Гражданственность как основа нравственной культуры личности в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 681 раз

Библиографическое описание:

Показаньева, Д. А. Гражданственность как основа нравственной культуры личности в современном обществе / Д. А. Показаньева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1290/ (дата обращения: 19.12.2024).

В условиях современного кризисного общества воспитание подростков крайне затруднено в силу разносторонних влияний на их личности. К сожалению, современная семья зачастую не является тем институтом общества, который мог бы грамотно воспитывать подрастающее поколение. Многие семьи являются педагогически неграмотными, что влечёт за собой формирование искажённых личностных нравственных качеств подростков и молодёжи. Не усвоив в семье по тем или иным причинам позитивных ценностей, подросток может обрести источник социальной идентичности в неформальной группе, которая станет определять для него нормы поведения и жизненные ценности.

Как справедливо отмечают О. А. Селиванова и Ю. А. Щепина в статье «О неформальных объединениях безнадзорных подростков»: «Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтной группой, являются личностно значимыми, а нормы поведения, принятые в ней, более привлекательны, чем те, которые установлены в семье и школе» [7, с. 50].

Развенчание коммунистической идеологии в 80-х годах привело к культурному вакууму в нашем обществе. И в условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема воспитания нравственных качеств личности становится одной из приоритетных. Гражданственность как одно из основных качеств характера человека имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Оно является одним из первичных принципов человеческого бытия и нравственности. И в эпоху глобальных перемен, когда происходит стремительное развитие новой цивилизации, и жизнь коренным образом меняется, общество испытывает духовный кризис. Возникла ситуация, когда для активного существования и преобразования среды обитания, люди должны обращаться в поисках решения многих вопросов к духовно-нравственным потенциалам нашей страны, что требует соответствующей работы образовательных учреждений с молодым поколением. В современных условиях проблема нравственного воспитания приобретает особую остроту. Условия научно-технического прогресса ведут к культурному хаосу, люди, а особенно подростки и молодёжь становятся заложниками средств массовой информации; поставлено под вопрос воспитание вообще, как покушение на духовную свободу, на индивидуальность растущей личности. Основным источником ценностей для подрастающего поколения являются СМИ, которые пропагандируют в качестве идеала «богатое, сытое, лишённое нравственных сомнений и угрызений совести существование» [1, с. 112-116].

Будущее нашей страны рискует оказаться в руках циничных, эгоистичных,  безнравственных людей, лишённых чувства долга перед своей страной, семьёй и окружающими людьми, попирающих элементарные моральные законы человеческого общежития в угоду своим примитивным желаниям.

Единственным выходом из глубокого культурного кризиса безнравственности видится обращение к духовно-нравственному воспитанию. Решение этой задачи предполагает осмысление вопросов воспитания не только в средней общеобразовательной школе и в средних профессиональных заведениях, но и, конечно, в высших учебных заведениях, тем более формирование духовно-нравственной готовности личности к жизнедеятельности в быстро меняющихся условиях стало важной проблемой педагогики высшей школы.  Проблема заключается в противоречии между качественно изменившимися требованиями общества к специалисту с высшим образованием, способностью студента ответственно выполнять эти требования и организацией в вузе процесса формирования ответственности и гражданственности как личностных, так и профессиональных качеств у студентов.

Несмотря на то, что данная проблема существует и остаётся актуальной на протяжении достаточно большого количества времени, целенаправленному воспитанию студентов уделяется мало внимания. Возможно, это обусловлено мнением, что человек в 18-19 лет – это уже сформировавшаяся личность и не следует покушаться на её  индивидуальность – это не приведёт к желаемому результату. Можем предположить, что кроме названной причины существует ряд других, среди которых – неверное понимание функции вуза, которая сводиться лишь к образованию молодого поколения, передачи им определённых знаний и сформированию профессиональных навыков в соответствии с выбранной специальностью, а воспитание важных для будущей самостоятельной жизни личностных качеств отходит на второй план. 

Результат сложившейся ситуации – низкий уровень общей культуры студентов и старшеклассников, иждивенческие настроения, неспособность самостоятельно решать многие жизненные проблемы цивилизованным путём, отсутствие целеполагания, примитивные интересы и неуважение к окружающим людям – социальный эгоизм. Распространены такие социальные пороки общества как расовая ненависть, социальная агрессия, преступность и отсутствие патриотизма у современной молодёжи.

Поэтому перед педагогами вуза, как основного звена подготовки специалистов, стоит социально значимая задача по созданию условий, способствующих развитию у студентов ответственности как личностно и профессионально значимого качества, отвечающего потребностям российского общества, обеспечивающего специалисту конкурентоспособность на рынке труда, и гражданственности, как важного социального свойства индивида.

Наше исследование посвящено проблеме воспитания гражданственности подростков, что предполагает в будущем создание программы формирования данного качества у студентов.

Нами было проведено исследование по выявлению ценностных ориентаций старшеклассников, в котором использовалась диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой.

