Главной целью современного профессионального образования является подготовка специалиста, имеющего высокий уровень квалификации, способного к эффективной профессиональной деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо повысить эффективность современного образовательного процесса. Это привело нас к использованию инновационных образовательных технологий, к их активному применению в повседневной практике обучения. Данные технологии гарантированно обеспечивают положительный результат обучения, приводят к оптимизации учебного процесса, и в итоге — к успешной подготовке выпускника, владеющего необходимыми общеучебными и специальными компетенциями.
Традиционная подготовка специалистов, которая была прежде всего ориентирована на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, не справилась с данной задачей. Современный этап развития образования предъявляет новые требования к подготовке будущих специалистов: основой образования становятся не учебные дисциплины, а способы мышления и деятельности. Таким образом, необходимо обеспечить не только высокий уровень теоретической подготовки будущего специалиста-филолога, но сформировать уже на стадии обучения профессиональные компетенции. В связи с этим, на наш взгляд, инновационные технологии обучения служат инструментом, который позволяет успешно достичь реализации данной цели.
Опыт практического использования инновационных технологий в процессе подготовки студентов-филологов неоднократно доказал их преимущества: они позволяют сформировать у будущих специалистов навыки самостоятельного получения новых знаний; формируют новый, более высокий уровень личной познавательной активности; создают такие условия обучения, при которых студенты-филологи не могут не научиться; стимулируют творческие способности каждого; приближают учебную деятельность к практике будущей профессиональной деятельности; формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [2, с.120].
С этой точки зрения особый интерес представляет технология комплексного анализа текста, так как ее применение в процессе преподавания лингвистических дисциплин способствует развитию следующих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту-филологу: анализ изобразительно-выразительных средств языка, выявление их роли в раскрытии авторского замысла, выявление средств создания языковой картины мира. Кроме того, наряду с технологизацией образовательной деятельности использование данной технологии позволяет осуществить ее гуманизацию [1, с.11].
Моделирование научного исследования при изучении предмета «Филологический анализ текста» позволяет студентам-филологам применить на практике полученные знания по методике подбора и анализа данных о языковой личности и языковой картине мира, осваивать навыки проведения исследовательских процедур. В результате достигается важнейшая цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания содержания произведения будущим специалистом, так как он получает навыки в использовании нового метода в практической деятельности. [3, с.24].
Хороших результатов в подготовке квалифицированных специалистов позволяет добиться и проектная деятельность студентов-филологов, ставящая в центр образовательного процесса практические вопросы будущей профессиональной деятельности, и на этой основе стимулирующая интерес к изучаемым вопросам теории. Повседневная практика подтверждает тот факт, что студенты, разработавшие и осуществившие свой проект в ходе педагогической практики, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами. Так в ходе преддипломной практики Бучей Ю. совместно с учащимися Базовой школы был осуществлен проект«Книга и подросток».
Цель проекта:исследовать духовно-нравственные и культурные ценности личности наших сверстников, выявить уровень значимости книги для них.
Исходя из цели, были сформулированы задачи, которые предстояло решить:
— выявить значение книги в жизни людей разного возраста;
— показать, как и для чего книга нужна;
— научить пользоваться книгой с толком, извлекать из живого общения с ней радость и пользу для себя, уважать печатное слово;
— провести анализ нормативно-правовой базы по изучаемой проблеме;
— провести анализ материалов СМИ, обзор ресурсов Интернет, обзор публикаций газет и журналов.
Для более полного изучения проблемы решили провести опрос среди учащихся средних классов базовой школы Филиала СГПИ в г. Железноводске. Было опрошено 75 респондентов.
Вопросы предназначались для учащихся 5–9 классов, что, несомненно, должно было обозначить самостоятельность в выборе и решении проблемы.
Результаты анкетирования:
Результаты опроса показали, что наиболее популярны среди школьников такие жанры, как фэнтези, романы и детективы. Среди любимых авторов большинство респондентов наиболее часто называют имена Д. Донцовой, Дж. К. Роулинг, а также имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.
Был отмечен интересный факт: почти половина опрашиваемых любит читать, однако предпочтения отдаются литературе, не требующей глубокого осмысления, анализа.
С творчеством местных писателей школьники знакомы хорошо, в основном назывались имена С. Рыбалко, В. Чепраковой.
Полученные данные позволили сделать следующее заключение: если за единицу измерения принять серьезную книгу (ту, которая учит думать, понимать, размышлять), то можно сказать, что подростки читают мало.
Анализируя сложившуюся ситуацию, мы построили следующую цепочку умозаключений:
— важно уметь выбрать книгу, которая будет тебе другом, помощником, советчиком;
— книга играет важнейшую роль в жизни каждого, т. к. она является средством, воспитывающим сострадание, милосердие, сочувствие, делает их главными в жизни;
— книга развивает мыслительные процессы, память, что немаловажно для каждого, кто учится.
Был намечен следующий план действий по развитию интереса к чтению в школе, который и был осуществлен на практике:
Таким образом, активное внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий и самостоятельное и использование студентами-филологами в процессе собственной педагогической деятельности в конечном итоге способствует подготовке высококвалифицированных специалистов-филологов, владеющих фундаментальными и прикладными знаниями, способных успешно осваивать новые профессиональные области.
Литература:
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 78.
2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. — 2005. — № 6. — с. 83.
- Воителева Т. М. Языковой анализ текста на уроках развития речи. Вопросы методики преподавания русского языка и литературы. — М., 2004.