Тестопластика как средство развития творческих способностей детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 15.12.2014

Статья просмотрена: 6209 раз

Библиографическое описание:

Винс, О. А. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей / О. А. Винс, М. Н. Черникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 619-622. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14316/ (дата обращения: 16.12.2024).

Техника «Тестопластика» — лепим из теста, способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При работе с тестом у детей исчезают нервозность, возбуждённость — это прекрасная разгрузка для детей, улучшается концентрация внимания.

Почему именно тесто? Тесто — это такой материал, который для детской руки более удобный — он мягкий. Тестопластика имеет свои преимущества:

-        Это природный, экологически чистый материал;

-        Очень эластичный, легко обрабатывать;

-        Быстро и легко готовится;

-        Приятный на ощупь;

-        Легко отмывается;

-        Можно лепить как из белого, так и из окрашенного теста;

-        Неокрашенную поделку, при желании, можно раскрасить;

-        Изделия из солёного теста довольно прочные, долговечные;

-        Хорошо сочетается с другими материалами (природным и бросовым).

В группе должны быть созданы все условия для организации работы по развитию творческих способностей детей, необходимо создать небольшой уголок творчества по тестопластике, где находятся: краски (акварельные, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, разные кисточки, ножницы, цветные ленты, цветная и бархатная бумага, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, пуговицы, бусинки и бисер. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Занятия тестопластикой доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества, дошколята с удовольствием проявляют свою индивидуальную креативность при создании необычных образов из теста.

Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. (Рис. 1) Затем учатся лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

Тем самым у детей развивается умение видеть целое раньше частей, способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, используя нетрадиционные формы лепки.

Описание: C:\Users\User\Desktop\статья.тестопластика\фото к статье\SAM_0444.JPG

Рис. 1

 

Следующий этап — это обработка тестом разнообразных объемных форм. Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски — гуашь, акварель, фломастеры. Работы получаются интересные, выразительные, привлекательные, долговечные, легки в изготовлении. Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, изостудия, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного изделия своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные. Например, так для мам к 8 марта можно сделать магниты своими руками из теста и украсить подручным материалом (ленточками, бисером, бусинками и т. д.). (Рис. 2).

Занятия по тестопластике не только помогают развивать мышление, воображение, глазомер, пространственное восприятие, но воспитывают художественно-эстетический вкус, трудолюбие, усидчивость.

Описание: C:\Users\User\Desktop\статья.тестопластика\фото к статье\SAM_0446.JPG

Рис. 2.

 

После того, как дети усвоят лепку из простых элементов, можно перейти к другому этапу работы более сложному. Лепка панно по мотивам сказок «Колобок», «Три медведя», «Рождественская сказка». (Рис. 3). Для поддержания интереса к деятельности используются различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др.

Описание: I:\DCIM\100PHOTO\SAM_0447.JPG

Рис. 3

 

Литература:

 

1.         Белова Н. Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.

2.         Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.

3.         Левадный В. С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.

4.         Маслова Н. В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.

5.         Надеждина В. К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

6.         Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. — Издательский Дом Литера, 2005.

7.         Данкевич Е. Лепим из соленого теста. — СПб: Кристалл, 2001.

8.         Иванова Н. Н., Митлянская Т. Б., Розова Л. К. Музей народного искусства. — М.: Советская Россия, 1972.

9.         Искусство вокруг нас. — М.: Ренессанс, 1994.

10.     Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М.: Изд. Московского центра вальдорфской педагогики, 1993.

11.     Кискальт И. Солёное тесто. — М.: АСТ-Пресс, 2001.

12.     Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.

13.     Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2003, № 9.

14.     Хапанова И. Н. Солёное тесто. М. 2006.

15.     Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

16.     Шорохов Е. В. Основы композиции. — М. 1979.

17.     Энциклопедический словарь юного художника. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок.


Задать вопрос