В статье раскрываются особенности формирования политической социализации молодежи в условиях трансформации российского общества. Описаны функции основных агентов и институтов политической социализации.
Ключевые слова: молодежь, политическая социализация, агенты политической социализации, институты политической социализации
С середины 1980-х гг. и по настоящее время механизм и характер процесса политической социализации молодежи в России претерпел большие изменения. Советская модель единообразной по нормативности социализации сменяется российской вариативной и стратифицированной моделью.
Российское общество с начала 1990-х гг. вступило в переходный период. Старая система политической социализации была устранена в результате складывания нового политического режима. В трансформирующемся обществе возникла проблема усвоения новых ценностей за счет дискредитации существовавших. Либеральные идеи еще не вошли в массовое сознание и поведения людей. Произошедшие политические и социальные перемены привели к ослаблению механизма воздействия и утрате прежними институтами социализации роли.
В государстве, в котором одновременно изменились и экономическая, и политическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокому изменению базовые ценности. Американский специалист в области политологии Г. Алмонд, занимаясь сравнительным исследованием политической системы СССР (периода 1985 г.) и России (периода 1998 г.), заметил, что в российском обществе в корне изменились роли основных институтов политической социализации. [1; с.84] Алмонд отметил, что в трансформирующейся политической системе механизм политической социализации претерпевает серьезные изменения: в сознание индивида внедряются новые политические ценности и установки, которые кардинально отличаются от тех, что существовали прежде. Происходит расширение числа институтов, осуществляющих политическую социализацию, одновременно с разрушением приоритетности у ранее существовавших. [2; с.316]
В современном российском обществе в условиях смены политических ценностей, норм и приоритетов, ярко проявляется кризис политической социализации, чертами которой являются политическая аномия молодежи и отчуждение личности от политической жизни.
В России в настоящее время ключевыми институтами политической социализации молодежи выступают: семья, система образования, СМИ, общественные организации, церковь, в то время как армия и трудовые коллективы ослабляют свою роль в данном процессе. Из традиционных институтов политической социализации современной молодежи наиболее действенными продолжает оставаться семья и система образования. [3; с.25]
Система образования прямо и косвенно выполняет функцию политической социализации молодежи. Прямое воздействие заключается в том, что система образования является источником знаний о политике, представлений о политической системе, процессах и отношениях. Образовательные учреждения передают молодому поколению ценности и установки, существующие в обществе. Они способны сформировать привязанность к политической системе и символам своего государства (флагу, гербу, гимну). Часто именно школа прививает детям эмоциональную преданность к «своей» политической системе и формирует патриотические чувства и настроения.
Косвенная функция системы образования заключается в оснащении неполитическими знаниями, умениями и навыками молодых людей. Образование делает человека более информированным, ответственным и активным, а также увеличивает чувство значимости своего участия в политике. Известно, что ученые выявили зависимость уровня образования индивида и его политической активности. Чем выше образование человека, тем он более политически информирован и склонен принимать участие в политической жизни общества. [4 с.33] Люди с более высоким уровнем образованию голосуют, принимают участие в политической жизни общества активнее, чем люди с более низким уровнем образования.
Политический режим и особенности политической системы государства определяют роль образования в политической социализации молодежи. Например, в США молодые американцы воспитываются в духе собственной исключительности и мессианства, в то время как в китайских учебных учреждениях ключевым является уважение к политическим лидерам, официальной идеологии и государственному строю. В России мы можем наблюдать тенденцию формирования у молодого поколения качеств политической, гражданской, правовой культуры, а также особая роль в процессе социализации отводится идее патриотизма.
