В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.
Ключевые слова: лепка, ручная лепка, пластичный материал, формирование, практические навыки.
В настоящее время отечественная педагогика и психология признает то, что практические навыки лепки имеют огромное значение в развитии детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Совместная работа рук и головного мозга активизирует самые разные психические процессы и развивает высшие психические функции.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Лепка также является одним из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники [2, с. 53].
Согласно мнению И. Я. Гинцбурга «…в семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете» [8].
Наибольшая активность обеих рук достигается именно в процессе лепки, здесь больше, чем в какой-либо другой деятельности укрепляются пальцы. Чтобы усвоить техники лепки, ребёнку необходимо развить необходимые движения и силу, точность и темп, ритмичность и плавность. Данные качества оказывают положительное влияние на процесс овладения и совершенствования разных видов учебной деятельности.
В. Б. Косминская отмечает, что лепка оказывает влияние на кругозор, расширяя его, с её помощью формируется творческое отношение к окружающей жизни и нравственное представление, оно способствует воспитанию и формированию самостоятельности [7, с. 34].
С помощью лепки, по мнению Н. Б. Бельтюковой, дети усваивают и отрабатывают способы и приёмы работы с разнообразными пластичными материалами. Пластичный материал — это кладовая для развития детского творчества. Дети обожают фантазировать и для того, чтобы творить что-то необычное применяется всё разнообразие материалов, которые легко поддаются изменению и принятию любой формы [1, с. 204].
Конечно, необходимо воспитать в детях хорошее отношение к такому природному материалу как глина. Работу с этим материалом нельзя назвать лёгкой, она очень трудоёмкая, с её помощью развивается сила и гибкость пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук, дети учатся работать с бросовым материалом [3, с. 52].
В исследованиях Р. Г. Казаковой особо подчеркивается роль рук в развитии умственной деятельности человека. Рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) — это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства рук. Таким образом, сведения о мире ребёнок получает именно через руки, через рабочий орган, с помощью которого они исследуют, творят, строят. Поэтому на образовательной деятельности по лепке широко используются пальчиковые игры, гимнастика и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами» [4, с. 15].
Процесс лепки часто происходит вплотную с повседневной жизнью ребенка, равно как и рисование, конструирование и разные игры. Даже несмотря на то, что техника лепки очень разнообразна, ей могут заниматься даже совсем маленькие дети. Размеры работ в лепке полностью зависят от замысла самого ребенка, а также от его навыков и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие — более крупные [5, с. 98].
Когда ребёнок знакомится с предметом, он анализирует его, учится понимать его красоту. Он самостоятельно начинает передавать в лепке выразительные его признаки, старается аккуратно обработать поверхность изделия, разукрашивает его и т. д. Занятие по лепке сопряжены с определенной физической нагрузкой, например во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной.
Т. С. Комарова отмечает, что овладение движений ребенком происходит под влиянием взрослого. При освоении действиями с предметами и орудиями это влияние имеет особое значение. Когда ребёнок встречается с предметами, инструментами, орудиями, он не может самостоятельно раскрыть специфику их употребления, без помощи взрослого. От владения орудиями и инструментами сильно зависит развитие движений руки. Вместе с тем, главная задача родителей и педагогов научить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, ведь лепка не цель, она является лишь средством всестороннего развития и воспитания [6].
В лепке необходимо в первую очередь развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям изменять комок глины, получать поделки разной формы. Основательное овладение навыками и умениями требует долгих и постоянных упражнений. Владение техникой изображения делает процесс лепки, свободным и приятным для ребенка, увеличивает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности.
Обобщая вышесказанное можно проследить огромный психолого-педагогический потенциал занятий по ручной лепке. В ходе таких занятий активно развивается целый комплекс умений, а именно: воображение и мышление, ручная умелость, повышается чувствительность (чувство формы, пропорций, фактуры предмета). Дети учатся приемам лепки, в которые входят: вдавливание, сжатие и загибание краев, раскатывание, скручивание, сплетение, вытягивание. Во время занятий лепкой, у детей развиваются следующие приёмы работы с материалом: умение аккуратно загладить поверхность работы для последующего украшения рельефом или росписью, крепко скрепить детали, сделать углубления, рельефы. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, работать с разными пластичными материалами, уметь передавать движение.
