В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному развитию и утрата жизненных ценностей и моральных норм. Соответственно, в данной статье полностью раскрыт вопрос формирования духовности у молодых людей, который сегодня выходит на первый план.
На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи? Российское общество на протяжении долгого времени испытывает духовно-нравственный упадок: у государственного аппарата нет официальной идеологии, а у общества — духовных и нравственных идеалов. Мир современной молодежи различается прагматизмом, озабоченностью материальными проблемами.
Актуальность темы заключается в том, что независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны.
Соотнеся негативные и позитивные особенности студенческой молодежи, мы можем увидеть некоторые противоречия: ей одновременно присущи целеустремленность и разгильдяйство, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и чрезмерная апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного, тяга к знаниям и жажда богатства, в общем, — все человеческие пороки и добродетели.
Сравнивая (или лучше сказать — противопоставляя) положительные и отрицательные черты, описанные нашими респондентами, можно прийти к выводу о том, что новое поколение подразделяется не на два, а на три слоя, не считая маргинального.
Прежде всего, из молодежной массы необходимо выделить будущую высокоинтеллектуальную элиту. Главным критерием отграничения здесь может являться целеустремленность, а вспомогательным — познавательная деятельность.
Кроме того, нынешнее студенчество представляет собой будущее высокоинтеллектуальное общество, которое разделено на интеллектуалов и интеллигентов.
И те и другие обладают такими качествами, как образованность и креативность, что и связывает их в интеллектуальном слое. Различие же их состоит в этическом самоопределении.
Этическое самоопределение интеллигента определяется:
а) альтруистической направленностью индивида;
б) отрицанием насилия;
в) благоговением перед культурой и искусством.
Вот жизненное кредо интеллигента XXI века: «Мы искренне верим, что мы и наши друзья достигнем всего, чего захотим, и что важно оставаться людьми и не забывать о нравственном законе, который присущ каждому из нас». Можно сказать, что в наше время интеллигентность понимается как человечность во времена капитализма и компьютеризации.
Интеллектуал руководствуется другими принципами:
а) эгоцентрическая направленность;
б) возможность проявления насилия по принципу «цель оправдывает средства»;
в) прагматичное потребление культуры.
Самооценка нынешнего поколения — отрицательные качества. В письменных интервью мы затрагиваем вопрос: «Какие отрицательные черты находите Вы у современной молодежи?». Семантически схожие ответы были обобщены. Было выявлено десять «порицаемых» постсоветским студенчеством «пороков». Рассмотрим их с учетом распределения по количеству упоминаний.
- Бесцельное существование (жизнь сегодняшним днем) и иждивенческий образ жизни, равнодушие, пассивность, леность, тунеядство, паразитизм и разгильдяйство.
- Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение — «разрушители» личного здоровья.
- Нарциссизм, меркантильность, алчность и зависть, отсутствие единства и взаимопомощи.
- Агрессивность, насилие, бесчеловечность, злоба, цинизм, хулиганство и беззаконие.
- Хамство, дикарство, грубость, отсутствие духовности и уважения к старшим.
- Криводушие, притворство, безответственность, разнузданность, вероломство и пронырливость.
- Безнравственность, распутство и разврат.
- Легкомысленное следование моде, нелепое подражательство.
- Отсутствие патриотизма, неумение ценить историю своей страны, равнодушие к судьбе России.
- Компьютерная и телефонная зависимость.
Рассмотрев ценностные ориентации современной молодежи во временной динамике, можно заметить, что в последние 30–40 лет они претерпели заметные изменения. Особенно заметные перемены случились в области занимательной деятельности, по большому счету работы. Во времена Советского Союза, в 60-е — первой половине 70-х гг., ценность интересной профессии у молодых людей располагалась на первом месте, ее выбирало как минимум 2/3 респондентов. Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности. Это определяется тем, что период перестроечного и тем более постперестроечного времени упразднил идеологию чрезвычайной общественной значимости труда и трудового воспитания. Из средств массовой информации пропал образ передовика производства, честного труженика, вообще всякого трудящегося человека. Быть инженером, рабочим, техником стало не престижным. Произошло замещение «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные поп-звезды, шоумены, пародисты, юмористы, модные журналисты, астрологи, сексологи и т. п.).
