Экономическое образование как инструмент самореализации и финансового благополучия: соотношение желаемого и реального | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 2628 раз

Библиографическое описание:

Хрусталева, О. А. Экономическое образование как инструмент самореализации и финансового благополучия: соотношение желаемого и реального / О. А. Хрусталева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 968-970. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25845/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В последние годы у выпускников российских школ наблюдается большая заинтересованность в получении высшего образования [2]. Это обусловлено сложившейся ситуацией, когда для получения практически любой должности, работодатель требует от работника наличие определенного уровня образования или же отдает такому работнику явное предпочтение. Вследствие этого, люди стремятся получить высшее образование, которое, в свою очередь, служит в качестве социального лифта и автоматически повышает социальный статус человека в обществе. Однако из всех направлений обучения наибольшим спросом пользуются гуманитарные направления, в особенности небывалый успех и популярность приобрели специальности экономической направленности.

Сейчас уже практически не осталось высших образовательных учреждений, в которых бы не было направления «Экономика». При этом специализироваться на данной направлении могут и непрофильные вузы (институты авиации, технические вузы и т. д.), помимо этого, создано огромное число негосударственных экономических вузов.

Профессия экономиста всегда была довольно востребованной, однако, количество таких специалистов и людей, желающих обучаться экономике, было не столь значительным. В советские годы наблюдался пик подъема производственной сферы, поэтому наиболее востребованными специальностями были инженеры, химики, технологи, слесари и т. д. Эти профессии считались престижными и хорошо оплачивались. С началом же становления рыночной экономики, Россия начала переживать глубокий экономический кризис, сопровождающийся деградацией существующего производства: многие заводы и фабрики закрылись, произошло сокращение рабочих кадров. На российский рынок начали поставляться импортные товары, значительную долю начал занимать иностранный капитал, происходило активное становление рыночных отношений. В условиях такого социально-экономического кризиса люди пытались понять, как приспособиться к новым условиям. Учитывая активное развитие финансово-экономического, банковского сектора, сферы продаж, люди начали быстро переквалифицироваться в работников экономической сферы или стали открывать свой бизнес, приносящий немалый доход. Работники промышленности уже не пользовались популярностью у работодателей, так как страна перешла на другой путь социально-экономического развития.

Осознав, что в новых условиях работать в экономической сфере довольно прибыльно, множество людей разных возрастов и статусов последовали за теми, кто уже добился успеха: теперь бывшие работники заводов поменяли свою работу на банки, страховые компании, торговлю, бизнес, предпринимательство и т. д., родители старались направить своих детей поступать на экономические специальности. Таким образом, люди поступали на экономические специальности, не задумываясь о своих личных интересах.

На сегодняшний день считается, что рынок перенасыщен экономическими кадрами, в связи с этим поднимается вопрос о нехватке технических кадров и создаются благоприятные условия для работы инженеров. Но люди не торопятся работать по техническим специальностям, потому что, согласно сохранившемуся мнению, технические специальности остаются невостребованными.

Такой конкретный выбор образования люди чаще всего объясняют тем, что именно экономическое образование может дать больше шансов стать успешным человеком. При этом люди не очень задумываются о качестве этого образования, своих личных интересах.

На принятие решения о получении высшего экономического образования влияют следующие факторы:

                   Требование времени. Необходимость в экономических кадрах возникла в связи с развитием рыночной экономики, сокращением производства, необходимостью управления финансовыми потоками.

                   Давление со стороны родителей, родственников, друзей. Родители также часто способствуют тому, чтобы их ребенок получил экономическую направленность.

                   Влияние СМИ. Часто выбор связан с навязанным мнением в СМИ относительно того, что многие успешные люди и общественные деятели по специальности являются экономистами.

                   Влияние рекламы. Также выбору способствует реклама — на рекламных буклетах экономисты обычно представлены успешными людьми, руководителями фирм.

                   Влияние Запада. В западных странах очень развиты такие профессии как менеджер, управляющий и т. п.

Таким образом, желание получить экономическое образование связано больше с некой иллюзией, нежели с реальными интересами человека. Очень часто наблюдается ситуация, когда студенты экономических факультетов жалуются на учебу: им это неинтересно, мнение престижности экономического образования часто навязывает общество, родители, СМИ. Очень мало людей, которые действительно были заинтересованы в данной сфере и могли бы посвятить изучению экономике значительную часть своего времени, чтобы стать хорошим специалистом.

Проблема исследования заключается в некорректном восприятии современным человеком сложившегося в обществе предположения, согласно которому у человека с высшим экономическим образованием больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу и самореализоваться в деловой сфере и бизнесе в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции.

Объект исследования: мнения людей старше 21 года, разного социального статуса, возраста, получивших экономическое образование или имеющих в своем окружении людей с законченным экономическим образованием и проработавших на любой должности несколько лет.

Предмет исследования: соотношение ожиданий и результатов от получения высшего экономического образования.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между полученным экономическим образованием и дальнейшим успехом в карьере путем опроса людей, получивших экономическое образование и проработавших несколько лет, и людей, которые знают, как складывается карьера после получения экономического образования.

Задачи исследования:

  1.              Выяснить какие факторы влияют на принятие решения о получении высшего экономического образования;
  2.              Определить перспективы и востребованность экономических специальностей;
  3.              Определить и соотнести оптимальный доход и доход, получаемый экономистом;
  4.              Выяснить, что влияет на карьерный успех;
  5.              Оценить структуру потребления материальных благ и услуг у людей с экономическим образованием;
  6.              Выявить результаты получения экономического образования.

