Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

5. Педагогика общеобразовательной школы
01.02.2020
231
Поделиться
Библиографическое описание
Короткий, В. А. Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок / В. А. Короткий, Ю. В. Мазурова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15621/.


В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Ключевые слова: гончарное ремесло мелкая пластика, преподавание лепки, социальная компетентность, образовательный процесс в предметной области Технология.

Сегодняшние школьники должны обрести умение учиться — так представлена важнейшая цель современной образовательной системы.

Не простая задача поставлена перед педагогами. Это умение действительно открывает большие возможности увеличения результативности освоения предметных знаний, формирования компетенций и умений. Школьник из обучаемого становится более самостоятельным, осознает важность учебного процесса, ценностно-смысловые основы собственного труда.

Предметная область «Технология» дает простор для создания условий самореализации и гармоничного развития способностей ребенка, формирования компетентностей в образовательном процессе. Преподавание лепки изделий мелкой пластики и гончарного ремесла в нашей средней общеобразовательной школе включено в программу по согласованию с участниками образовательного процесса как раздел тематического плана по предмету «Технология» для учащихся мальчиков 5–7 классов.

Обсудим подробно, как достигается решение задачи формирования умения учиться педагогом, влюбленным в гончарное дело и керамику, на примере преподавания раздела по лепке из глины и гончарному ремеслу.

Смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между задачей учебного процесса и его мотивом, личностное самоопределение ученика при освоении предметных знаний и навыков, социальная ценность достигнутых результатов — эти базовые цели для реализации познавательной и творческой активности школьника — легко достигаются, стоит учителю сесть за гончарный станок.

Керамика — творческое дело, в нем присутствует волшебство. Из невзрачного куска глины на глазах возникает произведение рук мастера, рождается новое изделие. И в одно мгновение появляются смысл, мотив и желание творить.

Привлекательность лепки и гончарного ремесла заключена в красивых вдохновляющих работах, которые представлены в мастерской керамики, в музеях всего мира, на интернет ресурсах современных керамистов. Для обучения очень важно, что потребность ребенка в собственном результате, к примеру, в создании праздничного подарка родителям, появляется быстро.

Это с самого начала занятий очень способствует формированию актуальных познавательных мотивов. Однако, в керамике окончательный желаемый результат не появляется мгновенно. От начальной идеи до готовой поделки лежит большой путь и тщательное исполнение плана. Ученика не должны испугать трудности первых шагов.

Как сложные задачи сделать доступными для детей?

Усилить полученную мотивацию, мобилизовать энергию и силы учащихся для преодоления стоящих перед ними препятствий помогают поисковые исследовательские алгоритмы преподавания.

Направлений для творческого исследовательского поиска в керамике и гончарном ремесле превеликое множество. На начальных этапах обучения учащиеся получают конкретные задания для докладов и презентаций, с поддержкой учителя выбирают самые интересные варианты, выделяют и формулируют познавательную цель, проводят поиск и сбор нужной информации в разных источниках, осознанно оценивают информацию, структурируют полученные знания. Темы докладов и презентаций по мелкой пластике, истории керамики и гончарного дела, современному состоянию керамики в мире, материаловедению предоставляют простор для формирования обще-учебных универсальных действий.

На этапах выполнения докладов и презентаций учащиеся обретают навыки компетентности в новой предметной области. Ценностно-смысловая ориентация в материале формирует личностные универсальные учебные действия.

Керамика существует тысячелетия, имеет огромную связь с историей, это позволяет учащимся накапливать компетентность одновременно в нескольких областях знаний. Значимость керамики на протяжении веков направляет учащихся к осознанию этических общественных норм разных эпох, формирует нравственные ценности и широту взглядов, навыки оценивания событий. Объем исторического материала по керамике позволяет строить гипотезы, находить ответы и делать сравнения арт-объектов и утилитарно-бытовых керамических предметов.

Сам процесс освоения, творческое овладение знаниями в предметной области помогает осознанно понимать учебную задачу, понимать последовательность этапов создания проекта своего керамического изделия.

Освоение знаний о керамическом производстве позволяет планировать последовательность этапов, это очень важно для проектного метода обучения.

Лепка — это не скучный урок, а творческое занятие, во время которого обязательно должны присутствовать радость и желание лепить. Обстановка и настроение на уроке должны быть вдохновляющими. Учитель призван поощрять вдохновение и давать волю детской фантазии.

Но желаемый результат — красивое изделие — не получается «на раз-два». Навыки работы с материалом имеют огромное значение. Это означает необходимость непрерывного накопления опыта лепки, структурирования работы. У учащегося формируется четкая цель: образец будущего изделия, продумывается алгоритм, последовательность этапов изготовления, тренировка способов лепки, сравнения результата с эталоном для выявления отклонений.

Ученик обучается коррекции, внесению изменений и дополнений в разрабатываемое изделий. Не менее важно обучение ребенка на всех этапах исполнения осознанно и последовательно проводить рефлексию, оценивать качество выполненной работы.

Базовая часть обучения — это освоение приемов работы с глиной, изучение свойств материала, навыков организации рабочего места и постоянный контроль за соблюдением технологических правил. В процессе освоения базовых навыков и техник лепки обучающиеся постепенно подготавливаются к освоению гончарного ремесла.

Развитое чувство глины дает возможность тренировать навыки кручения на гончарном круге, осваивать центровку, определять толщину стенок, создавать простые гончарные формы.

На основе изученных приемов работы с материалом формируется способность к творческой работе — созданию композиций на основе гончарных форм.

Занятия керамикой позволяют учащимся непрерывно накапливать компетентность в приемах лепки, в материаловедении, навыках гончарного дела и формировать регулятивные универсальные учебные действия.

Простор для формирования знаково-символических универсальных учебных действий в процессе освоения лепки и гончарного дела, без преувеличения, очень широкий. Действия с образцами, выявление общих закономерностей форм, способы изменения и комбинирования, к примеру народных гончарных форм, применяются при создании творческих работ.

При выборе вариантов лепки изделий, а также гончарного изготовления форм, анализ, сравнение имеющихся в керамической мастерской образцов изделий, синтез собственных наблюдений, обеспечивают формирование универсальных учебных действий логического типа.

Материаловедение лепки из глины и гончарного дела состоит из многих этапов и предполагает взаимодействие в группе. Этот процесс нуждается в хорошо сформированных навыках сотрудничества, совместной работы, взаимному контролю выполнения работы, разделению обязанностей и взаимодействию с одноклассниками и педагогом.

Формирование навыков сотрудничества, диалога, распределение заданий, разрешение возникающих конфликтов, контроль, анализ, коррекция работы с товарищами способствуют развитию социальной компетентности и коммуникативных универсальных учебных действий.

Процесс обучения лепке изделий мелкой пластики и гончарному ремеслу проходит в рамках усвоения предметной области «Технология» и по целям, содержанию, организации учебного труда школьников соответствует возрастным нормативам развития, психологическим и возрастным требованиям.

Развитие системы универсальных учебных действий, формирование социальной компетентности происходит последовательно в рамках возрастного нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника.

Формирование основных универсальных учебных действий обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, овладевать знаниями и навыками. Преподавание лепки изделий мелкой пластики и гончарного ремесла в рамках предмета «Технология» достойно решает эту задачу.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 148 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 59 с. — (Стандарты второго поколения).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гончарное ремесло мелкая пластика
преподавание лепки
социальная компетентность
образовательный процесс в предметной области Технология

Молодой учёный