Неблагоприятным фактором в структуре ценностей у современной молодежи является отсутствие четкой связи между деньгами и работой. Если эта связь в советское время была, хоть и ослабленная из-за так называемой «уравниловки», то сейчас она совсем потеряна. Ибо одни наживают быстрые огромные деньги путем различных манипуляций и авантюр, а другие, корпя (иногда даже на двух-трех работах) получают неадекватно мизерную зарплату. Молодежь и подростки это отлично усваивают. Для социума важным ценностным показателем у молодежи является немаловажность различных профессиональных видов деятельности. Это связано помимо проблем с профориентацией с более глубинными общественными ценностями, «формами жизни» и «духом времени» (В. Шпрангер).
В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки. С одной стороны они имеют четкое представление о том, как быть полноценным членом нынешнего общества. Выряжая свою точку зрения, выбрав, по их мнению, правильные ответы на вопросы, подростки пытаются предстать в лучшем свете. Но с другой стороны их поступки идут в разрез с их идеальными представлениями. Подросткам сложно отдалиться от идеального образа, смириться и принять себя со всеми «недостатками».
В результате нашего исследования можно заключить следующее: в течение последнего двадцатилетия события, происходящие в нашей стране, становятся причиной демотивации львиной доли современной молодежи и способствуют утрате жизненных ценностей и моральных норм.
Для того чтобы воспитать юного гражданина, в первую очередь нужно привить ему духовность. Вопрос формирования духовности у молодежи выходит на первый план как проблема проявления осознанности взрослой жизни для молодого поколения данного времени в определенной стране. Вследствие этого настоятельной необходимостью на сегодняшний день для социума в целом и библиотек в частности является комплектование системы духовно-нравственного воспитания и социализации молодых людей. А так же, как пишет Вторушин Н. А., необходимо формировать ценностные ориентации личности: «Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества человека, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность и самое главное — отчуждение».
В XXI веке молодежь интересует не многое. Быстрые друзья, быстрая жизнь. О зрелости трудно что-то сказать, но и самым плохим положением это не назвать.
По поводу перспектив и ориентиров согласны, но кого в действительности интересует мнение молодежи по поводу развития страны? Если не отвергают, то в лучшем случае просто выслушивают и аргументируют другим, а в худшем переманивают на свою сторону. Государство всегда регулировало инициативу самостоятельно, отсеивало идеи, и не всегда давало новый виток чему-то новому. Процент инициативной молодежи мал, но он растет, мы надеемся, что креативно мыслящих людей будет гораздо больше, чем тех, кто по-прежнему только является потребителем, не внося ничего того, что способствовало развитию.
Литература:
1. Вторушин Н. А. Отчуждение как один из определяющих факторов развития современного общества и человека [Электронный ресурс] / Н. А. Вторушин // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых 21–22 апреля 2011 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2011. — [С. 244–245]. / Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2011/C20/109.pdf
2. Социология молодежи / А. В. Соколов // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/355/958/1216/010.SOKOLOV.pdf
3. Образовательная политика в России: история современность / И. В. Шубина, А. В. Завражин, П. Ю. Федоров // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mesi.ru/upload/iblock/910/978–5–7764–0689–8.pdf#4
4. Социально-психологическая характеристика студенчества // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/referat-socialno-psihologicheskaya-harakteristika-studenchestva_eb169acc546.html#2
5. Е. А. Федорова Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России / Е. А. Федорова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004629735
6. К вопросу о компетентностной характеристике интелегентности студента /Н. П. Симаева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.volsu.ru/upload/medialibrary/4e4/6_Simaeva.pdf
7. Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития / Л. В. Брик // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004589622
8. Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде / Н. М. Смирнова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/0100331880
9. Особенности профессиональных ориентаций студенческой молодежи / А. Ю. Живага // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003541708