Статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. По мнению автора, гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. В исследовании определены предпочитаемые группы гражданской идентификации у подростков и взрослых людей, эмоционально-ценностные установки по отношению к различным категориям гражданской идентичности. В ходе эмпирического исследования подтверждено предположение о том, что гражданская идентичность взрослых и подростков имеет содержательные и структурные особенности. Установлено, взрослые респонденты имеют более определённую гражданскую идентичность (чувствуют принадлежность к общности граждан России, занимают активную гражданскую позицию), подростки еще не способны идентифицировать себя с одной из социальных групп (их идентичность является неопределенной и «спутанной»).
Ключевые слова: гражданская идентичность, идентификация, предпочитаемые группы идентификации, неопределенная идентификация подростков.
Россия многонациональная страна, на территории государства проживают люди с различной национальностью и религией. Поэтому могут возникать межнациональные и межконфессиональные конфликты [1, с. 30]. Современные геополитические условия, в которых необходимо существовать российскому государству, актуализируют давно забытую проблему гражданской идентичности личности и патриотизма. Востребованность общества в гражданах, имеющих осознанную гражданскую позицию, связано с необходимостью отвечать на современные вызовы – проявления терроризма и сепаратизма в странах, граничащих с нашим государством; недовольство «коренных» граждан миграционными процессами внутри страны; желание молодежи эмигрировать и т. д. Гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы исследования.
Анализ феномена «гражданская идентичность» показал, что нет единого мнения о понятии, структуре и возрастных особенностях гражданской идентичности (Т. М. Водолажская, Н. А. Галактионова, Д. В. Григорьев, Л. М. Дробижева, Н. Л. Иванова, Р. Ю. Шикова, М. А. Юшин) [3]. Так, например, Т. М. Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе. Юшин М. А. представляет её как тождественность личности статусу гражданина. Ряд учёных рассматривают гражданскую идентичность наряду с этнической. В своем исследовании мы будем определять «гражданскую идентичность» как осознание личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [4]. Осознание причастности, принадлежности к гражданской общности предполагает наличие у индивида представлений о принципах и основах данного объединения, об идентифицирующих признаках, о гражданстве и характере взаимоотношений государства и гражданина, а также взаимоотношений между собой граждан данной общности.
Целью нашего исследования является сравнение особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. Выдвинуто предположение, что гражданская идентичность взрослых и подростков имеет содержательные и структурные особенности. В исследовании приняли участие пятьдесят испытуемых: двадцать пять подростков (12-13 лет), и двадцать пять взрослых испытуемых (25-45 лет).
Для сбора эмпирического материала использованы психогеометрическая методика С. Деллингера и метод попарных сравнений в модификации кафедры психологии образования «АмГПГУ». Количественная обработка данных результатов исследования проведена с помощью методов математической статистики.
Формирование гражданской идентичности молодого поколения людей осуществляется под воздействием условий жизнедеятельности той социальной общности, в рамках которой молодежь социализируется, отражая социальное положение молодежи и его особенности, специфику взаимодействий с государством.
Для выделения предпочитаемых групп гражданской идентификации применён метод попарного сравнения. Результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Предпочитаемые группы гражданской идентификации у подростков и взрослых людей
Категории |
Взрослые |
Подростки |
||
% |
ранг |
% |
ранг |
|
Гражданин России |
68 |
1 |
48 |
1 |
Гражданин Мира |
12 |
3 |
20 |
2 |
Моя религиозная группа |
16 |
2 |
12 |
|
Моя этническая группа |
4 |
4 |
||
Смешанный |
- |
16 * |
3 |
|
*значимые различия по критерию Фишера при р≤0,01
Исследование предпочитаемых групп социальной идентификации показало, что самой важной и для подростков, и для взрослых людей является группа – «Гражданин России» (соответственно 48%; 68%). Второй группой, по процентной представленности, у подростков является – «Гражданин Мира» (20%), а у взрослых людей – «Моя религиозная группа» (16%). Третьей по значимости для взрослых испытуемых является группа – «Гражданин Мира» (12%). А у школьников третьей по количеству выборов является смешанный тип идентификации, где нет явных предпочтений социальной идентификации (16%). У взрослых такой тип идентификации отсутствует. Следующей по значимости у подростков является идентификация с понятием – «Моя религиозная группа» (12%). Обе группы респондентов практически не идентифицируют себя с понятием – «Моя этническая группа» (соответственно 4%; 4%). Подсчет различий по предпочитаемым группам идентификации подростков и взрослых с помощью коэффициента Фишера показал, что значимо больше подростков имеют неопределенную идентификацию (Yэмпр = 2.91, при р≤0,01). Данный факт подтверждает мнение Э. Эриксона и В.С. Мухиной, которые указывают на то, что подростки еще не способны идентифицировать себя с одной из групп для них характерна путаница социальных ролей.