Важнейшее значение в социализации молодых людей принадлежит семье, особенно на ранних этапах жизни. Она играет ключевую роль и в политической социализации. Именно в семье индивид приобщается к политике, получает первые представления о ней, от родителей дети получают первые политические знания и стереотипы поведения. В процессе политической социализации семья воспитывает в человеке восприимчивость к тому, что он изучает в школе, смотрит по телевизору и с чем сталкивается в повседневной жизни. [5 с.241]
Под влиянием членов семьи у индивида формируются установки по отношению к власти. Политические ориентации ребенка зависят от политических предпочтений семьи и ее включенности в политическую сферу общества. Принятие решений в кругу семьи способно усилить в ребенке ощущение политической компетенции, обеспечить усвоение навыков, необходимых для политического взаимодействия. Здесь важно отметить тенденцию поведения членов семьи, слепое навязывание мнения ребенку может выработать у него предрасположенность к выполнению роли политического подданного. [6 с.34]
Однако, несмотря на то, что в последнее время роль семьи в процессе политической социализации усиливается, у многих детей политические представления и ориентации формируются независимо от родителей. Например, политические установки старшего поколения, направленные на активное участие в выборах, слабо воспроизводятся у молодого поколения. [7 с.36] Политическая пассивность и абсентеизм прослеживается у молодежи наиболее ярко, чем у любой другой категории населения. Другая причина связана с нестабильным развитием института семьи в России. Огромное количество молодежи в России не имеет возможности полноценно социализироваться в семье: миллионы детей воспитывается в неполных семьях, более 800 тыс. находятся в детских домах и домах-интернатах. [8 с.34]
Особую, важную роль в процессе политической социализации российской молодежи играют СМИ, как печатные, так и электронные. Влияние СМИ увеличивается с каждым днём, они являются одним из главных источников получения информации среди молодежи, формируют политические мнения и предпочтения. Однако, здесь важно отметить что СМИ нередко используют каналы манипуляции в своих коммерческих целях, а молодежь, не обладающая высоким уровнем политических знаний и политической культуры, оказывается в информационной ловушке: через различные телепередачи, ток-шоу СМИ предоставляют уже проанализированные мнения, мысли, толкования и молодежь усваивает готовые модели поведения.
Важную роль в формировании политической социализации молодежи в России начинают играть политические институты и агенты политической социализации:
‒ органы власти (государство),
‒ общественные организации,
‒ политические партии
‒ общественные деятели,
‒ политическая элита и так далее.
Сегодня роль государства в формировании политической социализации молодежи значительно усиливается. И именно оно все больше задает формат процесса политической социализации молодежи, направляя различные политические институты на выполнение этой роли. На сегодняшний день наблюдается усиление вовлечения молодежи в политическую жизнь Таким образом можно сделать вывод, процесс политической социализации молодежи в настоящее время проходит в обстановке идеологического плюрализма, выражающегося в разнообразии существующих в социуме позиций и ориентаций в условиях расширения демократии. У молодежи появились возможности действенной интеграции в политическую систему общества посредством политических институтов, идентифицируя себя с определенными социальными группами, участвующими в политических процессах. Однако процесс политической социализации российской молодежи не является линейным и бесконфликтным, содержа в себе противоречия переходного периода и трансформации политической системы государства.
Литература:
- Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учеб. пособие / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 84–88 с.
- Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. Конференции. Москва, 6–7 декабря 2010 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. М.: Изд- во Моск. гуманит. ун-та. 2007. 316 с.
- Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука. 2010. 25 с.
- Терязн А. С. Организация патриотического воспитания в школе. [Электронный ресурс]. URL: https: // infourok.ru/statya-patrioticheskoe-vospitanie-lichnosti-v-shkole-916348.html (дата обращения: 09.10.2016).
- Конода И. Политическая социализация в современном российском обществе // Власть. 2007. № 4. 33 с.
- Рудаева Н. А. Семья и СМИ в политической социализации молодежи // Вестник Мордовского университета. 2011. № 3. 241–244 с.
- Сайганова Е. В. Политическая социализация молодежи: основные агенты и каналы формирования // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013; Т. 13. Вып. 4. 34–37 с.
- Щеглов И. А. Политическая социализация в России // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5. 36 с.
- Сайганова Е. В. Политическая социализация молодежи: основные агенты и каналы формирования // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013; Т. 13. Вып. 4. 34–37 с.