Проведение исследования по выявлению ценностных ориентаций подростков позволило сделать определённые выводы:

1. В целом, для подростков, как из городской, так и из сельской местности, характерен достаточно высокий уровень значимости приятного времяпрепровождения и отдыха. Общение как ценность также имеет высокие показатели.

2. Здоровье как ценность имеет средние показатели. Но, следует заметить, что у детей из сельской местности здоровье имеет большую ценность, нежели у городских. Невысокую значимость здоровья как ценности для современных подростков можно объяснить не только низким уровнем пропаганды здорового образа жизни, но и тем, что для детей подросткового возраста важно, что происходит в данный момент, а не какая-то отдалённая перспектива. А это приводит к тому, что большинство подростков не признают необходимости активно заботиться о своём здоровье.

3. Такие ценности, как поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, природе, человеке и социальная активность имеют очень низкую значимость для подростков.

Таким образом, основная проблема заключается в неправильной расстановке приоритетов у подростков, смещение ценностных ориентаций в негативную сторону, отсутствие интереса к нравственным ценностям, познанию нового, социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе. Как результат – низкий уровень развития современных подростков, отсутствие ярких устремлений, ориентаций на будущее, ориентации на удовлетворение сиюминутных потребностей.

В ходе проведённого нами исследования по выявлению уровня гражданственности у подростков (учащихся 8-11 классов в возрасте 12-17 лет) получены следующие результаты:

19 % испытуемых проявили низкий уровень гражданской воспитанности; 76 % испытуемых показали средний уровень развития гражданственности; 5 % испытуемых показали высокий уровень гражданской воспитанности.

Таким образом, существует социальная потребность в формировании у подростков и молодёжи ценностного отношения к своему ближайшему окружению, в формировании толерантности к людям другой национальности, развитии таких качеств, как способность отстаивать свою позицию, в том числе, по возможности, в политических вопросах, непосредственно касающихся граждан, умение грамотно и цивилизованно решать создавшиеся конфликтные ситуации.

Ведь, как верно заметил В. А. Сухомлинский, «чем тяжелее преступление, тем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности…»     [8, с. 9].

Необходимо повышать нравственный, гражданский, интеллектуальный уровень развития подростков и молодёжи, предоставить им возможность самовыражаться в позитивных формах, в частности, в неформальных объединениях позитивной направленности, или создавая для них необходимые организации по интересам, а также в учебной познавательной деятельности, ведущей в этом возрасте.

Мы полагаем, что сущность гражданского воспитания состоит в стимулировании у подростков интереса к отечественной истории, формировании уважительного отношения к труду, поощрении принимать посильное участие в происходящих событиях в стране, в реализации молодёжных инициатив социокультурной и охранно-оздоровительной направленности [7, с. 42].

На основании педагогического опыта в области гражданского воспитания, в частности, на основании опыта Н. Коваленко, Е. Рымановой, Н. Мичеевой,                     М. Игнаткиной, В. Горбунова и др., а также рассматривая гражданское воспитание как совокупность форм и средств, мы выделили основные и наиболее эффективные.

Они направлены на формирование у молодёжи таких гражданских качеств, как трудолюбие, ответственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, окружающей природе, толерантность.

Формами развития гражданственности у подростков и молодёжи являются:

- организация правовых лекториев «День уголовного права», «День покупателя», «День истории России», «День семейного права»;

- проведение вечеров вопросов и ответов по актуальным проблемам (в качестве примера – методика «Гражданский форум», авторы Коваленко Н., Комаров К., Чуйкова И., Якимович И. [2, с. 5-14];

- проведение спецкурсов «Флора и фауна Краснодарского края», «Литература», «Экология», «История», «Искусство»;

- экскурсии по родному городу, краю – «Дома и улицы родного города»;

- музейная работа – создание школьного музея;

Данные формы работы с подростками и молодёжью осуществляются с помощью таких средств воспитания, как общение, природа, культура, дело (труд), познание, игра.

И, главным фактором гражданского воспитания является, конечно, личность педагога, богатство его души, способность к творчеству, любовь к Родине, любовь к детям и гражданская смелость. 

 

Библиографический список

1. Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста // Педагогика. - №8, 2008. – с. 112-116.

2. Коваленко Н., Комаров К., Чуйкова И., Якимович И. Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению // Воспитание школьников. - №4, 2006 – с. 5-14.

3. Косарецкая С. В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединениях молодёжи – М.; Гуманитар. издание центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с. – (Семейная библиотека) - ISBN 5-691-01272-X.

4. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое обществ России, 2004. – 480с. ISBN 5-93134-251-6

5. Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона // Воспитание школьников. - №5, 2008. – с. 28-30.         

6. Полонский И. С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., - 1983. – С. 24-31.

7. Селиванова О. А. Щепина Ю. А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков // Педагогика. - №10, 2005 – с. 49-52.

8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина/Пер. с укр. Н. Дангуловой. – 3-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 335 с.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское воспитание, подросток, ISBN, ценность, Воспитание школьников, гражданская воспитанность, молодое поколение, родной город, сельская местность, социальная активность.


Задать вопрос