Методика С. Деллингер позволила нам изучить эмоционально-ценностные установки по отношению к различным категориям гражданской идентичности. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Процентное соотношение ассоциации гражданско-правовых категорий с психогеометрическими формами у подростков и взрослых
Категории |
Встречающиеся фигуры, в % |
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||
Подр. |
Взр. |
Подр. |
Взр. |
Подр. |
Взр. |
Подр. |
Взр. |
Подр. |
Взр. |
|
Гражданин России |
24 |
16 |
36 |
52 |
0 |
4 |
20 |
16 |
20 |
12 |
Россия |
28 |
16 |
32* |
60* |
16 |
8 |
4 |
0 |
20 |
16 |
Мы |
8 |
20 |
36 |
64 |
16* |
0* |
28 |
12 |
12 |
4 |
Я |
32 |
12 |
24* |
68* |
8 |
4 |
16 |
8 |
20 |
8 |
Они |
28 |
12 |
24 |
12 |
28 |
52 |
8 |
12 |
12 |
12 |
Иностранцы |
28 |
20 |
32* |
8* |
24* |
68* |
8 |
4 |
8 |
0 |
Заграница |
8 |
24 |
16 |
4 |
44 |
48 |
8 |
24 |
24* |
0* |
*значимые различия по критерию Манна-Уитни при р≤0,05
Результаты анализа психогеометрического теста показали, что большая часть взрослых респондентов ассоциируют с категориями «Я», «Гражданин России», «Россия» и «Мы» фигуру «круг». И приписывают этим категориям такие качества как доброжелательность, контактность, уступчивость, гостеприимство, нерешительность [5, с. 380]. Для взрослых респондентов данные понятия объединены в единый смысловой блок «Свои». Категории «Они», «Заграница», «Иностранцы» большая часть взрослых респондентов ассоциируют с фигурой зигзаг, приписывая данным категориям такие качества как импульсивность, непредсказуемость, креативность, инакомыслие [5, с. 380]. Данный факт указывает, что для взрослых респондентов эти понятия объединены в единый смысловой блок «Чужие».
В группе подростков не удалось выделить ярко выраженных смысловых блоков. Все категории ассоциируются примерно в равных долях с различными психогеометрическими фигурами. Данный факт указывает на неопределенность и слабую дифференцированность представления о группе «Свои» и «Чужие».
Анализ литературы показал, что процесс идентификации основан на процессах интеграции и дифференциации, поэтому в идентичности отражаются представления человека о принадлежности к общности своих и одновременном отличии от чужих [2]. Основываясь на данном положении, мы показали, что гражданская идентификация взрослых людей является определенной и хорошо дифференцированной, а идентификация подростков является неопределенной.
Для подтверждения своих предположений, был использовали метод корреляционной статистики, который позволил обнаружить корреляционные связи между оцениваемыми категориями. Результаты анализа представлены в таблице 3 и рисунке 1.
Таблица 3
Категории |
Гражд. России |
Россия |
Мы |
Они |
Иностр. |
Загран. |
Я |
Гражд. России |
1,00 |
0,50 |
0,97* |
-0,72 |
-0,20 |
-0,36 |
0,92* |
Россия |
0,50 |
1,00 |
0,61 |
-0,36 |
-0,05 |
-0,60 |
0,76 |
Мы |
0,97* |
0,61 |
1,00 |
-0,70 |
-0,10 |
-0,35 |
0,97* |
Они |
-0,72 |
-0,36 |
-0,70 |
1,00 |
0,70 |
0,72 |
-0,72 |
Иностранцы |
-0,20 |
-0,05 |
-0,10 |
0,70 |
1,00 |
0,82 |
-0,15 |
Заграница |
-0,36 |
-0,60 |
-0,35 |
0,72 |
0,82 |
1,00 |
-0,50 |
Я |
0,92* |
0,76 |
0,97* |
-0,72 |
-0,15 |
-0,50 |
1,00 |
Корреляционные связи между группами категорий гражданской идентичности у взрослых людей
* коэффициент корреляции Спирмена при р ≥0,5
Структура гражданской идентификации в выборке взрослых респондентов является определённой – в ней четко выделяется смысловой блок «Свои», который объединяет категории «Гражданин России», «Мы» и «Я». В тоже время отсутствие корреляционных связей между категориями «Они», «Заграница», «Иностранец» указывает на наличие неопределенности в отношении группы «Чужих», отсутствии четких критериев для ее выделения.
Рис. 1. Особенности гражданской идентификации взрослой выборки респондентов
Корреляционных связей между группами категорий гражданской идентичности у подростков обнаружено не было. Гражданская идентификация подростков является неопределенной и плохо дифференцированной, нет строгих ассоциативных связей между объектами.
Таким образом, исследование гражданской идентичности показало, что взрослые респонденты имеют более определённую гражданскую идентичность, они чувствуют принадлежность к общности граждан России, занимают активную гражданскую позицию, в отличии от подростков. Гражданская идентичность подростков является неопределенной и плохо дифференцированной. На сегодняшний день в условиях социальной неопределенности, нестабильности развития российского общества формирование гражданской идентичности молодежи приобретает противоречивый, спонтанный и спутанный характер. Данные обстоятельства указывают на объективную необходимость эффективной работы с молодежью направленной на формирования активного гражданина российского общества.
Литература:
- Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология : анализ и менеджмент: учеб. пособие / А. Р. Аклаев. – М.: Дело, 2005. – 471 с.
- Андреева Г.М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. – 288с.
- Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386.
- Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». – Режим доступа: URL:http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/. – 2013.
- Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.