Изучение когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 02.09.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Фомякова, А. С. Изучение когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей / А. С. Фомякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117432/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста. Процесс старения характеризуется комплексом физиологических и психоэмоциональных явлений, в частности ухудшением физических, умственных и психологических качеств человека, потерей жизненных сил и энергии. Это оказывает значительное влияние не только на самостоятельную повседневную жизнь пожилых людей, но и влечет за собой необходимость предоставлять помощь и уход со стороны близких людей и родственников. Наше исследование направлено на выявление и изучение когнитивно-поведенческих особенностей людей пожилого возраста для более детального анализа проблематики динамичных негативных изменений в психологии людей пожилого возраста, а также для усовершенствования методов выявления и анализа этих особенностей.

Ключевые слова : пожилой возраст, когнитивно-поведенческие особенности, когнитивные нарушения.

The article investigates the cognitive-behavioral characteristics of elderly people. The aging process is characterized by a complex of physiological and psycho-emotional phenomena, in particular, deterioration of physical, mental and psychological qualities of a person, loss of vitality and energy. This has a significant impact not only on independent daily life of the elderly, but also entails the need to provide assistance and care from close people and relatives. Our study aims to identify and study cognitive-behavioral features of elderly people for a more detailed analysis of the problems of dynamic negative changes in the psychology of elderly people, as well as to improve the methods of identification and analysis of these features.

Key words: Older age, cognitive-behavioral features, cognitive impairment.

Термин «пожилой возраст» нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения, однако он, несомненно, связан с темпами биологического, психологического и социального старения. Так, к особенностям биологического старения можно отнести возрастную дальнозоркость (возможно катаракту), появление седых волос, морщин, выпадение зубов, для женщин характерно появление менопаузы. В качестве примеров социального старения можно назвать изменение в их социальной роли, например, когда у людей рождаются внуки или правнуки. Однако следует отметить, старение непосредственно связано с самоощущением человека своего возраста, так называемой психологической старостью [8, с 219]. Так, в исследовании Т. В. Смирновой, проведенном совместно с Центром социальных исследований “РОСС-ХХI век” в Саратове в 2006 году в качестве признаков старения рассматривались снижение или потеря интереса к жизни, сужение круга общения, отсутствие стремления к новым впечатлениям, обращение собственных размышлений в прошлое. В ходе исследования было выявлено сильное влияние на субъективное ощущение старости таких факторов как календарный возраст, социальный статус (профессиональный), интенсивность общения [7, с. 26]. Авторы учебного пособия по геронтопсихологии О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова высказывают мнение о том, что, медицинской точки зрения, пожилой возраст начинается, когда в организме начинают происходить необратимые изменения, которые зачастую начинаются в так называемом среднем возрасте. С экономической точки зрения пожилой возраст можно отсчитывать с наступлением пенсионного возраста [3, с. 42].

К неизбежным изменения в пожилом возрасте Л. М. Лучшева относит изменения, происходящие во внешности, фигуре и здоровье. Кроме этого, человек вынужден уходить из профессии, которая долгие годы являлась частью жизни, рушатся привычки, изменяется образ жизни, происходит переоценка «Я», финансовых возможностей. При этом пожилые женщины более трудно воспринимают изменения, связанные с телом, здоровьем, красотой, а мужчины — с профессией, материальным статусом и достатком [6, с. 324].

Российский ученый К. А. Боженкова, писала, что пожилые люди постепенно отделяются от социума и полностью эмоционально изолируются. Такое осознанное поведение приводит к раннему старению, т. е. человек стареет психологически быстрее, чем биологически и физически. Долгожители отмечают, что всю свою жизнь были нужны и востребованы в своей семье, обществе, не ощущали чувства одиночества, у них не было экзистенциального вакуума, была цель в жизни [1, с.19]. Данного мнения придерживается А.П, Корниенко, который в своем исследовании отмечает проживание в одиночестве наиболее весомым фактором в негативной когнитивно-поведенческой динамике пожилых людей. По словам ученого, одиночество сопровождается разрушением прежних социальных связей, утратой большей доли коммуникации в повседневности и отсутствием поддержки со стороны родных, близких и друзей, что может нанести существенный ущерб психическому и физическому здоровью. Наиболее значимой характеристикой проживания самостоятельно ученый выделяет именно «автономность и отсутствие ожидания поддержки, то есть независимость, а также адаптация к подобным условиям» [5, с. 58].

