Лексемы-репрезентанты концепта «природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 380 раз

Библиографическое описание:

Максимовских, А. Г. Лексемы-репрезентанты концепта «природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова / А. Г. Максимовских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1216/ (дата обращения: 25.12.2024).

В настоящее время термин «концепт» находит широкое применение в различных областях лингвистической науки. Он вошел в понятийный аппарат когнитивистики, семантики, лингвокультурологии. С.Г. Воркачев назвал  «концепт» «зонтиковым термином» [9, с. 6], так как он «покрывает» предметные области нескольких научных направлений.

Наиболее часто в творчестве отдельных поэтов исследуются лингвокультурные концепты, например, Ф.И. Тютчева (Е.С. Севрюгина), И.Ф. Анненского (С.В. Романовская), А.А. Ахматовой (Т.Н. Данькова), М.И. Цветаевой (Е.В. Дзюба), А.С. Пушкина (О.И. Коурова), Н.М. Языкова (Е.В. Косинцева) и другие ученые.

В лингвокультурологическом аспекте  концепт рассматривается как  элемент художественного осмысления мира: «концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [10, с. 30]. С другой стороны, «концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не творец культурных ценностей – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [11, с.15].

Структура концепта представляет собой совокупность обобщенных признаков и групп признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента картины мира.

Теме «Природа» посвящены работы следующих ученых: Н.В. Богдановой,    Н.В. Буравлевой,  Е.В. Косинцевой, О.И. Коуровой, Н.Г. Краснояровой.

В настоящей статье мы рассмотрим структуру  и содержание концепта «природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова.

Природа является  предметом изучения  многих  фундаментальных  наук  и составляющей многих искусств.  Однако  до  сих  пор  природа  не  имеет  общей концепции в пределах какой-либо одной науки или целого  направления.  Природа

играет большую роль в жизни человечества.  Окружающий мир, природные объекты и явления всегда входили в культурный мир людей.

Природа - все существующее на земле, не созданное деятельностью человека; органический и неорганический мир; совокупность естественных ценностей и особенностей какой-либо местности (рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.д.).

Виноградов Александр Михайлович - член Союза писателей  и бывший преподаватель кафедры литературы ГОУ ВПО «Шадринского педагогического института», автор 8 книг стихов свыше 400 газетных и журнальных публикаций, более 900 стихотворений.

В творчестве А.М. Виноградова находим обращения как к родной уральской природе: Маркову логу, речке Канаш, Юровской поскотине, озеру Таволжаны, сосновому бору, так и в целом – к русским национальным корням. Так, сборник «Зоревой окоем» начинается с эпиграфа, взятого из «Слова о погибели русской земли»: «О светло светлая и украсно украшенная земля Русская». В стихотворении «Вечное дерево» поэт призывает: «С языческим родом единых корней Народ и природа должны быть родней». Наименования многих сборников поэта напрямую связаны с природой: «Природы облик – в зеркале души» (1997 ), «Зоревой окоем» (1996), «Вешница» (1979), «Лесная азбука» (2003) и др.

Концепт «Природа»  в лирике А.М. Виноградова репрезентирован в виде двух  микроконцептов: «Природа как окружающее пространство» и «Природа как совокупность природных явлений».

Микроконцепт «Природа как окружающее пространство» включает следующие фрагменты: «Особенности земной поверхности», «Небесное пространство и небесные светила», «Водное пространство», «Растительный и животный мир».

Фрагмент «Особенности земной поверхности»вербализован с помощью следующих лексем:  земля, тропа, снега, сугроб, поляна, равнина,  поле, дорожка, лог,  простор, берег, долина, степь, асфальт, грязь, песок, пригорок, горка, наледь  и включает следующие модели:  ровное пространство, неровное пространство,  край земли у водного пространства и  слова, обозначающие свободное, обширное земное пространство.

Важно отметить, что земля у А.М. Виноградова предстает перед нами как нечто живое, со своими чувствами, эмоциями, она меняется. О родстве с землей поэт повествует с помощью тропов: так, например эпитеты помогают                А.М. Виноградову передать, что земля – это основа всего в мире, указывают на связь человека с нею («Ради родной, ради райской земли Вечности ради Так же родители жили и шли, Дед и прапрадед» Праведным утром; «В гнездах, как на пепелище, Как на горестной земле» Внимая грачиному граю; «Летний день прозрачным утром  После нудного нытья Сразу встретила салютом Ободренная земля» Летний день).

Фрагмент «Небесное пространство и небесные светила» репрезентирован с помощью лексем: небо, тучи, облака, солнце, луна, звезды, месяц, созвездья. В этом фрагменте изменяется соотношение лексем, употребленных в прямом и переносном  значениях: количество образных конструкций возрастает, например, вместо лексемы небо часто употребляются перифразы: опаловая высь, окоемная высь, сверкающая синь, немыслимая голубизна, слепящая синь, сквозная синева и другие.

