Использование лепки из соленого теста в изготовлении игровых атрибутов
Автор: Михневич Елизавета Андреевна
Научный руководитель: Ланевская Вероника Михайловна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 03.06.2021
Статья просмотрена: 372 раза
Библиографическое описание:
Михневич, Е. А. Использование лепки из соленого теста в изготовлении игровых атрибутов / Е. А. Михневич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6454/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье автор рассматривает историю возникновения лепки из соленого теста, значение лепки для развития детей дошкольного возраста. Автор представляет варианты игровых атрибутов, выполненных из соленого теста, для сюжетных игр детей.
Ключевые слова : дети дошкольного возраста, лепка, лепка из соленого теста, тестопластика, игровые атрибуты.
Самыми популярными материалами для лепки являются тесто, пластилин и глина. А как же вообще возникло такое направление дополнительного образования, как лепка?
Лепкa существует с давних времен. Известно, что в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. В Итaлии в средние века лепка использовалась для выпекания фигурного хлеба, он был настолько популярен, что купцы со всей Европы скупали его, чтобы в дальнейшем перепродать его в родных странах дороже. В Германии в IX веке в бедных семьях из хлебного теста выпекались рождественские украшения для елки. Чтобы сохранить их от поедания грызунами и насекомыми, в тесто стали добaвлять соль в больших количествах — так и возникло соленое тесто. Во время Первой мировой войны и в первые годы после ее, изготовление игрушек было заброшенно из-за нехватки соли, что послужило причиной утери искусства создания фигурок из соленого теста.
Около 25 лет тому назад это древнее искусство было возрождено, но потеряло ритуальный смысл и превратилось в один из видов детского творчества.
Тестопластика — лепка декоративных изделий из соленого теста, она является одним из видов художественного конструирования и действенным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса любознательность, оригинальность мышления, настойчивость и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности [2, с. 65].
В процессе лепки из соленого теста ребенок открывает для себя не просто вид организации самостоятельной деятельности, а волшебную силу искусства. При этом он раскрывает себя с новой стороны и открывает у себя новые способности. На занятиях лепкой из соленого теста задача педагога предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата [1, с. 32]. Лепка способствует активизации точек мозга, отвечающих за речь, предметные действия.
Занятие лепкой способствует развитию чувств осязания обеих рук, подготавливает руки ребенка к письму, развивает мелкую моторику, стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, учится более детально отображать приметы, причем чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Изучению формы предмета и его строения — главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе.
Способы выполнения лепки из соленого теста позволяют ребенку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Также самостоятельное изготовление чего-то способствует воспитанию аккуратности, бережного отношения к труду и результатам труда окружающих и личного.
На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребенка в осуществлении выбора, принятия, безопасности, поддержки.
Необычность материала будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Пластилин или глина уже наскучили детям, их увлекает новое и необычное. Тесто — материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из его долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплотить самые необычные замыслы.
Можно выделить очень много достоинств соленого теста, по сравнению с другими материалами для лепки:
1) Одно из главнейших преимуществ соленого теста в том, что его можно использовать с самого раннего детства. Тесто намного мягче, чем пластилин, и для малышей это большой плюс.
2) Все ингредиенты доступны, и, как правило, находятся в доме у каждого.
3) Все ингредиенты натуральные, без лишних добавок и вредных веществ.
4) Тесто является самозастывающим материалом. Находясь на воздухе несколько дней, поделки застывают и можно проводить дальнейшую обработку.
5) Соленое тесто не пачкает поверхности в отличии от глины и пластилина
6) Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка.
7) Улучшает концентрацию и восприятие.
8) Немаловажно и то, что это «аккуратный» материал, из соленого теста можно лепить, не боясь вымазаться, тесто легко смыть с одежды, а рабочую поверхность достаточно просто протереть влажным полотенцем.
