В статье представлен теоретический анализ особенностей эмоциональной сферы, внешней и внутренней религиозности и психологического благополучия пожилых людей. По состоянию на 2024 год существует дефицит комплексных исследований, которые бы охватывали не только медико-биологические, но и эмоционально-психологические потребности пожилых людей. На наш взгляд, одной из причин такой низкой степени разработанности проблемы является табуированность в российском обществе темы старости. Но увеличение доли пожилых людей в современном обществе так или иначе будет способствовать повышению научного внимания к геронтологическим вопросам.
Ключевые слова: психологическое благополучие пожилых людей, внешняя и внутренняя религиозность, особенности эмоциональной сферы пожилых людей.
Введение . По состоянию на 2024 год существует дефицит комплексных исследований, которые бы охватывали не только медико-биологические, но и эмоционально-психологические потребности пожилых людей. На наш взгляд одной из причин такой низкой степени разработанности проблемы является табуированность в российском обществе темы старости. Но увеличение доли пожилых людей в современном обществе так или иначе будет способствовать повышению научного внимания к геронтологическим вопросам.
Теоретический обзор литературы . Понятие психологического благополучия охватывает значимые исследования, проведённые рядом авторов, такими как Н. Брэдбёрн (Bradburn, 1969), В. Уилсон (Wilson, 1967), Э. Динер (Diener, 1984), А. Уотерман (Waterman, 1993), К. Рифф (Ryff, 1995), М. Селигман (Seligman, 2002), П. П. Фесенко (2005), Ю. Б. Дубовик (2012), Долгополова О. А. (2019), Корсакова Н. К. (2009), Скорынин А. А. (2020).
Психологическое благополучие рассматривается в науке как поликомпонентный феномен, который характеризует степень оптимального функционирования и включает преобладание положительных эмоций, субъективное ощущение счастья и удовлетворённости своими достижениями.
Н. Брэдбёрн [6] рассматривал психологическое благополучие как баланс положительных и негативных эмоций, в то время как Э. Динер в 1984 году ввёл в эту тематику понятие «субъективное благополучие», состоящее из трёх ключевых компонентов: удовлетворенность жизнью, совокупность положительных эмоций и наличие отрицательных переживаний [7].
Важным вкладом в формирование целостного понимания психологического благополучия стала теория К. Рифф, в которой она отходит от гедонистической ориентации психологического благополучия [14]. Она обобщила множество теорий (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К. Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, М. Яходы и др.), представив в итоге шесть элементов, определяющих психологическое благополучие: автономия, управление окружающей средой, личностный рост, позитивные отношения с окружающими, наличие целей в жизни и самопринятие [15]. Каждый из этих компонентов оказывает непосредственное влияние на эмоциональную сферу пожилых людей, определяя их способность справляться с трудностями и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Уровень психологического благополучия неразрывно связан с особенностями эмоциональной сферы пожилых людей, которая изучена многими отечественными исследователями, такими как О. Б. Краснова [2], Л. И. Анцыферова [1], и Н. Ф. Шахматов [4], что позволяет глубже понять психологические аспекты старения. Исследования показывают, что с возрастом личностные характеристики могут меняться — снижается эмоциональная реактивность и повышается способность к эмоциональной регуляции. Психологические проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни после выхода на пенсию, часто приводят к сложным эмоциональным состояниям, включая депрессию, одиночество и тревогу [4, 5]. Однако важно отметить и плюсы — многие пожилые люди, несмотря на свои ограничения, могут развивать активные способы переживания счастья и достижения внутреннего удовлетворения.
Недостаточно разработанной в геронтологии темой, на наш взгляд, является тема религиозности в контексте психологического благополучия пожилых людей. В виду своей собственной нерелигиозности многие исследователи считают эту тему недостаточно важной в анализе личности [8]. Д. А. Леонтьев указывает на то, что данные психологических исследований последнего времени во многом свидетельствуют скорее в пользу положительного влияния религиозности на психологическое благополучие, устойчивость и развитие (см.: Эммонс, 2004) [3]. Однако пока не решена важнейшая методологическая проблема — разделения «внутренней» и «внешней» религиозности (Г. Олпорт, 1950). В целом можно говорить о положительном влиянии на психологическое благополучие внутренней религиозности и негативном — внешней [13]. Внутренняя религиозность обнаруживает положительную корреляцию с психологическим здоровьем в целом, отрицательную — с депрессией [16]. Кроме того, внутренняя религиозность в отличие от внешней способствует существенному снижению страха смерти, так как через неё смерть обретает смысл [9]. Этот аспект представляет на наш взгляд особенно большой интерес в контексте изучения психологического благополучия пожилых людей.
Выводы . В заключение хотим отметить, что психологическое благополучие в пожилом возрасте зависит от множества факторов и крайне необходимо более глубокое осмысление со стороны научного сообщества этого феномена. Пожилые люди нуждаются в психологическом сопровождении для благополучного преодоления кризиса поздней взрослости.
Литература:
- Анциферова, Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? 1994. № 3 (15). C. 99–105.
- Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения / Краснова О. В., Лидерс А. Г., Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 288 c.
- Леонтьев Д. А. Кесарю — кесарево 2007. № 2 (4).
- Шахматов Н. Ф. Старение. Норма и патология / Шахматов Н. Ф., Самара: БАХРАХ М, 2004. 228–332 c.
- Яремчук, С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности 2013. № 5 (34). C. 85–95.
- Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. / Bradburn N., Chicago: Aldine Pub. Co.-е изд., 1969. 320 c.
- Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 95(3), 542–575. doi:10.1037/0033–2909.95.3.542.
- Hill P. C., Pargament K. I. Advances in the Conceptuali zation and Measurement of Religion and Spirituality: Implications for Physical and Mental Health Research 2006. № 1 (8).
- Hui V. K.Y., Fung H. H. Mortality Anxiety as a Function of Intrinsic Religiosity and Perceived Purpose in Life 2009. № 1 (33).
- LaMonica H. M. et al. Differential effects of emotional information on interference task performance across the life span 2010. № 141 (2). C. 1–5.
- Marquez-Gonzalez M. et al. Emotional experience and regulation across the adult lifespan: Comparative analysis in three age groups 2008. № 4 (20). C. 616–620.
- Mather M. The emotion paradox in the aging brain 2012. № 1 (1251). C. 33–49.
- Pargament K. I. The Bitter and the Sweet: An Evaluation of the Costs and Benefits of Religiousness 2002. № 3 (13).
- Ryff C. D. Happiness Is Everything, or Is It? Explorations on the Meaning of Psychological Well-Being.
- Ryff C. D., Keyes C. L. M. The Structure of Psychological Well-Being Revisited.
- Smith T. B., McCullough M. E., Poll J. Religiousness and Depression: Evidence for a Main Effect and the Moderating Influence of Stressful Life Events 2003. № 4 (129).