Гипотеза: люди выбирают экономическое образование, надеясь на то, что в дальнейшем это автоматически поможет им организовать свое дело или производство или, полагая, что такое образование даст конкурентное преимущество при устройстве на работу и карьерном росте. Однако не всегда успех зависит от образования. Важное место занимают личные качества человека — его стремления, умения и способности — именно они и определяют успешность человека.

Результаты исследования. Относительно целей получения экономического образования, по результатам проведенного опроса, было установлено, что большая часть людей (80 %) считает экономические специальности перспективными в настоящее время. Однако здесь необходимо ввести пояснение: 40 % опрошенных считает экономические специальности перспективными в связи с тем, что в современном мире большое значение играет развитие рыночных отношений и, следовательно, человек с экономическим образованием легко сможет найти работу. Остальные 40 % считают, что экономические специальности не перспективны в той или иной мере: 26,7 % людей считают, что перспективны далеко не все экономические специальности, остальные 13,3 % полагают, что важнее всего личностные качества. И, наконец, 20 % людей не считают экономические специальности перспективными вообще.

При этом 73,3 % опрошенных считают, что экономические специальности востребованы, но только за счет нехватки квалифицированных кадров (востребованность со стороны работодателя), простоты обучения и чрезмерной идеализации своего будущего (востребованность со стороны обучаемого).

Большая часть людей связывает стремление получить экономическое образование в связи с чрезмерной идеализацией своего будущего, связанной с получением высокооплачиваемой работы и успехом в деловой сфере и бизнесе.

Относительно реальных результатов получения экономического образования можно отметить, что в большинстве случаев опрошенные указали, что люди с экономическим образованием работают рядовыми экономистами, менеджерами, бухгалтерами со средней зарплатой 35000–50000 рублей, что считается оптимальным доходом среди опрошенных. Также здесь следует отметить то, что 6,7 % опрошенных указали оптимальный доход 25000–35000 рублей, в то время как 13,3 % людей указали этот диапазон в качестве зарплаты экономиста. Доход свыше 50000 рублей считают оптимальным 20 % опрошенных и 13,3 % людей указали такую зарплату для экономиста. Таким образом, зарплата экономиста колеблется на уровне среднего и, по мнению опрошенных, она будет скорее ниже оптимального уровня.

Анализируя взаимосвязь между полученным экономическим образованием и успехом на работе, можно установить, что экономическое образование играет не очень важную роль при построении успешной карьеры: большая часть людей ответила, что при устройстве на определенные должности может потребоваться экономическое образование, но в дальнейшем работодатель оценивает уже личностные качества сотрудника. Около 30 % опрошенных сказали, что при устройстве на работу экономическое образование вообще не играет никакой роли. Если взять во внимание достижение работником карьерных вершин, то здесь более половины людей отметили, что для построения успешной карьеры требуется получение дополнительных знаний и умений, выходящих за рамки образовательного процесса, а около 30 % людей ответили, что экономическое образование вообще не играет никакой роли при достижении успехов в работе.

Относительно оценки качества уровня экономического образования от престижности вуза закономерности не прослеживается: вуз лишь формирует жизненные принципы, способен помочь принять правильное решение, сформировать цели, но в остальном все зависит от того, чего хочет сам человек, как он воспринимает информацию, как реализует ее в реальной жизни — так считают более половины опрошенных. Около 30 % людей вообще не связывают качество образования и престижность вуза, делая упор сугубо на личные качества человека. Однако опрашиваемые отметили, что без образования невозможно построить карьеру, но важна не специальность, а уровень образования (высшее, среднее специальное и т. д.).

Потребление товаров и услуг у людей с экономическим образованием оптимальное, но мало отличающееся от потребления людей с другим типом образования — так считают 66,7 % опрошенных. Однако 20 % людей считают, что люди с экономическим образованием могут позволить себе больше, чем остальные, но при этом только 6,7 % признали, что качество этих товаров очень хорошее, 73 % полагают, что эти товары обычного качества, то есть их могут позволить себе люди и с другим типом образования и со средним достатком.

В настоящее время, при актуальности экономического образования, 60 % опрошенных не хотят получать экономическое образование, так как в этом нет необходимости.

Таким образом, получение высшего экономического образования является актуальным в настоящее время, однако, оно не влияет на карьерный рост и достаток. Получение высшего образования является необходимым в настоящее время, но важна не получаемая специальность, а уровень образования. Высшее образование играет существенную роль в успешности человека, но настоящее образование — это не наличие «корочек». Образование — это способность правильно мыслить, планировать свои действия и грамотно воспринимать поступающую информацию.

 

Литература:

 

  1.              В «РГ» подвели итоги вступительной кампании 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/08/10/rektori.html (дата обращения: 12.01.2016);
  2.              Профессия экономист: обзор и подробное описание. [Электронный ресурс]. URL: http://edunews.ru/professii/obzor/Ekonomicheskie/economist.html (дата обращения: 12.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): экономическое образование, высшее экономическое образование, специальность, высшее образование, получение, оптимальный доход, рыночная экономика, уровень образования, часть людей, высокооплачиваемая работа.


Похожие статьи

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Современное общественное развитие и гуманизация общего образования: векторы взаимодействия

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Педагогика как наука на пути новых исследовательских задач, переосмыслений и перспектив

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Похожие статьи

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Современное общественное развитие и гуманизация общего образования: векторы взаимодействия

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Педагогика как наука на пути новых исследовательских задач, переосмыслений и перспектив

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Задать вопрос