Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку как иностранному | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 3944 раза

Библиографическое описание:

Каландаров, У. С. Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку как иностранному / У. С. Каландаров, Р. А. Эгамов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38592/ (дата обращения: 17.12.2024).



Большую роль в практике преподавания русского языка играет так называемый метод моделирования, то есть речевая тренировка по моделям или речевым образцам. Суть работы по речевым образцам в том, что полностью или частично заменяются семантически значимые структурные члены образца. К примеру: пять тетрадей (для замены второго компонента книг, ручек, карандашей, первого компонента: десять, двадцать). Также к учебному моделированию можно отнести и другие типы упражнений. К примеру, даны символы или условные знаки, которые нужно заполнить. Такие упражнения широко практикуются при изучении синтаксического разбора. Например, дана схема: определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство.

При диктовке текста, который нужно смоделировать, имеет место графический диктант. Подобные упражнения способствуют развитию аналитического мышления, коммуникативных навыков, так что при изучении второго языка они крайне полезны.

Упражнение с речевыми образцами — это разновидность и учебного моделирования, и учебной деятельности, которую иными словами ещё называют трансформацией. Суть трансформационных действий в том, что преобразуются какие-то отрезки речи. Этот вид работы носит эффективный характер при работе с предложениями. Но так как изменяются лишь отдельные компоненты, то эти действия скорее можно назвать конструктивными, чем продуцирующими.

Различают три типа трансформационных упражнений, что связано с характером производимых изменений:

  1. Структура речевых образцов сохраняется, но изменяется семантика речевых образцов
  2. Семантика конструкций сохраняется при частичном изменении структуры
  3. Трансформация конструкций с частичным изменением и структуры, и семантики.

Например, этот тип трансформации можно проследить на примере последовательной замены предикативного члена в простом предложении:

− Он учился в университете

− Он не учился в университете

− Он учился бы в университете.

Упражнения на трансформацию требуют соблюдения определенных правил:

  1. Прежде чем приступать к трансформационным действиям, учащийся должен овладеть соответствующими категориями языка. К примеру, при замене личных предложений на безличные учащиеся должны усвоить эти понятия об этих типах предложений.
  2. Трансформационные действия лучше всего производить, используя достаточно частотные и широко употребительные, при этом имеется ввиду не уровень их регулярности в языке, а уровень языковых способностей и знаний учащихся, умение и навыки продуцирования речи.
  3. Трансформационные упражнения не должны превращаться в превалирующий метод работы, надо помнить, что это всего лишь один из методов обучения речевой коммуникации.

Примерами речевого моделирования могут служить также и упражнения, в которых по образцу надо дать определение, установить сходство или различие, найти ошибку и т. д. Например, к словосочетаниям «светловолосая девушка», «добросердечный человек» нужно дать определения. Задание не представляет трудности, так как все нужное для замены модели в самом содержании присутствует: «девушка со светлыми волосами», «человек с добрым сердцем». Большую трудность представят для учащихся упражнения типа: указать для чего предназначен нож? (карандаш, лопата, ложка). Учащиеся строят конструкции по модели: Ножом режут — карандашом …, лопатой…, ложкой…

В практическом курсе русского языка развитие коммуникативных навыков стоит на первом месте. К решению этой задачи можно идти двумя путями: от ситуации к речи (то есть трансформация и моделирование речевых конструкций, речевых фрагментов и целях текстов). Второй путь: от языковой единицы к ситуации, то есть к реальному функционированию лингвистической ситуации. Важное средство обучения иностранному языку в процессе функционирования — это моделирование ситуаций для активного употребления в речи языковых конструкций, схем, отдельных слов, словосочетаний, частотных для повседневной практики. К примеру, для разговорной речи, для которой характерны глагольные конструкции, важно выделить наиболее распространенные ситуации (Как можно узнать? Мне надо уйти. Необходимо решить проблему).

При этом важно учитывать основное положение такой грамматики: обучаемый на каждом этапе должен приучаться к самостоятельному построению текста. Поэтому на начальном этапе нельзя ограничиваться заучиванием готовых конструкций. Это ведёт потом к трудности преодоления барьера между готовыми заученными шаблонами и реальной необходимостью использовать в процессе общения и другие формулы. У обучаемого должны выработаться навыки производить тексты, а не выдавать готовые формулировки. Эти навыки должны вырабатываться постепенно, в том числе и в процессе создания моделей. Учебный материал конструктивной грамматики включает в себя морфолого-синтаксические схемы построения текстовых единиц, набор речевых задач. Некоторые методисты проводят различие между языковой моделью и её речевым воплощением — речевыми моделями. Речевые модели — это не что иное, как коммуникативная и ситуативная реализация языковой модели в конкретной ситуации речевого общения.

Эффективен метод моделирования при работе над материалом профессиональной направленности. При работе над текстами по специальности можно дать задание: на основе предложенного текста по аналогии смоделировать текст. К примеру, при работе над текстом «Водород» (на отделении «химии» факультета естествознания) можно предложить студентам смоделировать на основе речевых образцов текст «Кислород», «Озон» и т. д.

Важную роль в учебном процессе играют естественные ситуации общения, которые также могут быть предложены в качестве речевых образцов для моделирования по аналогии.

Как свидетельствует опыт работы учителей, работа по речевым образцам способствует стимулированию нормированной связной речи.

При обучении иностранным языкам на начальном этапе многие преподаватели единицей обучения выбирают речевой образец, который представляет собой единство фонетико-интонационных и лексико-грамматических средств языка. Он даёт говорящим возможность реализовать с его помощью ту или иную интенцию в определенной ситуации общения. Речевые модели могут быть представлены различными структурами простого и сложного предложения, диалогическими единствами, микротекстами. Речевые образцы (модели) можно представлять и в устной форме. Преподаватель показывает его, объясняет, произносит, даёт пояснения в каких ситуациях следует пользоваться данной моделью. Таким образом, речевой образец приобретает коммуникативную направленность и ситуативную обусловленность. При введении образца в устной форме желательно применять наглядный материал: иллюстрации к каждому уроку, специально принесенные предметы, фотографии для более реального воссоздания ситуации. Чтение фонетического образца ставит целью снять артикуляционные и интонационные трудности в произношении нового образца. Далее для затверживания речевого образца преподаватель проводит ряд тренировочных и условно-коммуникативных упражнений. После заучивания речевого образца в тренировочных упражнениях студенты работают с моделями диалогов, которые воспроизводят определенную ситуацию из возможной сферы общения, имитируют процесс коммуникации. В диалогах даются варианты грамматических показателей в элементах речевых образцов (формы мужского и женского рода, формы обращения). Диалоги с грамматическими вариантами можно распределить между парами студентов: одна пара читает образец диалога с существительными женского рода, другая — мужского.

Работа с речевыми образцами развивает навыки и умения говорения:

− умение воспроизводить заученные речевые модели в какой-либо ситуации;

− умение варьировать компоненты речевого образца;

− умение использовать речевые образцы в ситуациях, аналогичных изученным;

− умение соединить несколько речевых образцов для высказывания.

Литература:

  1. Галеева М. М., Журавлева Л. С. Старт-1. Учебник русского языка для подготовительных факультетов. — М., 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): речевой образец, модель, упражнение, женский род, навык, начальный этап, русский язык, устная форма, учебное моделирование, языковая модель.


Задать вопрос