Как показывает анализ, средствами  репрезентации небесного пространства являются следующие: небесная синь, сквозная синева («Это русичей свет испокон, осененный небесною синью»  Осенний свет; «И земля от него – золотая. Защемит от сквозной синевы После рыжих и палевых ливней, Восковые сугробы листвы»); синь солнечная, бирюзовый небосклон («В сини солнечной ни облачка – бирюзовый небосклон» Виртуозы весны); поднебесная корзина («А творцы  поднебесных корзин с молодецкими криками кружат» Раненый грач); ордынские тучи («Затмило ордынскими тучами мерцающий свет сентября»  Предвестие осени) и другие. 

 Небесные светила:   представлены с помощью сравнений, эпитетов  и метафор («Утром луна, как фонарь переносный, выбелив все уголки..» Крещенский мороз; «Внезапная ясность открылась в ночи. Снежинки сверкают в мерцающем свете, Фонарик луны заплетает лучи В свои волокнистые, смутные сети» Нежданная радость; «Не лунаобмылок тощий: Вместо солнцалишь намек» Лето дождей в Златоусте;  «Огромное солнце восходит, Багровой горою горит» Под солнцем).

Часто образ солнца у поэта предстает перед нами в русле традиционной поэтики, так солнце багровое, багряное, красно солнышко: «Багряное солнце Зальет дерева, И хлынет сквозь сосны С небес синева» (Ликует жуланчик), «Опять зима фасонится, И наст опять зубаст, Но выйдет красно солнышко И жару им задаст» (Перепады).

Фрагмент «Водное пространство» репрезентирован с помощью следующих лексем: вода, река, ручей, волна, озеро, море, ключ, болото, разлив, капельки, льдина, океан, капли, пруд  и представлен следующими моделями: водные пределы («Даже речка Граматуха, Отгремев, уже не та…» Лето дождей в Златоусте); океан («Чтобы вынестись вперед в потоке общем В бесконечный и бездонный океан» В бурном времени), водные явления («И селезень радостно крячет, Червонную гонит волну» Зеркало лета); водная масса («Но вода – как точно молоко: Вздуется оно парным туманом…» По-над  Ислочью; «Спасет деревья талица, Весенняя вода» В студеной тишине).

Фрагмент «Растительный мир» представлен в лирике А.М. Виноградова очень  широко.  Это и травянистые растения, и  цветы («Скоро должны расцвести медуницы, Скоро купавки должны расцвести» Подснежник; «В дали деревенских окраин Туманные звезды цветут» Зеркало лета), и кустарники, и деревья, и  листва.

Доминантой в лирике А.М. Виноградова является  образ сосны, что соответствует его месту жительства. Особняком в этой группе стоят  и образ бора.  Он вербализован во фрагменте с помощью следующих лексем:  бор как собор («Иду я по утру за словом Не в бор, а в собор – свой, лесной!» По утру за словом…); бор как родной круг («В бору сердечно-чутком Я как в родном кругу» Черемуховый срок); гребенка бора («Причесавшись гребенкою бора, Вышло солнце во всей-то красе…» У излуки); мир сосновый («В мире сосновом в свете ночном Взрывчатым словом Песню начнем» Ответ); боровой храм («Утром ранним, первозданным В боровой вступаю храм По снегам исповедальным, По апрельским зеркалам» Под коркой льда) и другие.

Фрагмент «Животный мир» представлен, главным образом,  тематическим рядом «птицы»: ворона («Вороньекружит с утра…» Лесоповал); аист («Коль спокойно по просоку ходитаист, Над болотом протянули журавли?» По-над Ислочью); воробьи как первоклашки («Мельтешат воробьипервоклашки, чехардою себя веселя» К перемене) и другие.

Самой частотной лексемой в этом ряду является лексема «грач». В поэзии «грачи»  входят  в сферу личного «я» и получают следующие номинации: точно рваные тучи («Потом точно рваные тучи, Собой зачернят облака…» Перед отлетом), братство грачей («Снова братством грачей восторгаться, Слушать птиц в долгожданном тепле» В свете дня), символ одиночества («А торчит, а торчит за окном [грач] Как нелепый и горестный символ [одиночество]» Эскиз одиночества),  творцы поднебесных корзин («А творцы поднебесных корзин С молодецкими криками кружат» Раненый грач) и другие.

Микроконцепт «Природа как совокупность природных явлений» включает следующие фрагменты: «Атмосферные явления», «Звуковые явления», «Cветовые явления и огонь», «Природные составляющие в цвете».

