Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 25.10.2013

Статья просмотрена: 2758 раз

Библиографическое описание:

Скобенко, Л. Д. Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе / Л. Д. Скобенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 651-654. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8109/ (дата обращения: 17.12.2024).

Роль задач на начальном этапе обучения.

Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.

Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Именно в первом классе начинает складываться поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения задачи.

Целью моего исследования является теоретическое обоснование и практическое использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.

Объектисследования — учебная деятельность младших школьников на уроках математики.

Предметисследования — моделирование проблемной ситуации при решении сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.

Гипотеза исследования: предположим, что наиболее успешное формирование навыков решения текстовых задач будет происходить при следующих условиях:

1.        Будут использоваться различные формы, методы и приемы для возможности использования личного опыта детей при решении задач в первом классе;

2.        Будет использована технология поэтапного формирования решения сюжетной задачи;

3.        Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по данной проблеме;

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.      Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

2.      Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;

3.      Выявить эффективные условия и особенности формирования логического мышления, представления о содержании задачи;

4.      Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему;

5.      Подвести итоги, сформулировать выводы.

В ходе исследования использовались следующие методы:

-        теоретические — поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

-        эмпирические — педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных условий, педагогический эксперимент;

Практической базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 54 г. Волгограда.

Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно, нужное арифметическое действие и число — ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным. Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но, как известно, процесс решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов:

1.    Восприятие и первичный анализ задачи.

2.    Поиск решения и составление плана решения.

3.    Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.

4.    Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на вопрос задачи.

Остановимся на содержании первого этапа — восприятие и первичный анализ задачи. Основная цель ученика на первом этапе — понять задачу. Ученик должен чётко представить себе: О чём эта задача≤ Что в задаче известно≤ Что нужно найти≤ Как связаны между собой данные (числа, величины, значения величин)≤ Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое≤ Что является искомым: число, отношения, некоторое утверждение≤

Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа решения текстовой задачи:

1.                 Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней. (Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну — две минуты после чтения задачи учитель просит двух-трёх учеников рассказать, что они представили “нарисовать словесную картинку”, или один из учеников читает про себя задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.).

2.                 Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание. На первых уроках по ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно разбиение текста на части, описывающего: а) начало события; б) действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат действия.

Переформулировка текста задачи: замена данного в нём описания ситуации другим, сохраняющим все отношения и зависимости и их количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки — отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных элементов задачи.

Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде рисунка или чертежа.

Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению.

Основное требование к чтению задачи — правильное чтение всех слов, сочетаний слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения.

В процессе решения разнообразных текстовых задач нетрудно заметить много общего. Возникает необходимость выделить это общее, изучить его и целенаправленно использовать.

Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету.

Ориентация на жизненный опыт учащихся

Как показывает практика, интерес и активность учащихся начальной школы при решении задач повышается, если их текст сформулирован на основе разнообразных задачных ситуаций взятых из жизни. Сформулированные на их основе задачи могут содержать:

Избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения требования задачи, например: «Оля купила 6кг груш, а ее подруга Света на 3кг больше. Сколько заплатила Оля за свою покупку, если 1кг груш стоит 46 рублей≤»

Недостаточно информации для выполнения требований, так в задаче: «Найти длину и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 2 метра» — недостаточно данных для ответа на её вопрос. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо её дополнить недостающими данными.

3. В задачах с неполными условиями, дети, на основе своего житейского опыта, должны для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Пример такого задания: «Сколько лап у трех жуков≤».

Разнообразные формы самостоятельной работы

Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи. Задачи показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы учить этому других.

Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т. е. ее знаковая модель — это и есть задача. Итак, генезис задачи можно рассматривать как моделирование проблемной ситуации, в какую попадает субъект в процессе своей деятельности, а саму задачу — как знаковую модель проблемной ситуации.

Известный русский методист В. А. Евтушевский так охарактеризовал функции сюжетных задач в обучении начальной математике: «Задачи, предлагаемые в классе, заключают в себе живой материал для упражнения мышления ученика, для вывода математических правил и для упражнения в приложении этих правил в решении частных практических вопросов».

Итак, понятие «задача» имеет несколько определений, которые представлены выше, а так же дана общая характеристика текстовой (сюжетной) задачи.

Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформировать:

1)        умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;

2)        представлений о смысле действий сложения и вычитания, и взаимосвязи;

3)        понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;

4)        навыков чтения;

5)        умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели и обратно и др.

Именно второй подход позволяет в большей степени формировать общее умение решать текстовые задачи.

Чтобы научить ребёнка решать текстовые задачи, учитель должен в разумном сочетании использовать оба подхода. А всё многообразие методических рекомендаций, связанных с обучением младших школьников решению задач, целесообразно рассматривать преимущественно с точки зрения второго подхода.

Работая по учебно-методическому комплекту: Петерсон Л. Г. Математика «Учусь учиться» в 1 классе по программе «Школа-2100», в третьей части учебника представлены задачи, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Детям предоставляется возможность анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (дальность и длительность), анализировать зависимость между ними. В соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах.

Так же предлагаются заведомо неправильные задачи, где требуется выявить, что именно неверно: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и7 мешков с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с принцем≤» В данном случае неверно сформулирован вопрос задачи.

Сначала и до конца обучения в школе сюжетная задача неизменно помогает ученику глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи.

Литература:

1.      Петерсон Л. Г. Математика.1класс: учебник в 3ч.- М., Ювента, 2011.

2.      Петерсон Л. Г. Математика.1класс. Методические рекомендации: пособие для учителей / — М., Ювента, 2010.

3.      Петерсон Л. Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс: методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова.- М., Ювента, 2007.

4.      Социальная сеть работников образования — Интернет.nsportal.ru Паромова А. А..Современный образовательный процесс в начальной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, решение задач, проблемная ситуация, текстовая задача, умение, знаковая модель, первичный анализ задачи, различная сторона взаимосвязей, реальная действительность, сюжетная задача.


Похожие статьи

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Использование электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии в 7-м классе

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Похожие статьи

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Использование электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии в 7-м классе

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Задать вопрос