На основании рассмотренных теоретических данных нами была разработана серия занятий по формированию практических навыков ручной лепки у детей. Серия включала в себя 4 занятия в условиях детской художественной школы, продолжительностью 120 минут каждое.
Тема первого занятия «Дедушка мороз», в ходе которого дети учились вылепливать фигуру «дедушки». Для организации восприятия были использованы наглядные методы (показ, наблюдение), учащимся был предложен зрительный ряд, включающий в себя наглядные пособия. Данные методы дают возможность развивать у учащихся внимание, наблюдательность и эстетические качества. Благодаря наглядному пособию, изучаемый материал становится для учащихся наиболее понятным. Особое внимание уделялось развитию у детей умений пользоваться инструментами, чувствовать форму, пропорции предмета и передавать их в своей работе, точности и аккуратности движений. Также нами применялся педагогический показ, объяснение материала.
Работа выполнялась в следующей последовательности:
— анализ наглядного пособия;
— разработка эскиза;
— подготовка глины;
— определение пропорций и размера;
— выполнение фигурки;
— изготовление и прикрепление деталей к фигурке;
— финальное декорирование.
Подобные методы и приемы использовались нами в ходе второго занятия по теме «Новогодний кролик». Детям было предложено вылепить фигурку символа нового года и декорировать в новогодней тематике.
Абсолютно новые приемы лепки нами были предложены детям на третьем занятии по теме «Лепка из жгутов». Оно было нацелено на формирование у обучающихся навыков выполнения изделия с помощью жгутов. В ходе занятия дети изготавливали различную посуду в рассматриваемой технике. Для этого соблюдалась следующая последовательность действий:
— подготовка необходимого количества глины;
— анализ наглядного пособия;
— выбор вида посуды;
— определение размера изделия;
— изготовление жгутов;
— соединение деталей;
— декорирование.
Последнее занятие было посвящено изготовлению декоративной композиции на тему «Новогоднее панно». Создание работы в технике лепки из пласта глины предполагает особую сложность, поэтому с каждым ребенком велась индивидуальная работа. В ходе занятия мы подготовили все необходимые инструменты и приступили к эскизу. Затем из глины изготавливался прямоугольный пласт толщиной 1 см, на котором оформлялась рамка с помощью резца. При помощи насечек и наращивания рельефа нами был нанесен рисунок на панно. После завершения изображения декорировался задний фон. По окончании занятия был проведен общий просмотр работ учащихся.
По итогам проведения серии занятий нами оценивалось качество детских творческих работ, а также степень сформированности их практических навыков лепки из глины. Исследование показало, что дети научились слаженной и плавной работе обеими руками, тем самым тренируя аккуратный и правильный темп работы, совершенствовали точную работу с мелкими деталями. Также они научились чувствовать форму и пропорции предметов, передавать эту форму в своей работе. Так как занятия сопряжены с применением силы, у детей росла сила в руках и умение равномерно применять силу. У детей получалось правильно пользоваться инструментами, что зависит от уровня контроля над руками.
Таким образом, уровень развития практических навыков лепки из глины у учащихся художественной школы повысился, что отражалось на аккуратности, четкости и правильности выполняемых работ. В процессе работы с новыми техниками и приёмами, дети совершали ошибки, но в конечном итоге исправлялись, тем самым демонстрируя улучшение практических навыков.
Литература:
- Бельтюкова, Н. Б. Учимся лепить: папье-маше. Пластилин: кн. для учителя / Н. Б. Бельтюкова, С. К. Петров, В. В. Кард. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 222 с.
- Ватагин, В. А. Как лепить животных / В. А. Ватагин // Художник. — 1962. — № 5. — С. 53–56.
- Гусарова, И. Л. Лепка в детском саду: лекции для студ. пед. вузов / И. Л. Гусарова. — М.: ЮНИТИ, 2011. — 86 с.
- Казакова, Р. Г. Лепка в ДОУ / Р. Г. Казакова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 4. — С. 15–23.
- Каюмова, Р. Развитие творческого воображения в лепке / Р. Каюмова // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 3. — С. 17–18.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. — М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
- Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студ. пед. вузов / B. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. — М.: Просвещение, 1977. — 210 с.
- Халезова, Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.