Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 10.11.2014

Статья просмотрена: 3036 раз

Библиографическое описание:

Свешникова, Н. Н. Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста / Н. Н. Свешникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6604/ (дата обращения: 16.11.2024).

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

В семье изобразительных искусств, — отмечал И. Я. Гинцбург, — лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условия дошкольного учреждения?

Во второй младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам и видеть разнообразие формы, цвет.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская)

Уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе,

Относиться к ней как к произведению искусства, знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк(площадь): узнавать скульптуру на фотографиях. Слайдах; включаться в бе6седу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку;

Знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании выразительных сторонах; знать какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластилином.

Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концом пластилиновый столбик — кольцом, баранкой. Во время работы с пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к условию целого ряда математических представлений.

Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных.

В сюжетной лепке могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

В декоративной лепке дети знакомятся с народным прикладным искусством, с разными его видами. Красивые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию.

Вот, один из примеров, сюжетной лепки на тему «Корзина с грибами».

Корзина с грибами

Цели занятия:

1.                  Закрепить знания детей о богатстве осени, полученные в процессе наблюдений в осенний период времени.

2.                  Продолжать знакомить детей с натюрмортом и оформлять композицию из разных лесных ягод, грибов и объединять их единым содержанием.

3.                  Учить детей лепить грибы, передавая основные его части — шляпку и ножку.

Материал:

-        набор цветного пластилина;

-        стека;

-        салфетка для рук.

Предварительная работа.

Рассматривание муляжей грибов или картинки с их изображением. Загадывание загадок.

Этапы выполнения работы:

 

Корзинка

1.                  Раскатываем шарик, сплющиваем и получаем донышко.

2.                  Для стенки корзинки раскатываем 8–10 длинных жгутов.

3.                  Укладываем жгуты вокруг донышка.

4.                  Лепим длинный жгутик и сплетаем из него ручку и прикрепляем к корзинке.

5.                  Можно взять любой готовый маленький горшочек, раскрасить его под корзиночку и прикрепить к нему ручку.

 

Грибы

Шляпка

1.                  Скатать небольшой шарик из пластилина коричневого (желтого, красного) цвета и стекой разрезать шар пополам, это будет шляпка.

Ножка

2.                  Раскатать из светлого пластилина столбик, утолщенный с одного конца и к шляпке прикрепляем ножку.

3.                  Вылепленные грибы укладываем в корзинку.

Для завершения композиции можно слепить маленькую веточку с красными ягодками и поместить их в корзинку с грибами.

DSC05068.JPG

 

DSC05070.JPG

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, лепка, скульптура, гриб, знать, народная игрушка, сюжетная лепка, умение, художественный вкус.

Похожие статьи

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Загадки русского узора: знакомство дошкольников с народной культурой через ознакомление с русским декоративным творчеством

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Применение игровых технологий при знакомстве дошкольников с живописью

Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с геометрическими фигурами

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Загадки русского узора: знакомство дошкольников с народной культурой через ознакомление с русским декоративным творчеством

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Применение игровых технологий при знакомстве дошкольников с живописью

Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с геометрическими фигурами

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста