Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях населения. Растет количество подростков, которые не успевают в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления, склонных к суициду или психически нестабильных. Мы считаем, что воспитание подростков в социально-неблагополучной семье является одним из факторов риска возникновения девиантных форм поведения. И должны быть приняты комплексные социально-психологические меры по его профилактике и коррекции.
Ключевые слова: девиация, отклоняющееся поведение, неблагополучная семья, семья, подростки, подростковая девиация, социальная-психологическая терапия, профилактика, девиантное поведение,десоциализация, конфликтная семья.
Неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только повышенная тревожность, духовная опустошенность несовершеннолетних, но также их цинизм, жестокость, агрессивность, так называемые девиантным отклоняющимся поведением.
Под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Само по себе девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются демонстративное поведение, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Многие причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Психологическая девиация же зачастую проявляется в неблагополучных семьях.
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют, как правило, низкий социальный статус, не справляются со своими функциями. Родители в таких семьях зачастую ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия в таких семьях обычно не соответствуют простым санитарно-гигиеническим требованиям, а о воспитании несовершеннолетних, как правило, никто не заботится. Дети оказываются без надзора и соответствующего ухода, часто бывают голодными, отстают в развитии от сверстников, нередко оказываются жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других представителей того же социального слоя.
К этой же группе относятся и конфликтные семьи, где присутствуют скандалы, ссоры и склоки между родителями; во взаимоотношениях проявляются грубость, взаимные угрозы, оскорбления; отсутствуют любовь, уважение, долг, ответственность. Как следствие, у детей в этих семьях нормы поведения имеют искаженный характер. Ссоры и конфликты в семье формируют у ребенка эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе, повышенную тревожность, замкнутость, отчужденность. Ребенок «учится» у своих родителей конфликтному поведению и затем воссоздает его в социуме, включая собственную семью. В итоге общество получает дезадаптированную личность.
Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные), которые внешне выглядят респектабельно, их образ жизни не дает поводов для беспокойства и нареканий со стороны общества. Однако ценностные ориентиры и поведение родителей в них значительно расходятся с общечеловеческими духовными и нравственными ценностями, что отрицательно сказывается и на нравственном облике детей, воспитывающихся в таких семьях. Например, это «делегирование» воспитания ребенка няне и репетитору; формализм в отношениях, отсутствие интереса к детям и искренности в проявлении чувств; стремление откупиться деньгами вместо душевного сочувствия. Такие семьи деструктивно влияют на развитие личности собственных детей.
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на психологии людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие.
Политика зарубежных стран, например, Японии в сфере преодоления девиантного поведения молодежи имеет свою специфику. Многолетний опыт борьбы правительства страны с поведенческими отклонениями в подрастающем и молодом поколениях, основанный на сочетании традиционных превентивных мер с инновационными, позволяет говорить о его универсальности.
Приучение детей к дисциплине, строгий контроль их обучения, полная и всесторонняя стандартизация учебных программ на общенациональном уровне — вот те средства, которые применяет государство для повышения эффективности использования своих людских и материальных ресурсов.
Важную роль в «определении лица» будущего поколения японцев, подготавливая их не только к школе, но и жизни в целом, играют дневные центры. Цель такого учреждения — трансформировать сырьевой материал, которым являются маленькие дети, в социально приемлемый продукт». С самого раннего детства этот процесс протекает гораздо более бюрократизированным и институированным образом, чем в большинстве других государств. Стандартизация дошкольного образования позволяет превратить процесс социализации детей в процесс проникновения государства в жизнь любого индивида во имя достижения единства, стабильности и экономического прогресса. Именно усиление роли школьного образования в сдерживании девиантного поведения подростков — одно из важнейших направлений молодежной политики по борьбе с девиантным поведением.
В Германии, обсуждение проблемы девиантного поведения детей неразрывно связано с рассмотрением роли родителей в воспитании подрастающих членов общества. Правовой статус родителей в Германии выше, чем во многих других европейских странах.
Родители не должны игнорировать агрессивное или нестабильное поведение ребенка, так как в будущем это войдет у него в привычку и может привести к девиантному поведению. В целом, следует подчеркнуть, что социально-педагогическая помощь детям и семьям в Германии нацелена на поддержание идеи о важности воспитания ребенка, в том числе и детей с девиантным поведением, в кругу семьи, а не в закрытом учреждении. Итоговая цель работы заключается не в том, чтобы сократить количество жизненных проблем семьи, а в том, чтобы семья научилась преодолевать сообща одновременно несколько трудностей.
После возникновения проявления девиации у подростка к работе с ним подключаются различные специалисты: психологи, юристы, педагоги и так далее, которые проводят работу не только с ребенком, но и с его родителями.
Профилактические меры, используемые специалистами в первую очередь включают в себя: ликвидацию источников негативного влияния, причин и обстоятельств, которые способствовали противоправным действиям подростка; защиту прав и интересов ребенка; социально-педагогическую, психологическую реабилитацию, направленную на исправление и перевоспитание подростка, ранее совершившего нарушения закона, либо изменение его криминогенной ориентации; привлечение подростка к участию в различных мероприятиях, организация занятости и обеспечение досуга свободного от учебы (работы) время.
Литература:
- Реуцкая И. Е., Мальцева Т. В. Профессиональное психологическое консультирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 260 с.
- Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. М., 2004. — 150 с.
- Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М., 2004. — 320 с.
- Попова Е. М., Бугаева А. П. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 3.