Девиация – вирус современного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нортман, А. Р. Девиация – вирус современного общества / А. Р. Нортман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72447/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях населения. Растет количество подростков, которые не успевают в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления, склонных к суициду или психически нестабильных. Мы считаем, что воспитание подростков в социально-неблагополучной семье является одним из факторов риска возникновения девиантных форм поведения. И должны быть приняты комплексные социально-психологические меры по его профилактике и коррекции.

Ключевые слова: девиация, отклоняющееся поведение, неблагополучная семья, семья, подростки, подростковая девиация, социальная-психологическая терапия, профилактика, девиантное поведение,десоциализация, конфликтная семья.

Неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только повышенная тревожность, духовная опустошенность несовершеннолетних, но также их цинизм, жестокость, агрессивность, так называемые девиантным отклоняющимся поведением.

Под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Само по себе девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются демонстративное поведение, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Многие причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Психологическая девиация же зачастую проявляется в неблагополучных семьях.

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют, как правило, низкий социальный статус, не справляются со своими функциями. Родители в таких семьях зачастую ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия в таких семьях обычно не соответствуют простым санитарно-гигиеническим требованиям, а о воспитании несовершеннолетних, как правило, никто не заботится. Дети оказываются без надзора и соответствующего ухода, часто бывают голодными, отстают в развитии от сверстников, нередко оказываются жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других представителей того же социального слоя.

К этой же группе относятся и конфликтные семьи, где присутствуют скандалы, ссоры и склоки между родителями; во взаимоотношениях проявляются грубость, взаимные угрозы, оскорбления; отсутствуют любовь, уважение, долг, ответственность. Как следствие, у детей в этих семьях нормы поведения имеют искаженный характер. Ссоры и конфликты в семье формируют у ребенка эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе, повышенную тревожность, замкнутость, отчужденность. Ребенок «учится» у своих родителей конфликтному поведению и затем воссоздает его в социуме, включая собственную семью. В итоге общество получает дезадаптированную личность.

Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные), которые внешне выглядят респектабельно, их образ жизни не дает поводов для беспокойства и нареканий со стороны общества. Однако ценностные ориентиры и поведение родителей в них значительно расходятся с общечеловеческими духовными и нравственными ценностями, что отрицательно сказывается и на нравственном облике детей, воспитывающихся в таких семьях. Например, это «делегирование» воспитания ребенка няне и репетитору; формализм в отношениях, отсутствие интереса к детям и искренности в проявлении чувств; стремление откупиться деньгами вместо душевного сочувствия. Такие семьи деструктивно влияют на развитие личности собственных детей.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на психологии людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие.

Политика зарубежных стран, например, Японии в сфере преодоления девиантного поведения молодежи имеет свою специфику. Многолетний опыт борьбы правительства страны с поведенческими отклонениями в подрастающем и молодом поколениях, основанный на сочетании традиционных превентивных мер с инновационными, позволяет говорить о его универсальности.

Приучение детей к дисциплине, строгий контроль их обучения, полная и всесторонняя стандартизация учебных программ на общенациональном уровне — вот те средства, которые применяет государство для повышения эффективности использования своих людских и материальных ресурсов.

Важную роль в «определении лица» будущего поколения японцев, подготавливая их не только к школе, но и жизни в целом, играют дневные центры. Цель такого учреждения — трансформировать сырьевой материал, которым являются маленькие дети, в социально приемлемый продукт». С самого раннего детства этот процесс протекает гораздо более бюрократизированным и институированным образом, чем в большинстве других государств. Стандартизация дошкольного образования позволяет превратить процесс социализации детей в процесс проникновения государства в жизнь любого индивида во имя достижения единства, стабильности и экономического прогресса. Именно усиление роли школьного образования в сдерживании девиантного поведения подростков — одно из важнейших направлений молодежной политики по борьбе с девиантным поведением.

В Германии, обсуждение проблемы девиантного поведения детей неразрывно связано с рассмотрением роли родителей в воспитании подрастающих членов общества. Правовой статус родителей в Германии выше, чем во многих других европейских странах.

Родители не должны игнорировать агрессивное или нестабильное поведение ребенка, так как в будущем это войдет у него в привычку и может привести к девиантному поведению. В целом, следует подчеркнуть, что социально-педагогическая помощь детям и семьям в Германии нацелена на поддержание идеи о важности воспитания ребенка, в том числе и детей с девиантным поведением, в кругу семьи, а не в закрытом учреждении. Итоговая цель работы заключается не в том, чтобы сократить количество жизненных проблем семьи, а в том, чтобы семья научилась преодолевать сообща одновременно несколько трудностей.

После возникновения проявления девиации у подростка к работе с ним подключаются различные специалисты: психологи, юристы, педагоги и так далее, которые проводят работу не только с ребенком, но и с его родителями.

Профилактические меры, используемые специалистами в первую очередь включают в себя: ликвидацию источников негативного влияния, причин и обстоятельств, которые способствовали противоправным действиям подростка; защиту прав и интересов ребенка; социально-педагогическую, психологическую реабилитацию, направленную на исправление и перевоспитание подростка, ранее совершившего нарушения закона, либо изменение его криминогенной ориентации; привлечение подростка к участию в различных мероприятиях, организация занятости и обеспечение досуга свободного от учебы (работы) время.

Литература:

  1. Реуцкая И. Е., Мальцева Т. В. Профессиональное психологическое консультирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 260 с.
  2. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. М., 2004. — 150 с.
  3. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М., 2004. — 320 с.
  4. Попова Е. М., Бугаева А. П. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, семья, ребенок, родитель, большинство родителей, девиантное поведение подростков, общество, отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, подросток.


Ключевые слова

профилактика, семья, подростки, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, неблагополучная семья, девиация, подростковая девиация, социальная-психологическая терапия, десоциализация, конфликтная семья

Похожие статьи

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста

«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика

В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимност...

Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей

Статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. По мнению автора, гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. В исследовании опреде...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Похожие статьи

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста

«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика

В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимност...

Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей

Статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. По мнению автора, гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. В исследовании опреде...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Задать вопрос