Лепку можно использовать в тандеме с разными видами деятельности. В развитии ребенка большую роль имеет игровая деятельность, в ней дети развивают коммуникативные способности. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра в общем, и сюжетно-ролевая игра в частности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация. В этом виде игровой деятельности отлично проявляется самостоятельность детей, дети сами выбирают тему игры, линии ее развития, решают раскрывать роли.
Для раскрытия роли используются не только жесты, мимика и эмоции, но и широкое разнообразие атрибутов для передачи образов и оформления игрового пространства. Сюжеты игр очень разнообразны: их делят на бытовые, производственные, общественные. И для точной передачи сюжетов целесообразно использовать разнообразные игровые атрибуты. С целью повысить интерес к сюжетно-ролевой игре, расширить и усложнить ее тематику, можно предложить детям самостоятельно изготовить игровые атрибуты.
Например, можно предложить детям изготовить атрибуты для таких игр, как «Кафе», «Магазин», «Ресторан» и т. д. дети могут слепить различные продукты. Примеры представлены на рис. 1.
Рис. 1. Игровые атрибуты для сюжетных игр, изготовленные из соленого теста
Одной из наиболее излюбленных сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста является игра «Магазин». Посредством лепки из соленого теста могут быть изготовлены такие «продукты питания», как овощи, фрукты, пельмени, колбасные и мясные изделия, изделия кондитерские и хлебобулочные и пр.
Атрибуты, изготовленные детьми самостоятельно, позволяют увлечь ребенка игрой на подготовительном этапе. Использование соленого теста обеспечивает изготовления атрибутов как в условиях специально организованной деятельности, так и самостоятельно. Изготовление игровых атрибутов из соленого теста позволяет развивать игру детей, одновременно развивая их творческие способности.
Литература:
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Изд. 2-е, доп. — М., 1961.
- Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2012. — 88 с.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста, лепка, тестопластика, лепка из соленого теста, игровые атрибутыПохожие статьи
Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе изготовления изделий из бисера
В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися Центра детского творчества на занятиях по бисероплетению. Выполнение изделий из бисера способствует раскрытию их творческого потенциала в процессе декоративно-прикладного творчества.
Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ
В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.
Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.
Использование пектина в рецептуре затяжного печенья
В данной статье приведены результаты исследований влияния яблочного пектина на качество готового мелкоштучного кондитерского изделия, затяжного печенья. В ходе работы было изучено влияние пектина на органолептические и физико-химические показатели пе...
Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...
Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга
В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...
Колбасные изделия из мяса индейки, обогащенные йодказеином
Статья посвящена исследованию и разработке технологии продуктов детского питания для школьного возраста для расширения ассортимента отечественных производителей.
Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников
В статье рассматриваются вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности.
Йогурты — вкусные и полезные продукты
В статье представлено описание проектно-исследовательской деятельности младшего школьника по изучению истории возникновения йогурта, технологии изготовления данного продукта в промышленных и домашних условиях, раскрываются полезные свойства молочного...
Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии
В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.
Похожие статьи
Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе изготовления изделий из бисера
В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися Центра детского творчества на занятиях по бисероплетению. Выполнение изделий из бисера способствует раскрытию их творческого потенциала в процессе декоративно-прикладного творчества.
Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ
В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.
Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.
Использование пектина в рецептуре затяжного печенья
В данной статье приведены результаты исследований влияния яблочного пектина на качество готового мелкоштучного кондитерского изделия, затяжного печенья. В ходе работы было изучено влияние пектина на органолептические и физико-химические показатели пе...
Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...
Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга
В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...
Колбасные изделия из мяса индейки, обогащенные йодказеином
Статья посвящена исследованию и разработке технологии продуктов детского питания для школьного возраста для расширения ассортимента отечественных производителей.
Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников
В статье рассматриваются вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности.
Йогурты — вкусные и полезные продукты
В статье представлено описание проектно-исследовательской деятельности младшего школьника по изучению истории возникновения йогурта, технологии изготовления данного продукта в промышленных и домашних условиях, раскрываются полезные свойства молочного...
Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии
В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.