Активизация мышления учащихся при обучении школьному курсу физики
Рахматов Илхом Исматович, кандидат технических наук, доцент;
Саидова Раъно Мехриевна, преподаватель;
Бухарский государственный университет (Узбекистан)
Активация мышления учащихся при обучении различных дисциплин имеет огромное значение. Особенно важно активация мышления учащихся при обучении современного школьного курса физики. Рассмотрим некоторые приемы активизации мышления учащихся на первом этапе обучения — при постановке учебной проблемы. Этот этап, говоря языком математики, является необходимым, но недостаточным для целенаправленного формирования творческих способностей учащихся.
Так с помощью каких конкретных форм, средств и приемов удается при обучении физике реализовать методы обучения, обеспечивающие усвоение опыта творческой деятельности?
Рассмотрение методов активизации мышления учащихся при решении учебных проблем мы будем проводить, следуя классификации методов, предлагаемой «Дидактикой» (М. А. Данилов) ‑ проблемное изложение материала, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский методы. Эти методы различаются степенью самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Проблемное изложение материала ‑ «метод, представляющий систему осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели».
Дидактика указывает: «Суть проблемного изложения в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения». Проблемное изложение материала активизирует мышление учащихся в отличие от информационного, т. е. передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный метод.
При проблемном изложении учащиеся приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия. Обучение физике открывает большие возможности для такого изложения материала.
При отборе материала для проблемного изложения нужно учитывать его мировоззренческое значение, возможность познакомить учащихся с вопросами методологии научного познания, показать им постепенное проникновение в тайны природы, рождение фундаментальных теорий, роль и значение фундаментальных (великих) физических экспериментов. Рассмотрим конкретные примеры. Проследим возможность обращения к методу проблемного изложения материала при изучении некоторых вопросов механики в классе.
В самом начале изучения механики звучит слово «относительность» и вводится понятие системы отсчета. Понятия эти для восьмиклассников сложны своей абстрактностью и непривычностью. Между тем познавательное и мировоззренческое значение понятий относительности движения и системы отсчета исключительно велико. Дальнейшее осознанное усвоение законов классической механики, понимание физического и философского содержания принципа относительности и уяснение основ специальной теории относительности возможно, лишь если учащиеся овладеют этими понятиями. Помочь этому может проблемное изложение материала.
На уроке о механическом движении тел и относительности движения учитель знакомит школьников с эволюцией знания о мире. Учащиеся узнают о взглядах великого древнегреческого ученого Аристотеля (IV в. до н. э), о его системе мира, правильность которой не подвергалась сомнению вплоть до XV в., и гелиоцентрической системе Коперника (XV-XVI вв.), поражающей своей величественной простотой.
Яркий рассказ об одном из тех исторических моментов, когда скачком менялось представление людей о мире, подъеме, когда опровергалось то, что казалось само собой разумеющимся, позволят в обстановке эмоционального подъема акцентировать внимание школьников на фундаментальности понятия относительности. Нельзя не отметить и большое воспитательное значение подобного исторического экскурса. Кроме того, включение рассказа о системах мира дает возможность разнообразить задания при закреплении знаний о системах отсчета. Теперь учитель может поставить, например, такие вопросы:
- Часто говорят: Земля движется с запада на восток, Солнце — с востока на запад. Относительно каких тел отсчета совершаются эти движения?
- Спроецировав рисунок с изображением двух траекторий движения планеты Марс, учитель предлагает разобраться, какая из них соответствует движению Марса относительно наблюдателя, находящегося на Земле, а какая — относительно системы отсчета, связанной с Солнцем.
Далее полезно рассказать, как кардинально изменил представления о движении Галилео Галилей.
Дальнейший шаг на пути познания законов природы был сделан гениальным английским физиком Исааком Ньютоном.
Литература
- Данилов, М. А. Дидактика средней школы. Ред. М. А Данилова и М. Н. Скаткина. М., Просвещение ‑ 1986.
- Купер Л. Физика для всех, т. I. ‑ М., Мир, ‑ 1983.
- Вверова, Н. М. Активация мышления учащихся на уроках физики. М. Просвещение, ‑ 1980.