Данная статья посвящена изменяющейся роли молодежи в современной политической действительности, интересу молодежи к политическим события и возможностям реализации своих интересов в политическом пространстве.
Ключевые слова: молодежь как социальная группа, политика, информационное общество, политическая культура.
This article focuses on the changing role of young people in modern political reality, the interest of young people in political events and opportunities to realize their interests in political space.
Keywords: youth as a social group, politics, information society, political culture.
На формирование социально-политического сознания молодежи оказывают влияние как внешние факторы (культурно-исторические, региональные и т. п.), так и внутриличностные (духовно-нравственные, психологические и т. п.). Хотя политика не является приоритетом для сегодняшних интересов молодежи, учащаяся молодежь интересуется политическими событиями. В настоящее время интерес к политическим событиям в основном связан с получением информации из официальных источников. Несмотря на интерес к политике, реальное участие молодежи в политических действиях крайне низкое, а политическая и гражданская активность не является приоритетным интересом молодого поколения. Так, по результатам социологических опросов, на 2017 год половина опрошенных указала, что политикой интересуются от случая к случаю (48,9 %). Каждый третий респондент (30,7 %) политикой не интересуется вообще. Можно сказать, что большая часть молодежи достаточно аполитична. 16,5 % респондентов внимательно следят за информацией о политических событиях в России и мире. Некоторые респонденты интересуются политикой не только на словах, но включаются в политическую деятельность: 3,9 % ответивших лично участвовали за последние полгода в политической деятельности. [1]
Среди форм социальной активности молодежи, направленных на реализацию социально значимых интересов, важное место занимает социально-политическая активность. В образовательных учреждениях процесс социализации учащейся молодежи регламентирован рядом государственных, ведомственных, областных, муниципальных и школьных программы воспитания и социализации обучающихся. Эти программы предусматривают формирование гражданско-патриотической компетентности, однако слабо формируют у молодежи компетентность в политике. Рассмотрение и определение тенденций изменения роли и места молодежи как социальной группы в современном обществе необходимо начинать с общих тенденций, характерных для современной информационной цивилизации. Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила научно — техническая революция в области коммуникаций и информации. Массовая компьютеризация, роботизация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к колоссальному рывку вперед в сфере образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований.
Анализ современной ситуации в мире, осознание глобализации, информатизации и роботизации социокультурных процессов, гуманизации, экологизации, цифровизации, поиск решений глобальных проблем человечества приводит к пониманию гармоничной взаимосвязанности и взаимозависимости всего существующего, что в совокупности с констатацией резко возрастающих стремлений к смешиванию и слиянию всевозможных компонентов общественных отношений раскрывает тенденцию к интеграции и становлению единой социокультурной целостности. Информационная картина мира характеризуется тем, что процесс формирования и установления главной ценности, основного продукта и ресурса — информации. Информационная картина мира существует как культурная мозаика, в построении которой принимает участие, как все общество, так и различные сообщества, индивиды, поскольку на данном историческом этапе господствует конкретный набор информационных ресурсов и технологий.
В настоящее время трансформируется информационная культура современного человека, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией, использовать ее, обрабатывать, хранить и передавать. В контексте информационной культуры научная картина мира рассматривается с точки зрения того, как и насколько она служит развитию и самореализации современного человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бурно развивающаяся информационная цивилизация имеет ряд технологических, инфраструктурных, интеграционных, цифровых и пр. преимуществ, что, в свою очередь, указывает и на ее особенности. Среди особенностей можно выделить формирование особой картины мира информационной цивилизации, появление общества нового формата, «цифрового поколения» и человека поколения Z и происходящие социокультурные трансформации, требующие тщательного изучения и анализа.
