Особенности методики обучения русскому языку в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 07.07.2016

Статья просмотрена: 1873 раза

Библиографическое описание:

Тангрибергенова, Г. А. Особенности методики обучения русскому языку в начальных классах / Г. А. Тангрибергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32217/ (дата обращения: 16.12.2024).



Обучение устной речи, которая является основной формой общения, одна из основных практических целей преподавания русского языка. Она складывается из двух взаимосвязанных компонентов: устного выражения своих мыслей и понимания на слух чужой речи на русском языке. Целью практического курса русского языка является обучение студентов умению вести устный диалог и беседу на темы из окружающей жизни и правильно выражать на русском языке свои мысли, используя изученный лексический и грамматический материал. Важную роль в усвоении учебного материала будут играть базовые знания, полученные в школе, в особенности на начальном этапе. Важнейшая задача усиленного обучения в начальных классах — это формирование и развитие интереса детей к русскому языку. В основе методики лежит социально-коммуникативный принцип, нацеливающий на достижение сознательного осмысленного усвоения учащимися языкового и речевого материала.

Внимание к коммуникативному, функциональному и прагматическому аспекту в обучении и овладении неродным языком усилило интерес к устной речи, как процессу, связанному с её порождением и восприятием. В этом процессе активной является деятельность не только говорящего, но и слушающего. Устная речь, как речь активная, может по своему характеру в определённых ситуациях смыкаться с письменной речью. В этих случаях ведущим является принцип «смысло-речевых» ситуаций, а также соотнесение фактов языковой системы с условиями их функционирования. Подкрепление навыков владения письменной речи навыками владения письменной речью связано обычно с репродуктивными формами речевой деятельности. В этих случаях можно подобрать коммуникативные упражнения, учитывая при этом возрастные особенности учащихся начальных классов.

Коммуникативные упражнения являются наиболее эффективным путём выработки речевых навыков и умений в силу их следующих особенностей: во-первых, они являются показателем спонтанного, свободного владения речью, во-вторых, имеют воспитательную и познавательную ценность, в-третьих, в процессе формирования коммуникативных умений и навыков одновременно отрабатываются и орфоэпические, и грамматические, и орфографические навыки. Ценность использования коммуникативных упражнений в целях развития интереса к овладению навыками речи на втором языке заключается в том, что обучение приближается к жизненной практике.

К примеру, можно использовать небольшие по объёму речевые упражнения типа:

Выразите согласие или несогласие «Ты читаешь книгу?» – Нет, я не читаю книгу. – Да, я читаю книгу. Ты смотрела этот мультфильм? – Нет, я не смотрела этот мультфильм. – Да, я смотрела этот мультфильм.

Попросите у подруги карандаш (фломастер, линейку) Образец: – Дай мне, пожалуйста, карандаш.

Необходимо выделить некоторые методические приёмы, применяемые в работе, с учащимися начальных классов. Очень важно, чтобы дети попали в такую ситуацию, когда они должны говорить только на русском языке (однако проверить понимание прочитанного текста можно с помощью родного языка). Учащиеся начальных классов усваивают материал по моделям предложений, например: Ученик отвечает. Ученица отвечает. Ученики отвечают.

Учебный материал дети усваивают на слух, поэтому в процессе обучения русскому языку целесообразно использовать такие приёмы, как:

− хоровая репродукция за преподавателем;

− индивидуальная репродукция за преподавателем;

− хоровое пение, декламация.

Эти приёмы эффективны не только с методической точки зрения (дети активно усваивают произношение отдельных слов и интонационное оформление предложений), но и соответствуют возрастным особенностям детей. В процессе обучения широко используются и такие приёмы, как разыгрывание диалогов, речевых ситуаций, разговор по картинкам, действие по распоряжению, различные игры.

В условиях, где практически нет русской среды, обучение речи проводится в основном на уроке. Достичь поставленной цели, особенно на начальном этапе можно, если организовать интересные, нетрадиционные занятия. Ученики младшего школьного возраста не могут сознательно учиться, и только презентация программного материала в занимательной форме способствует интеллектуальному развитию учащихся, образованию и развитию речи. Учитывая возрастные особенности, следует во время занятий чередовать различные приёмы, активизируя тем самым познавательную деятельность детей. Среди перечисленных приёмов обучения очень важны различные игры, ведь в этом возрасте игра имеет большое значение в жизни детей. Она помогает обучению, облегчает процесс усвоения, и очень важна с точки зрения мотивации. Игры используются с различными целями при введении и закреплении лексики и синтаксических моделей. Большую роль в процессе обучения русскому языку играет наглядность, которая вызывает у детей внимание, интерес, развивает их любознательность. При обучении можно использовать картинки, карты, предметы, игрушки. На уроке дети сами рисуют в своих тетрадях. Такие рисунки помогают детям воспроизводить текст при усвоении темы. Например, диалог между мамой и дочкой:

− Мама, я хочу есть. — Давай, дочка, накроем на стол. Ставь чашки, ложки, вилки.

− Поставила. А где конфеты? — Конфеты, масло, сыр в холодильнике. Принеси их.

Во время диалога ученица выбирает игрушечные предметы кухонной посуды или изображения с продуктами питания и ставит их на стол. Так можно провести закрепление темы «Посуда. Еда».

Вся система заданий, упражнений, тематика, виды работ подчинены одной цели-выполнению функции языка как средства общения. Уже на начальном этапе обучения предусматривается выработка умений:

  1. логически последовательно объединять 2–5 предложений в элементарную связную речь с опорой на ситуацию в объёме усвоенного языкового материала, используя слова-связки.
  2. составлять небольшой связный текст с помощью вопросов учителя и с опорой на средства наглядности.
  3. вести диалог правильно с точки зрения фонетический, лексической, грамматической, интонационной, проговаривать реплики диалога, строить вторую реплику, реагируя на вопрос или побуждение, строить первую реплику (вопросительного, побудительного характера) по усвоенным образцам, расширять реплику, задавая вопрос или употребляя реплику-стимул, трансформировать диалог в соответствии с изменением ситуации или её деталей. Не менее важна при обучении неродному языку учащихся начальных классов и внеклассная работа. Рекомендуется организовывать совместные просмотры с детьми мультфильмов, кукольных спектаклей, организация экскурсий, вечеров, конкурсов, благодаря чему быстрее вырабатываются различные речевые умения (слушание, ответы на вопросы, постановка вопросов, связный рассказ или пересказ).

Главным результатом описанной работы является то, что у детей формируется устойчивый интерес и позитивное отношение к изучению русского языка. Они с радостью и большим интересом занимаются русским языком и хорошо усваивают элементарные формы разговорной речи.

Литература:

  1. Талипова Р. Т. Развитие интереса к русскому языку. — Ташкент, 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, письменная речь, процесс обучения, устная речь, класс, начальный этап, обучение, ребенок, ситуация, учебный материал.


Задать вопрос