Ссылаясь на исследование С. Н. Бруновой ««Когнитивные нарушения пожилого и старческого возраста» можно утверждать, что когнитивные нарушения являются наиболее распространенными признаками пожилого возраста. Эти нарушения связаны с ухудшением памяти, умственной работоспособности. То, что на первых порах прикрывается «забывчивостью», в совокупности оправдывающаяся утомляемостью, плохим сном, а также игнорируемая самим человеком и докторами, в конечном итоге приводит к формированию «грубого психического расстройства, полностью дезадаптирующего пациента в обществе» [2, с. 54].

Исследование когнитивных и эмоциональных нарушений у лиц пожилого возраста нашло отражение в работе И. Б. Зуевой, Ю. В. Кима, М. Ю. Сусловой, И. Д. Юшкова. В исследование были включены 90 пациентов в возрасте от 65 до 90 лет (средний возраст — 77,28 ± 9,57 года). Всем пациентам назначилось клиническое обследование с определением антропометрических показателей. Участники исследования были рандомизированы на три равные группы.

В первой группе назначали этилметилгидроксипиридина сукцинат (Эврин) внутримышечно в дозе 250 мг/сут (ампулы 50 мг/мл — 5 мл). Препарат относится к классу 3-оксипиридинов, является ингибитором свободнорадикальных процессов, мембранопротектором, характеризуется антигипоксическим эффектом, повышает устойчивость организма к стрессу.

Пациенты второй группы получали магнитотерапию с использованием аппарата «Алмаг-03», предназначенного для физиотерапии низкочастотным низкоинтенсивным импульсным магнитным полем. Излучатель аппарата «Алмаг-03» размещался на голове. Кабели ввода располагались по центру затылочной области, а крайние индукторы — на лобной части головы. Курс терапии включал 14 сеансов по 15–20 минут.

В третьей группе применяли этилметилгидроксипиридина сукцинат (Эврин) внутримышечно в дозе 250 мг/сут в комбинации с магнитотерапией. Длительность терапии во всех группах составила 14 дней [4, с. 18].

Нейропсихологическое тестирование выполнялось исходно и по завершении исследования во всех группах. Исследователи применяли Монреальскую шкалу оценки когнитивных функций (Montreal Cognitive Assessment, MoCA).

Применялись также тесты «рисование часов», «шифровка», «10 слов по Лурии». Уровень тревоги и депрессии определяли по гериатрической шкале депрессии и опроснику тревоги в гериатрии. Субъективные характеристики сна оценивали на основании специального опросника (А. М. Вейн, 2006) [4, с. 19].

Исходно во всех группах были сопоставимы параметры когнитивных функций, уровень депрессии и тревоги, а также показатели качества сна. Через две недели от начала терапии во всех трех группах отмечалось улучшение сна по сравнению с исходными показателями. На фоне терапии во всех группах наблюдалось достоверное уменьшение уровня тревоги по сравнению с исходными данными. Динамика показателей эмоционального статуса и качества сна на фоне терапии у пациентов пожилого и старческого возраста всех группах.

В группе комбинированной терапии зарегистрировано более значимое улучшение качества сна, чем в первой и второй группах. Кроме того, на фоне комбинированной терапии выявлена тенденция к более значимому снижению уровня тревоги. Переносимость терапии была хорошей у всех пациентов. Нежелательные явления не зафиксированы. Все пациенты завершили исследование.

Помимо клинической терапии немаловажную роль в предотвращении и минимизации когнитивно-поведенческих изменений играет построение концепций и механизмов, препятствующих негативной динамике и позволяющих трансформировать внутренний ресурс человека с целью поддержания его физического, психического и социального здоровья. Так, исследователь С. Мадди разработал концепцию жизнестостойкости, в рамках которой рассматриваются убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса. Анализируя жизнестойкость как систему убеждений человека, C. Мадди предложил четкий конструкт жизнестойкости, состоящий из трех компонентов:

1) вовлеченность — это убежденность человека, в том, что вовлеченность в реальную действительность дает ему возможность найти в ней интересное и важное для себя;

2) контроль — это убеждение человека в том, что на результат того, что происходит в реальности, может повлиять только борьба как выбор собственной стратегии деятельности в конкретной ситуации;

3) принятие риска — это убежденность человека в том, что всё, что с ним происходит, необходимо для его развития, поскольку дает ему опыт как положительный, так и отрицательный [4, с. 326].

