современном ракурсе.

В документах ЮНЕСКО среди основных путей проведения реформ в образовательной сфере мировых сообществ выделены следующие направления: глобализация и гуманизация образования; культурная социологизация и экологизация содержания образования, предметная интеграция в технологии образования, направленность на непрерывность образования, гражданские функции и развитие в образовании и т. п.

Как важно и точно определил, российский ученый В. Ю. Микрюков: «Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описательную, объяснительную и предсказательную. Педагогика тесно связана с другими науками, такими как философия, психология, социология, физиология и т. д». [2:27].

Отсюда следует важный вывод, что общая характеристика процессов педагогики должна осуществляться в нескольких взаимодополняющих аспектах: это разнородные задачи и формулирование идей воспитания и обучения, анализ сложных общественных процессов, которые непосредственно влияют на общее развитие молодого поколения.

«Наука — это сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и систематизация общезначимых знаний о действительности» [1:121].

Между системами внешней и внутренней мотивации личности существуют сложные и закономерные отношения, которые теория педагогики рассматривает как часть становления человека и реализации целей воспитания, а конкретнее самовоспитания.

И тем самым характеризуя общее отношение личности к деятельности, где выбор деятельности по некоторым исследованиям педагогики, представляет собой виды глубокой личностной и смысловой ориентированной подготовки. Да, необходимо заметить, что в течение жизни по тем или иным личностным позициям или же условиям меняются виды деятельности человека.

Таким образом, педагогика в виде самоопределения, охватывает такие психологические проблемы, как выбор личности, профессиональная ориентация, информированность в вопросах профессиональной подготовки, обеспечивая и создавая тем самым, теоретические условия для получения образовательных навык в выборе профессии.

На сегодня, в различных образовательных учреждениях имеет место многообразие учебных программ и курсов изучаемых предметов. К этому рекомендуется обязательное изучение некоторых предметов, например, иностранный или родной язык, компьютерная грамотность, естественные науки и т. д.

Система обучения конечно, гибкая. Наряду с традиционными формами обучения вошли в моду виды дистанционного образования, если можно так выразиться, «бесконтактный» вид обучения, где не предусмотрены проблемы воспитания. Существуют в мире также такие заведения, учебный процесс и программа которых подразумевают свободное посещение занятий.

Но, в настоящее время практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования успехов современной научной мысли.

Теория педагогики характеризуется во всех ее вариантах одним общим признаком: уровень планируемых научных исследовательских целей является более существенным, чем уровень достижимых теоретических задач в будущем. Научные цели будут реализовываться в основном в трех направлениях: удаление лишнего, пересмотр основного и «переквалификация» существующих рекомендаций. Крупные направления педагогики в планировании своей теоретической части используют, как правило, комбинационную политику, включающую в себя историческое прошлое и сравнение с современными идеями, иногда догмами.

«Институциональная цель науки состоит в расширении достоверного знания. Вся структура технических и моральных норм науки производна от этой цели и этих методов и направлена на ее реализацию. Техническая норма адекватных и надежных эмпирических данных является предпосылкой для получения устойчивых и оправдывающихся предсказаний» [1:123].

Хотя на сегодняшний день отрасли педагогики развиваются по многосторонним и альтернативным взглядам. Более того, «исчезновение» некоторых отраслей послужит росту или созданию новых направлений. Общий прогноз развития: выбор тактики и стратегии; реализация современных предложений и рекомендаций; оценка эффективности принятых форм и методов, теоретических предпосылок и проведенных исследований, что равнозначно осуществлению новых управленческих функций и созданию исследовательских форм истории и теории педагогики. При этом содержание данных утверждений может носить чисто аксиоматический или хотя бы методологический характер.

Важный этап — обследование и определение теоретических и исторических резервов науки, особенностей сочетания с другими научными позициями и влияния в систему педагогического воспитания, основной функции педагогики. Необходимо определить также в сфере ресурсов дополнительные возможности теоретических и разносторонних задач педагогической науки в целом.

Данный этап требует дополнительной педагогической и психологической диагностики по нескольким направлениям, например, это единичный и общественный характер исследований, подходы к экспертной оценке современных исследовательских работ, формулировка новых задач и функций педагогической науки, воссоздание межкультурных связей с рядом теоретических дисциплин, требуемая методическая работа педагогов с образовательной точки зрения, необходимое планирование работы образовательных учреждений разного профиля, решение возникших в обществе актуальных задач образовательного и воспитательного характера.

«Процесс интеграции наук приводит к тому, что уже сейчас решение большинства крупных проблем зависит от участия в работе специалистов самого разного профиля, что предполагает поиск новых организационных форм. Таким образом, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического развития любого общества, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну и ведущих сфер социального управления» [1:122].

Необходимо также провести учет переходного периода, влияние современных коммуникативных и информационных, инновационных и учебных, квалиметрических и статистических систем, различие традиций и тенденций, технологии и менеджмента на исследовательский потенциал педагогики.

«Теория способна указать на основные закономерности и принципы воспитания и обучения, но на этом останавливается помощь теории, т. к. она не в состоянии ни дать формулы для решения конкретных задач воспитания и обучения, ни указать тот узкий путь, по которому следует идти педагогу в его практической деятельности. Указав педагогу всё множество понятий и их соотношения, теория вновь его покидает, и когда надо действовать, она предоставляет ему самому решать, как следует поступать в том или ином конкретном случае в соответствии с имеющимися в его распоряжении средствами и с прирождённым ему педагогическим мастерством» [2:25].

На современном этапе развития научной педагогической мысли возрастает актуальность в преподавании существенно новых, возможно и обновленных направлений, таких как, андрогогика, акмеология, квалиметрия, педагогические инновации и технологии, или как мы говорим, «новые образовательные технологии» которые в узком смысле сводятся к иерархическим структурам, а в более широком охватывают процессы научного взаимодействия между исследовательскими звеньями, институтами, сообществами и т. п.

По мнению российского ученого Л. Д. Столяренко: «новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности» [3:61].

Важно подчеркнуть, что существуют и ряд вопросов теологической направленности в педагогике, которые нельзя отнести к компетенции педагогов. Часто, мы, в процессе преподавания сталкиваемся с ситуацией несоответствия в темах и материалах изложения теории курса, в основном курса истории педагогики. Поэтому необходимы пересмотр, педагогическое обеспечение и совершенствование темы теологического характера педагогики, в соответствии их с теоретической, методической разработанностью и направленностью, современным условиям и требованиям преподавания курса.

Литература:

  1. Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей редакцией док. филос. наук, проф. Г. С. Батыгина. — М.: «NOTA BENE», 2000. — 271 с.
  2. Микрюков В. Ю. Краткий курс педагогики. — СПб.: «БХВ-Петербург», 2011. — 152 с.
  3. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая наука, теория педагогики, человеческая деятельность, задача, наука, педагогика.


Похожие статьи

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Экономическое образование как инструмент самореализации и финансового благополучия: соотношение желаемого и реального

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

К разработке задач современного контекста химии в изучении теоретико-методологических аспектов преподавания

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей решения

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов

Похожие статьи

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Экономическое образование как инструмент самореализации и финансового благополучия: соотношение желаемого и реального

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

К разработке задач современного контекста химии в изучении теоретико-методологических аспектов преподавания

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей решения

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов

Задать вопрос