Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Один из видов продуктивной деятельности — лепка, позволяет эффективно развивать выше перечисленные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. [1]
На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия. [2, с.3]
Предлагаем вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность в подготовительной группе по лепке.
Непосредственно образовательная деятельность
Продуктивная деятельность
Лепка
Подготовительная группа
Тема: «Разноцветные щенки».
Программное содержание. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки. Продолжать учить передавать несложные движения (стоит, сидит, согнул лапы). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции. [3, с.156]
Материал и оборудование: пластилин, стеки, дощечки, салфетки, готовый образец, готовые детали, мнемотаблицы лепки щенка, основа для коллективной работы: картон с разноцветными следами собак.
Ход деятельности.
- Организационный момент. Проверка рабочего места.
- Создание интереса и эмоционального настроя. Чтение рассказа Кузиной Е. А. «В деревне».
Однажды одна собачка Стешка и ее сын Барсик поехали в деревню. Они каждое лето с хозяином туда ездили отдыхать. В деревне хорошо, тихо, свежий воздух, речка — купаться можно хоть целый день. Как только они сошли с поезда, счастью не было предела. Стешка прекрасна знала, куда надо было идти. И все было как обычно. На встречу выбегали знакомые собаки — все здоровались:
— Гав-гав-гав!
— Гав-гав-гав!
Стешка отвечала в ответ:
— Гав-гав!
И вот они дошли до нужного дома, в нем жил друг хозяина. Что-то послышалось — незнакомый голос:
— Гав-гав!
Подходя к дому, этот голос становился все громче и громче. И вот уже знакомая калитка показалась. А за ней в саду игралось шесть щенков. Все они были белого цвета, их лапки были белые, и хвостики были аккуратные и белые, и мордочки были белые, и ушки были абсолютно белые. А носы у них у всех всегда были мокрые и все подряд нюхающие, глаза грустные, но счастливые, животы толстые и довольные. Было лето, и щенки все время играли, бегали за собственными и за чужими хвостами, покусывали легонько друг друга, а потом зализывали ранки и, поскуливая, просили прощения. [4]
Хозяин прошел в дом, а Стешка с Барсиком дошли до дома и остались наблюдать за щенками. Но вот они куда-то побежали. Это на крыльцо вышла их маленькая хозяйка — Сашенька с красками, кистью и листом. Она села на траву немного поодаль щенят и стала что-то рисовать.
— Саша! Саша иди сюда! — позвал голос друга хозяина.
— Иду папа!
Сашенька быстро вскочила и убежала в дом. Любопытные и все подряд нюхающие щенки не остались в стороне. Первый щенок подошел и стал аккуратно нюхать, но во второй щенок баловался и толкнул первого.
Шлеп! Бултых! — Испачкался первый щенок. Какие скользкие краски!
Бултых! Шлеп! — и второй щенок в краске.
Так они перепачкались все и стали всех цветов радуги. Более того они наследили на Сашенькином рисунке.
Вот так они и познакомились со щенками-шалунами.
Воспитатель. Сегодня мы будем лепить испачканных щенков. В какие цвета они испачкались, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель. Опишите их внешность. (Тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост)
Воспитатель. Опишите позы щенят (кто-то сидел, кто-то стоял, кто-то наклонился в игре)
Пальчиковая игра.
Воспитатель. Сейчас выберете цвет пластилина, и он будет означать цвет краски, в который залез щенок. Зажмите в руке и грейте. Пластилин любит тепло.
- Объяснение ипоказ работы.
Воспитатель. Сегодня будем лепить двумя способами.
(Показ по мнемотаблице и предметный показ)
- Поза «Щенок сидит».
Рис. 1. Поза «Щенок сидит»
Рис. 2. Мнемотаблица лепки щенка в сидячей позе
Кусок пластилина делите пополам. Одна половина — это туловище. Круговыми движениями катаем шар, затем делаем овальное туловище, катанием между ладошек по прямой.
Вторую половину делим на лапы, голову, немного на хвост и уши. Кусок пластилина делим на 4 части и катаем каждую в шар, а затем в длинные толстые колбаски. Другой кусок пластилина катаем в шар и вытягиваем с одной стороны, превращая его в вытянутую мордочку. Остается сделать хвост — длинная колбаска и уши — раздавленные между пальцами шарики.
- Поза «Щенок стоит».
Рис. 3. Поза «Щенок стоит». Лепка из цилиндра
Рис. 4. Мнемотаблица лепки стоящего щенка из цилиндра
Кусок пластилин глазками делим на три части и одну часть отрезаем. Большую часть катаем в шар, затем в цилиндр. Концы разрезаем вдоль. Выгибаем нашу заготовку. Туловище готово. От второй части отрезаем на хвост и на голову. Кусок пластилина катаем в шар и вытягиваем с одной стороны, превращая его в вытянутую мордочку. Остается сделать хвост — длинная колбаска и уши — раздавленные между пальцами шарики.
- Поза «Щенок стоит, поджав лапы», схожа с позой «Щенок сидит». Эту позу можно сделать по желанию.
Рис. 5. Лепка щенка стоящего, поджав лапы
- Продуктивная деятельность детей.
- Итог занятия. Воспитатель выносит раскрашенный альбомный лист в разноцветные собачьи следы.
Воспитатель. А вот рисунок Сашеньки, который испачкали щенки. Давайте сюда мы поставим ваших пластилиновых разноцветных щенков. Подумаем, кто с кем может играть, баловаться, разговаривать. Рассматривание работ.
Литература:
- Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Учебно-методический кабинет. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna-dashkina/lepka-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 2.02.2017).
- Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 56 с.: цв.вкл.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. –М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.- 208 с., 24 л. вкл.,переиздание дораб. и доп.
- Щенки и щенок Иоган Лайер // проза.ру. URL: https://www.proza.ru/2009/03/01/932 (дата обращения: 2.02.2017).