Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 23.03.2020

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Строкова, Т. А. Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду» / Т. А. Строкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68230/ (дата обращения: 17.12.2024).



В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически, умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребёнка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число предметов, их пространственные соотношения, учатся видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Полученные в процессе обучения занятия дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, окружают в игре, рисунке, лепке. Лепка — один из способов образного отражения предметов окружающего мира. Чтобы подвести ребёнка к лепке воспитатель знакомит детей с этими предметами, помогает понять форму, строение, характеризующие их особенности.

Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые их предметы и явления в различных видах искусства, в народном творчестве, как передаёт поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, образной игрушке.

Куклы, игрушки-животные имеют мягкие пластические форму, большую обобщённость образа, условность изображения. Всё это очень близко детям в их восприятии реальных предметов, соответствует их представлениям, доступно изображению при помощи ваяния.

Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами. Не следует предлагать детям лепить пароходы, паровозы, дома, деревья — изображения получаются тяжёлыми, громоздкими, угловатыми, в большей части таких работ отсутствует лепка, она заменяется формовкой пластилина.

В лепке детей главной темой является человек и животное, овощи, фрукты, грибы, ягоды.

Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина в руках ребёнка остаются материалом для изображения предельно простых форм, мало сходных с предметами окружающего мира.

Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребёнок должен обучаться определённым приёмам лепки, способам передачи строения предметов.

Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приёмы работы с ним, с тем чтобы дети научились лепить, передавая в этом материале знакомые предметы реального мира, выражать своё отношение к миру и его явлениям.

Чтобы научить ребёнка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке. Самостоятельная неоднократная пролепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьёзных затруднений в работе, предусмотреть, какая детям понадобится помощь, и быть в состоянии помочь. Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести последовательный показ действий, дать указание, детские работы всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяя их тематику.

Если результаты лепки связаны с игрой, занятия детей по замыслу становятся интересными, обогащаются новыми темами, дети многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия к работе. В таких случаях дети хорошо используют пластилин и в любое свободное от занятий время, дополняя необходимыми игрушками, игры в магазин, зоопарк, детский сад и т. д. Они лепят фигурки животных, людей, кукольные угощения. Для детей, которые привыкли лепить не только по заданию воспитателя, но умеют при случае сделать для себя игрушки из пластилина не представит трудностей в школе изготовить модель, макет. Именно эти дети стремятся в кружки рисования и лепки, охотно и активно работают в них.

Пособия для лепки

Для работы с пластилином употребляются дощечки. В старших и подготовительных группах нужна для лепки стека. Тонкая острая сторона её служит для прорисовки деталей. Широкая плоская сторона стека служит для промазывания мелких деталей к основной форме в тех местах, где это трудно сделать пальцем, а также для выемки пластилина при создании большого узкого углубления, особенно при лепке посуды. Стекой в случае необходимости можно резать пластилин, как ножом.

Работа стекой разнообразна, и каждый раз, когда требуется новый вид работы, следует показать её детям и объяснить.

Не следует давать детям стеку до тех пор, пока они не научатся вылепливать основные детали предметов пальцами, так как в противном случае дети стремятся заменить лепку некоторых деталей прорисовкой их на пластилине. Так, часто дети не лепят морду животного, а рисуют на шарообразной голове подобие человеческого лица, заменяя нос одним или двумя отверстиями.

Воспитателю необходимо иметь подставку для демонстрации детям натуры, модели, с тем, чтобы все дети одинаково хорошо видели её во время объяснения и в процессе занятия. В качестве такой подставки используется мольберт с широкой нижней доской.

Воспитатель предлагает детям лепить различные предметы, которые легко найти в детском саду, в группе, в ближайшем окружении. Это овощи, фрукты, посуда, игрушки. Младшие дети лишь в начале занятия рассматривают эти предметы, а затем лепят их по сложившемуся представлению, старшие пользуются этими предметами как натурой.

В качестве натуры используются очень простые по форме предметы, но дети должны уже вылепить их так, как видят, относительно точно передать форму именно этого предмета, а не вообще предмета данной категории (не вообще гриб, а данный гриб — подосиновик). Вот почему и для детей второй младшей группы, и для старших детей часто используются одни и теже модели.

Для облегчения выбора в пособии показаны примерные предметы, способные служить моделью для лепки в разных группах детского сада. Критерием для выбора каждый раз является степень сложности формы и строения предмета.

За время пребывания в детском саду ребёнок должен получить определённые знания, навыки и умения. Дети должны научиться достаточно сходно изображать в пластических материалах хорошо знакомые им фигуры людей и животных, лепить посуду, овощи, фрукты, грибы.

Иногда одни и те же темы повторяются в различных возрастных группах, но требования к качеству выполнения различны. От возраста к возрасту усложняется тематика лепки. Кроме предложенных воспитателем предметов, дети лепят любые предметы по замыслу, иллюстрируют знакомые литературные произведения, народные сказки.

Литература:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka...
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, предмет, воспитатель, лепка, игра, материал, окружающий мир, пластилин, реальный мир.


Похожие статьи

Консультация для родителей «Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической речи у дошкольников. Обучение пересказу»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Подготовка к школе в детском саду на основе программы «Детский сад 2100»

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «На помощь к Хрюше»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией»

Конспект занятия по экологии в младшей дошкольной группе «Я — часть природы»

Похожие статьи

Консультация для родителей «Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической речи у дошкольников. Обучение пересказу»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Подготовка к школе в детском саду на основе программы «Детский сад 2100»

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «На помощь к Хрюше»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией»

Конспект занятия по экологии в младшей дошкольной группе «Я — часть природы»

Задать вопрос