Номинанты, относящиеся к фрагменту «Атмосферные явления», являются самыми значимыми вербализаторами концепта «природа». Фрагмент наиболее ярко  показывает нам душу, чувства лирического героя стихов А.М. Виноградова.

Наименования атмосферных явлений у поэта весьма разнообразны (ветер, дождь, ливень, молния, гром, метель, снег, снегопад,  вихрь, роса, стужа, зной, туман, листобой, пурга, потоп). «Атмосферные явления»  А.М. Виноградов представляет не только  в прямом значении. В этом фрагменте тропы представлены наиболее широко. Например, в стихотворении  «Весна и мироздание» в пределах строфы создается сложный образ за счет построения синтаксических конструкций (используются неполные предложения), а также одновременного употребления перифразы, сравнения и эпитетов: «Внезапно выпал снег – зимы последний дар. Земля сияет вся, искрится и лучится. Из миллиарда звезд поставлю самовар  –  Небесный снежный чай, нежданный и пречистый»; «Ливень звончатый рассыпался – закурчавился кругом».

Нужно отметить, что снег является самой частотной лексемой, которая встречается и во фрагменте «Земное пространство». Но, в данном случае, снег показан не в качестве «покрытия земли», а как атмосферные осадки. Вероятно, зима – любимое время года поэта. Снег – это «чистота», «надежда», нечто «первозданное», «возвышенное». Он облагораживает душу, «очищает землю от грехов человеческих». Например, «Столько выпало первозданного, Серой нечисти вопреки» (В горностаевом снегу) или «Возвышенный и робкий, Снег пропадал в пыли На стылой сковородке Отверженной земли» (Безвременье), или «Нисходит на землю в лучах чудотворных Пресветлой надеждой рождественский снег» (В снегу чудотворном), или («Дарит снова свет надежд нам Сосен праведная медь, Чтобы в чуде белоснежном Мы душой могли прозреть» (Православная зима), или «А в лесу новоявленный снег Проясняет потухшие души» (Под новый год).

Фрагмент «Звуковые явления» включает три лексико-грамматические парадигмы: субстантивную («Застыла триумфально тишина в почетно – четком карауле бора» После снегопада; «В разгульном гуле не слышна своя великая печальница – Божественная тишина…»  В разгульном гуле), глагольную («Стонет бор: столько дров поналомано, столько свалено бурей дерев!» Над гарью; «Тучачерная програяла» Лесоповал) и адъективную («Летит трескучий вертолет, как хлопотливая сорока» Руки ручьев; «Ливень звончатый рассыпался, закурчавился кругом» Живые колокольчики).

Звуковые явления чаще сопровождают номинации атмосферных явлений (раскатистый гром, отпели ветры, звенящий ветер, ветер запевает, метели залились, ветер ворчит, дождик долдонит, капели смех и другие) и животного мира  (трезвон воробьев, овсянка рассыплет ответ, птичий гимн, трезвон, селезень крячет, трель свиристелей, мелодии птах, дробь дятла).

Фрагмент «Световые явления и огонь» включает следующие модели: свет («Посреди поднебесных колонн Перед ласковым лоном природы И свободен любой, и пленен, Видя зоркие нимбы – восходы» Перед пристальным ликом);  «Воссияла такая светлынь В торжестве новогоднего снега» Снежная светлынь; «Всех серебряных расцветок Фонариная заря» Зимняя сказка), тьма («И детей-то своих оберечь От грядущих потемок не можем» Светлый день; «Полумрак, рассеясь, матово сквозит, чуть-чуть лилов, и едва-едва приметна, серость смутно зеленеющих стволов» В полнолуние),  световые явления предметов природы  Дым костра да воздух синий, Да сияние берез» Запев, «Засияли березы с утра, Замерцали жемчужные травы» Перед восходом; «В снежных искрах из тысячи сит Путь по логу приводит к прологу» У пролога зимы).

Лексема «огонь» вербализуется в следующих контекстах:  «Над заснеженным бором Багровым горит апельсином Небывалое солнце» (Новогодье), «Он шел, закутанный закатами, пылающими горячо» (Художник), «Под огнем навесным, прекрестным, В самокрутку свернулись листы» (Зной), «В середке мокрая трава В лучах зари горит» (Изморось), «Она березовкой поит В прозрачный вешний день. Когда ж зенит жарой палит, Зовет укрыться в тень…» (Береза).

Фрагмент «Природные составляющие в цвете» включает четыре лексико-грамматические парадигмы: субстантивную, адъективную, глагольную, адвербиальную.  Самым частотным здесь выступает красный цвет, его оттенки. Он реализуется в следующих лексемах: алый, розовый, багряный, лазоревый, атласный, пунцовый,  красный, пламенный). Например: «И с каждым розовым рассветом, Взяв бодрость у росистых трав, Мы воскресаем красным летом, Ведерки радостей набрав» (У багряных дерев), «Огромное солнце восходит, Багровой горою горит» (Под солнцем), «Что пеночки напевом В лазоревом логу…» (Черемуховый срок) и другие.

