Проведенное эмпирическое исследование направлено на выявление сформированности компонентов гражданской идентичности студенческой молодежи.
Ключевые слова: гражданская идентичность, студенческая молодежь, вузовское образование, когнитивный, ценностный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
The conducted empirical research is aimed at identifying the formation of components of the civic identity of student youth.
Key words: civic identity, student youth, university education, cognitive, value, emotional and activity components.
Изменения, происходящие на современном этапе развития общества [5], затрагивающие систему образования в том числе, определяют специфику педагогической деятельности, направленной на формирование социально ориентированной личности, жизнеспособной и жизнестойкой в меняющихся условиях действительности. Проблема формирования гражданственности в студенческой среде особенно актуальна в современных реалиях и требует пристального внимания исследователей, преподавателей, родителей.
Наличие умений и навыков осознания собственной гражданской позиции, создает предпосылки интегрирования в общественные процессы, формируя целостную личность, уверенную в себе, способную проявлять свою гражданскую и социальную позицию, формируя свой вклад в развитие будущего страны [4].
Указанные факты обусловили актуальность и необходимость проведения исследования среди студентов вуза.
Цель эмпирического исследования состояла в исследовании сформированности компонентов гражданской идентичности студенческой молодежи.
Эмпирической базой для проведения практического исследования выступил «Кубанский государственный университет». Общий объем выборки составил 30 студентов (20 девушек и 10 юношей). Возрастной диапазон респондентов составил 18–20 лет.
Проведенный анализ исследования показателей гражданской идентичности позволил сделать следующие выводы:
- Опираясь на исследования, с учетом нашей работы под «гражданской идентичностью» будем понимать осознаваемую принадлежность к сообществу граждан определенного государства, которая имеет значимый смысл для индивида, основанный на признаке гражданской общности, характеризующий его как коллективного субъекта, способного принимать традиции и национальные ценности, связанные с выработкой ответственного поведения в стремлении к общественным идеалам, проявлении активной жизненной позиции для пользы своей страны.
- На основе проанализированного теоретического материала по рассматриваемой проблематике удалось выделить когнитивный, ценностный, эмоциональный и деятельностный компоненты в структуре гражданской идентичности.
- Полученные результаты с помощью теста И. В. Кожанова «Я знаю» [2], (модифицированная) для оценки субъективных представлений человека о своих знаниях, демонстрируют широкий спектр знаний относительно истории России, истории родного края, родного языка, символики своего края, символики Российской Федерации, законов своего государства, родного языка, традиций и обычаев своего народа, прав и обязанностей, знаний о выдающихся деятелях мирового значения, существовании общественных организаций в родном городе.
- Исходя из подсчета количества баллов по методике «Индекс толерантности», удалось определить, что в студенческой группе 1 курса преобладает средний уровень толерантности, который демонстрирует сочетание толерантных и интолерантных черт. Данный факт означает, что в зависимости от ситуации респонденты могут быть как толерантными, так и интолерантными в отношениях с окружающими.
- Определение уровня сформированности ценностного компонента гражданской идентичности осуществлялось при помощи теста И. В. Кожанова «Мой выбор» [3]. В результате анализа данных, полученных в ходе проведенного исследования, удалось определить, что сформированность ценностного компонента также находится на среднем уровне.
- Результаты исследования, полученные по прохождению теста «Мой выбор», позволили оценить традиционные этнические, гражданские и общечеловеческие ценности. Обработка результатов включала количественный анализ, в котором подсчитывался общий результат по ответам. Средний уровень сформированности ценностного компонента гражданской идентичности говорит о том, что опрашиваемые респонденты пока находятся еще на 1-м курсе обучения, все еще находятся в процессе адаптации и усвоения принятых норм и ценностей в среде высшего учебного заведения.
- Выявление уровня сформированности деятельностного компонента гражданской идентичности происходило с помощью анкеты «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова, адаптированный) [1], который продемонстрировал средний уровень проявления себя как представителя определенного этноса, проявления гражданской активности на уровне страны, культуры поведения в целом.
Выявленные средние показатели сформированности когнитивного, ценностного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданской идентичности у студентов у курса обучения по результатам проведения эмпирического исследования, подтвердили предположение о том, что показатели сформированности компонентов напрямую влияют на сформированность гражданской идентичности.
Корреляционный анализ показал, что знания правовой основы развития общества, знание о власти, правах и обязанностях, государственной символике, общественно-политических событиях напрямую связаны с рефлексивностью знаний и представлений, наличием собственного отношения к общественно-политическим событиям; самоуважением, признанием права на свободный и ответственный выбор, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную; желание и готовность участвовать в общественной жизни страны, ответственность за принятие решения, действия и их последствия.
Результаты регрессионного анализа можно отразить по следующей формуле:
КК=7,704+0,247×ЭК+0,045×ЦК-0,029×ДК (1)
где КК — когнитивный компонент;
ЭК — эмоциональный компонент;
ЦК — ценностный компонент;
ДК — деятельностный компонент.
Проведенный анализ данных приводят к выводу, что в вузе активно применяются технологии личностно-профессионального развития студентов, также положительная динамика в освоении полученных знаний отмечается как результат освоения дисциплины «Основы Российской государственности», введенной в учебные планы с 2023 года. Немаловажным является тот факт, что студенты изучаемого направления подготовки сдают ЕГЭ по дисциплине «История России». Данные обстоятельства способствуют формированию и развитию структурных компонентов гражданской идентичности.
Стоит отметить, что большую роль при формировании гражданской идентичности молодежи играют различные мероприятия творческой направленности, конкурсы, акции, демонстрирующие знание традиций и истории страны и края. Внеучебные мероприятия в студенческой среде направлены на расширение возможностей овладения профессиональными компетенциями, влияющими на процессы формирования гражданской идентичности молодого поколения.
Создание у молодых людей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к великим свершениям, находящим душевный и эмоциональный отклик в студенческой среде, способствует формированию восприятия, которое объединяет знания и действия, мотивируя на реализацию нравственных качеств личности, в том числе и гражданской идентичности.
Таким образом, роль и значение вузовского образования в процессе формирования гражданской идентичности студенческой молодежи неоспорима.
Литература:
- Акимова, М. К. Особенности рефлексии гражданской идентичности и интеллигентности у студентов-психологов / С. В. Персиянцева, М. К. Акимова // Chronos: психология и педагогика. — 2021. — Т. 6. — № 1 (24). — С. 4–7.
- Браун, О. А. Содержательные характеристики гражданской идентичности студентов / М. Г. Аркузин, О. А. Браун // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2020. — Т. 22. — № 3 (83). — С. 744–754.
- Верещагина, М. В. К проблеме формирования гражданской идентичности студентов / Ж. П. Карслян, М. В. Верещагина // Современные технологии в образовании. — 2021. — № 21. — С. 61–64.
- Гуляев, И. И. Гражданская и правовая культура российской молодежи / И. И. Гуляев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 124 с.
- Хагуров, Т. А. Воспитательная работа с молодёжью в современных условиях: актуальные вызовы, стратегии, технологии / Н. Е. Хагурова, Т. А. Хагуров // Народное образование. — 2023. — № 1 (1496). — С. 39–48.