Практическое значение модели С. Мадди заключается в том, что автор рассматривает жизнестойкость не просто как психологический феномен, а как важный внутренний ресурс (установку), который человек может осмыслить и изменить с целью поддержания своего физического, психического и социального здоровья. Иными словами, исследование С. Мадди базируется на изучении совладающего поведения личности, то есть поведения, которое обеспечивает продуктивность, здоровье и благополучие человека в стрессовых ситуациях. Формирование такого поведения нацелено на регуляцию эмоционального состояния, социальных взаимодействий, защиту самооценки, позволяет человеку адаптироваться к требованиям ситуации, тем самым уменьшая стрессовое воздействие стресса, которое в пожилом возрасте имеет крайне сильное воздействие на когнитивно-эмоциональное состояние человека.

Таким образом, в пожилом возрасте неизбежны изменения, связанные не только с внешностью и здоровьем, но и с психоэмоциональными и когнитивными изменениями. Негативная психологическая динамика выражается в повышенной ранимости, раздражительности, потери концентрации внимания на широком спектре социально-психологических представлений, сужении круга общения и утратой социальных связей. В результате естественного процесса старения снижаются когнитивные функции, выражающиеся в снижении памяти, скорости обработки информации, исполнительных функций. С учетом того, что количество пожилых людей не только в России, но и в мире, постоянно увеличивается, необходимость более тщательного изучения и построения моделей и концепции исследования когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей становится все более актуальным.

Литература:

  1. Боженкова, К. А. Психологические особенности людей пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия [Текст]/диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 / Боженкова Ксения Алексеевна; Место защиты: Национальный исследовательский Томский государственный университет. — Томск, 2020. — 213 с., с. 23
  2. Брунова, С. Н. Когнитивные нарушения пожилого и старческого возраста (курс лекций для населения) / С. Н. Брунова, Л. А. Лебедева // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — №. 6. — c. 73
  3. Дорогина О. И., Лебедева Ю. В., Токарская Л. В., Хлыстова Е. В. Геронтопсихология: учеб. Пособие [Текст] / под общ. ред. Ю. В. Лебедевой. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020–131 с.
  4. Зуева, И. Б. Когнитивные и эмоциональные нарушения у пациентов пожилого и старческого возраста: возможности терапии на современном этапе [Электронный ресурс] / И. Б. Зуева, Ю. В. Ким, М. Ю. Суслова, И. Д. Юшкова // Эффективная фармакотерапия. — 2021. — Т. 17. — № 29. — С. 14–20. — Режим доступа: URL: DOI 10.33978/2307–3586–2021–17–29–14–20 (дата обращения: 08.08.2024).
  5. Корниенко А. П. Одиночество в старости [Текст] / А. П. Корниенко //Via scientiarum-Дорога знаний. — 2017. — №. 4. — С. 58–61.с. 267.
  6. Лучшева, Л. М. Психологические особенности пожилого возраста [Текст]/Л. М. Лучшева// Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — №. 66–2. — С. 323–326.
  7. Смирнова Т. В. О профессиональных деструкциях в пожилом возрасте [Текст] // Социологические исследования. — СПб.: № 5, 2007. — С. 21–28.
  8. Сорокин Г. Г. Анализ подходов к выделению границ пожилого возраста [Текст] // ХIV Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: 2011. — С. 218–222.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой возраст, группа, изменение, когнитивно-поведенческая особенность людей, социальное здоровье, социальное старение, старческий возраст, сужение круга общения, убеждение человека, убежденность человека.


Похожие статьи

Психология защитных механизмов личности

Целью данной статьи является выявление феноменологии психологических защит личности. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с низкой осведомленностью современного человека о наличии у каждого из нас защитных механизмов личности, которые, в сво...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Детский возраст является периодом интенсивного развития различных аспектов личности ребенка. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей. Творческое мышление и воображение играют ключевую роль в формировании интеллектуальных, э...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Тревожность у беременных женщин

Беременность и роды являются сильными эмоциональными факторами в жизни женщины и оказывают значительное влияние на всю психосоматическую организацию как с точки зрения физиологических процессов, так и психической деятельности. За последние пять лет б...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Похожие статьи

Психология защитных механизмов личности

Целью данной статьи является выявление феноменологии психологических защит личности. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с низкой осведомленностью современного человека о наличии у каждого из нас защитных механизмов личности, которые, в сво...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Детский возраст является периодом интенсивного развития различных аспектов личности ребенка. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей. Творческое мышление и воображение играют ключевую роль в формировании интеллектуальных, э...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Тревожность у беременных женщин

Беременность и роды являются сильными эмоциональными факторами в жизни женщины и оказывают значительное влияние на всю психосоматическую организацию как с точки зрения физиологических процессов, так и психической деятельности. За последние пять лет б...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Задать вопрос