Не менее значим для поэта и белый цвет, который ассоциируется в стихах со снегом, снежинками, сугробами. Именно зимой в лесу возможно перерождение человека, нравственное возрождение: «Дарит снова свет надежд нам Сосен праведная медь, Чтобы в чуде белоснежном Мы душой могли прозреть» (Православная зима).

Природа у А.М. Виноградова олицетворена: она – мать, а мы – ее дети. «Природы наивные дети» - так называет людей поэт в стихотворении «Во спасение». Природа лечит нас («Природным лечат духом Премудрые боры» Утренний Шадринск), спасает, а мы не чтим ее благ. «Как будем без леса, когда перерубим Последние нервы природных корней? – восклицает автор. Природа для него «родная», «красота первозданная», «светлейшее мирозданье», она «величава по царски», «мудра».

«Природы облик – в зеркале души» пишет поэт («Ты – человек»). Эта строка заключает в себе глубокий смысл. Как не ценить то, чем нас одарила «царица». В лирике А.М. Виноградова чувствуется призыв: «Душу лесной красоте отвори, Боготвори и слова, и природу» (По верной тропе). Чтить «красоту первозданную» нужно так же как своих родителей, ведь она – «природа-мать»!

    Таким образом,  концепт «Природа» занимает чрезвычайно важное место в концептосфере А.М. Виноградова, что в полной мере воплотилось в его поэтическом  творчестве.

 

Литература

1.                 Виноградов  А.М. Апрель первозванный. Стихи. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988.- 80с.

2.                 Виноградов А.М. Вешница. Стихи. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979.-80с.

3.                 Виноградов  А.М. Зоревой окоем. Избранная лирика 1956-1996. - Шадринск: Исеть, 1996.-132с.

4.                 Виноградов А.М. Лесная азбука. - Шадринск: Исеть, 2003.- 23с.

5.                 Виноградов А.М. Отроги. Стихи. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984.- 80с.

6.                 Виноградов А.М. Природы облик – в зеркале души.  Стихи последних лет.– Шадринск: Исеть, 1997. -120с.

7.                 Виноградов А.М. Путем добра и света. Стихотворения и переводы. - Шадринск: Исеть, 2002.-136с.

8.                 Виноградов А.М. Россия Росная. Стихи. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972 . - 54с.

9.                 Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» //Язык, сознание, коммуникация.- Вып. 24., 2003.- С.5-12.

10.             Степанов Ю.С.  Именчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и культура конца XX века / Под ред. Ю.С. Степанова.- 1995. – С. 7 - 34.

11.             Слышкин Г. Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики.- Волгоград, 1999.- С.13-17.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Виноградов, Природа, Исеть, Урал, фрагмент, Челябинск, Шадринск, Южа, явление, животный мир.


Похожие статьи

Лексическая репрезентация концепта «жизнь – любовь» в малой прозе И.А.Бунина

Лингвистическая интерпретация концепта «жизнь» и его вербализация в малой прозе И.А.Бунина

Реализация образного значения в контексте (на материале «Затесей» В.П. Астафьева)

Языковая картина мира и её фразеологическая репрезентация в произведениях Н. В. Гоголя

Лексемы группы «любовь» как средство реализации концепта «бог» в древнерусской религиозно-дидактической литературе

Архетип Мирового дерева в поэтике романов якутского писателя И.М. Гоголева

Интертекстуальность в творчестве современного американского прозаика Р.Н. Митры

Структура концепта «Женщина» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Структурно-семантическая и собственно семантическая классификация образных единиц в рассказе В.П. Астафьева «Монах в новых штанах»

Эффект «обманутого ожидания» в «детских рассказах» В.В. Набокова

Похожие статьи

Лексическая репрезентация концепта «жизнь – любовь» в малой прозе И.А.Бунина

Лингвистическая интерпретация концепта «жизнь» и его вербализация в малой прозе И.А.Бунина

Реализация образного значения в контексте (на материале «Затесей» В.П. Астафьева)

Языковая картина мира и её фразеологическая репрезентация в произведениях Н. В. Гоголя

Лексемы группы «любовь» как средство реализации концепта «бог» в древнерусской религиозно-дидактической литературе

Архетип Мирового дерева в поэтике романов якутского писателя И.М. Гоголева

Интертекстуальность в творчестве современного американского прозаика Р.Н. Митры

Структура концепта «Женщина» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Структурно-семантическая и собственно семантическая классификация образных единиц в рассказе В.П. Астафьева «Монах в новых штанах»

Эффект «обманутого ожидания» в «детских рассказах» В.В. Набокова

Задать вопрос