В последнее время в нашем обществе происходят серьёзные изменения. Изменился не только статус Российского государства и социальная структура, но и распространились новые идеи, формы социальной жизнедеятельности, ценностные ориентации современных россиян. В нашу жизнь вошли такие понятия как свободные выборы, многопартийность, плюрализм мнений, конкуренция, предпринимательство и т.д. [1].
Таким образом, Россия вступила на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. Совокупность развития экономики, совершенствования законодательной базы, социокультурной модернизации, готовности россиян жить в новых экономических и социально-политических условиях может обеспечить успех в этом направлении. Способность и желание личности развиваться в новых условиях является основополагающим элементом в решении актуальных проблем современного российского общества.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [2].
Не случайно в российском обществе и российском образовании происходит переоценка сложившейся системы ценностей, определяющей общественные воспитательные идеалы. Наблюдается обращение к лучшим национальным традициям, идеям общечеловеческих идей гуманизма, историческому прошлому.
Гражданское развитие личности представляет важную составляющую образовательного процесса, так как решение многих проблем современной России зависит от уровня сформированности гражданственности молодого поколения. Перед образованием стоит задача формирования человека XXI века: гражданина своей страны, гражданина мира, со сложившейся иерархией ценностей, ориентированных на общечеловеческие и национальные идеалы; обладающего гражданско-правовыми знаниями, высоким уровнем общей культуры, духовности, убежденного патриота, готового работать на благо своего Отечества [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент актуальной представляется проблема формирования гражданственности российской молодежи. В сфере международных отношений наша страна переживает действительно сложный период. Угрозы, вызовы, постоянное введение новых санкций, глобальная конкуренция в новейшей истории приобретают цивилизационное измерение. Запад старается создать негативный образ нашей страны в ходе информационной войны и попытках искажения исторической действительности.
Доказательством этому служит выступление министра иностранных дел Польши (Гжегожа Схетына), который в эфире заявил, что концлагерь Аушвиц-Биркенау в Освенциме освободили украинцы, так как данная операция проводилась силами Первого Украинского фронта. По словам министра, там были «украинские солдаты в тот январский день и они открывали ворота лагеря, и они освобождали лагерь». Через несколько дней тот же политик заявил, что не понимает, почему День Победы постоянно отмечается в Москве, а не, например, в Польше на Вестерплатте.
«Почему мы так легко привыкли к тому, что Москва - это место, где чтят окончание военных действий, а не Лондон или Берлин, что было бы еще более естественным?» - сказал Схетына. По его словам, наиболее естественно было бы праздновать День Победы «там, где эта война началась». Конечно, такие заявления не могут и не должны оставлять нас равнодушными. Западные политики осознанно искажают исторические события, пытаясь доказать малозначимость нашей сраны, пытаясь оскорбить чувства ее граждан. Все это свидетельствует о необходимости внутренней консолидации, единства всего российского общества. По мнению А.П. Жигадло, именно гражданственность характеризует консолидирующее и возвышающее начало общественной жизни так необходимое России на современном этапе.
В современной педагогической литературе гражданственность трактуется как интегративное качество личности и ценностная ориентация личности [5]. Можно сказать, что гражданственность характеризуется как сложный социально-нравственный феномен, который проявляется на различных уровнях:
- уровень развития политической сознательности и культуры;
- уровень усвоения правовых знаний и обязанностей;
- уровень личностного присвоения гражданских ценностей;
- уровень включения личности в систему ответственной зависимости и нравственного выбора в условиях общественной практики и общественных отношений (Еремина И.С.).
Таким образом, гражданственность молодежи, по нашему мнению, должна включать в себя:
- деятельное отношение к миру, умение пользоваться знанием своих прав;
- привычку добросовестно и творчески выполнять обязанности гражданина России;
- готовность к участию в управлении общественной и политической жизни государства;
- умение ориентироваться в сложных современных условиях;
- готовность и умение на практике отстаивать свои убеждения.
Необходимость формирования гражданственности молодежи на сегодняшний день представляет серьёзную необходимость. Начинать, по нашему мнению, нужно с анализа того, как молодое поколение понимает сущность понятия «гражданственность» и насколько готово к участию в общественной жизни.
Рассмотрим некоторые данные, полученные в ходе анкетирования студентов Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. Целью проводимого опроса было выявить уровень понимания молодыми людьми феномена гражданственности и осознания ими необходимости участия в политической жизни. Опрос проводился накануне выборов губернатора Оренбургской области 14 сентября 2014 года, что особенно актуализировало проводимое исследование.
На вопрос: «Как Вы определяете для себя понятие гражданственность?» мы получили следующие обобщенные ответы:
- это отношение конкретного человека к какой-либо стране, гражданином, которой он является, знание своих прав и обязанностей;
- активное участие в жизни страны, ответственность;
- принадлежность человека к какому-либо государству, своему народу, своей культуре (50%);
- понятие, объединяющее государство с гражданами;
- проявление патриотизма;
- возможность быть гражданином своей страны;
- обязанность участвовать в общественной жизни;
- способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать в соответствии с требованиями государства, осознание своей причастности к Родине, к ее истокам, корням и народу;
- чувство долга перед государством.
На вопрос «Будете ли Вы участвовать в выборах губернатора Оренбургской области?» большинство студентов (87%) ответили положительно, аргументируя тем, что им «…не безразлична судьба страны, собственной жизни, какие люди находятся во власти». Так же респонденты считают, участие в выборах необходимо, так как «…будущее России и Оренбургской области зависит от сегодняшнего поколения молодых, обладающих гражданской активностью». Часть опрошенных считают, что участие в выборах – это предоставленное государством право, которым нельзя не воспользоваться. Четыре процента (4%) студентов заявили о нежелании участия в выборах губернатора, так как считают, что от их голоса ничего не зависит и «все уже решено заранее». Семь процентов (7%) опрошенных не интересуются общественной и политической жизнью.
На вопрос «Верите ли Вы в будущее России?» 98 % студентов ответили положительно. Процветание страны они связывают с тем, что:
- Россия – великая держава с богатыми ресурсами;
- во главе государства стоит сильный, авторитетный, влиятельный политик – В.В. Путин, который может обеспечить стабильность и процветание страны;
- знание гражданами своей истории и следование традициям;
- исключительность, самобытность России.
Таким образом, большинство студентов определяют гражданственность через призму принадлежности стране, знание и реализацию своих прав и обязанностей, а также значительная часть респондентов отождествляют гражданственность с патриотизмом и ответственностью.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что студенты считают необходимым участвовать в демократических процедурах формирования власти, регулярно участвуют в выборах, хотя это, по нашему мнению, не свидетельствует о высоком интересе к политике, не является убеждением, а скорее лишь настроением.
Следует отметить, что у нынешней молодежи идет активное возрождение чувства патриотизма, гордости и веры в будущее России. Это создает необходимый фундамент для воспитания поколения, способного направить свою жизнь и действия на всемерное укрепление общественного и государственного строя; молодежи, для которой такие ценности как гражданственность, гражданский долг, гражданская позиция будут являться жизненно - значимыми.
Литература:
1. Андреев, А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция Российской учащейся молодежи / А.Л. Андреев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - №1 (73), - 2005. – С. 32-41.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 23 с. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
3. Османкина, Т.Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы: автореф… дис. канд. пед. наук / Т.Н. Османкина. Оренбург, 2000. - 163 с.
4. Жигадло, А.П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза: Монография / А.П.Жигадло.- Омск: Изд-во СибАДИ, - 2009. – 375 с.
5. Еремина, Е.С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 9(17). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/