Изменения, которые претерпевает современная цивилизация, влияют на роль и место молодежи в обществе. Отечественные исследователи полагают, что происходит трансформация национального сознания современной российской молодежи под влиянием процесса вестернизации. Молодежь России оказалась совершенно беззащитной перед натиском американской массовой культуры, насаждающей в сознание подрастающего поколения культ наживы, насилии, разврата, наркомании. Наиболее восприимчивой к суррогатной западной продукции оказалась молодежь в силу недостаточности жизненного опыта, несформированности вкусов, ценностных ориентаций. Отрицать данный факт нельзя, так как, действительно, в молодежной среде наблюдается факт принятия западной культуры, выраженный в предпочтении западной музыки, фильмов, стиля одежды, использования в речи англицизмов, выбора гаджетов и неуклонно растущего желания уехать из страны. Новая информационная цивилизация формирует и новые ценности. Возрастание информационных потоков, недостаток примеров, образцов для выстраивания детьми моделей поведения в обществе выступает еще одной причиной, заставляющей подумать о необходимости выявления рисков в процессе формирования личностных ценностей подростков и молодежи.
В последние годы в разных странах мира были проведены сравнительные исследования на предмет соотношения материальных и духовных ценностей. Отмечается изменение ценностных ориентаций, духовность уступает место индивидуализму. Молодежь все больше заботит личный успех, материальный достаток, комфорт. Вместе с тем, в исследованиях отмечается, что семейные ценности у молодого поколения не утрачены и они классичны в своем понимании и проявлении. Однако, молодежь не всегда имеет достаточно четкое представление об общечеловеческих и личностных ценностях. [4]. Ценности молодого поколения меняются под воздействием социальных сетей, которые могут использоваться и как основа для новых педагогических технологий. Однако негативное влияние также подчеркивается. Зарубежные исследователи неоднократно доказывали, что Интернет оказывает негативное влияние на общее психологическое благополучие подростков и отношения с другими. Даже высокая пользовательская эффективность подростков не уменьшает негативного влияния интернет-зависимости на психологическое благополучие подростков.
Таким образом, многие ученые считают важным изучение ценностей подростков и молодежи, так как изменения общества отражаются в трансформациях ценностной системы подрастающего поколения.
Огромное значение, помимо изменения ценностных ориентаций молодежи и влияния информационного общества, играет молодежная политика, которая помогает определить, а в некоторых случаях, и сформировать место и роль молодежи в современном обществе. Известно, что в любом государстве молодое поколение выполняет особые социальные функции: наследует достигнутый уровень развития общества и государства; является главным объектом образования и воспитания, социализации и адаптации; выступает ведущим субъектом социальных перемещений и экономической мобильности; несет функцию социального воспроизводства, отвечает за жизнь предшествующих поколений, за сохранение и преемственность развития общества. Молодые люди во всех странах представляют собой основной стратегический ресурс нации, являются главными проводниками социально-экономического и технического прогресса, передовых идей глобализации. Их творческое воображение, идеалы и энергия имеют большое значение для обеспечения постоянного движения общества вперед. В эпоху глобализации молодежь как наиболее динамичная часть населения стремится быстрее других освоить и использовать коммуникационные и интеграционные технологии будущего, развивать международные связи с помощью Интернета.
Несмотря на возникающие трудности, молодое поколение во многих странах мира стремится глубже понять процесс глобализации, объединить возможности, опыт и знания разных народов найти свое место в решении глобальных проблем современности, что, несомненно, влияет на уровень политических предпочтений современной молодежи и на процесс их формирования. Границы становятся условностями. Сеть Интернет их практически полностью ликвидирует. Молодежь «серфит» по просторам интернета и получая любую, в том числе и политического характера информацию, принимает порой спонтанные, основанные на эмоциональном реагировании решения. Данную особенность легко используют протестные политические движения в свою пользу.
Литература:
- Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 3. — C. 63–70. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220307 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898533
- Марк Пренски. Аборигены и иммигранты цифрового мира. // On the Horizon (MCB University Press, Vol. 9 № 5, 2001)
- Теория поколений в России. [Электронный ресурс] URL: http://www.rugenerations.su/ (дата обращения 23.02.2020г)
- Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today 2019, том 9, № 2 ttp://sciforedu.ru