Развитие устной русской речи учащихся начальных классов казахской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 19.02.2016

Статья просмотрена: 3729 раз

Библиографическое описание:

Мусабеккызы, Галия. Развитие устной русской речи учащихся начальных классов казахской школы / Галия Мусабеккызы, Ж. М. Майгельдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 802-804. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26102/ (дата обращения: 23.12.2024).



В своем Послании «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев народу Казахстана пишет: «В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком — это историческое преимущество нашей нации» [1].

В связи с этим актуальным является развитие русской речи у учащихся начальных классов с казахским языком обучения. Общеизвестно, что обучение языку складывается из множества компонентов, но стержневыми из них при работе с учащимися-казахами являются: обогащение словаря, привитие навыков владения законами построения русского предложения и правилами произношения и правописания. Исходя из этого, главной задачей начального обучения русскому языку является вооружение учащихся общеучебным навыкам и умениям — чтению, письму, восприятию речи, говорению, умению участвовать в беседе, вести наблюдения, делать выводы, выражать их в словесной форме.

Уроки развития речи по своей структуре, использованию форм и видам работы могут быть довольно разнообразными. Это разнообразие зависит от целей и задач конкретных уроков. Но для каждого урока характерно присутствие основных видов работы: беседа по картинке, анализ звуковой структуры слов, чтение текста, беседа по прочитанному, списывание, развитие диалогической речи. Я считаю, что каждый урок является отдельным звеном во взаимосвязанной цепи обучения и воспитания, и от его содержания, формы преподнесения материала зависит качество всего педагогического процесса. Именно в этом плане интересно высказывание ученого-педагога М.Н.Скаткина: «Урок — это ступенька лестницы, ведущей к более широким педагогическим целям и задачам целостной темы программы. Готовясь к уроку, учитель должен ставить перед собой такие вопросы: На что я буду опираться из предыдущих уроков? Какие новые кирпичики буду добавлять к ранее положенным? Как буду ухаживать за ранее посеянными семенами знаний? Что мне надо сделать сегодня, чтобы подготовить почву для будущих посевов, для получения будущего высокого урожая?» [2]. В соответствии с вышесказанными ценными мыслями известного дидакта я и строю свои уроки. В начальных классах, а именно в 3 классе, где преподаваю, работа по овладению русским языком учащимися проводится в такой степени, чтобы русский язык стал средством воспитания коммуникативных навыков, средством общения.

Основным рычагом, который повседневно управляет процессом узнавания новых слов в устной и письменной связной речи, является работа по привитию учащимся навыков правильного произношения этих слов. Овладение норма правильного произношения русских слов является неотъемлемой частью процесса обучения учащихся русскому языку, одним из условий успешного усвоения новых слов, а также навыков грамотного письма. Неправильное произношение звуков и слов приводит к тому, что ошибки, допускаемые учащимися в устной речи, переносятся и в письменные работы. В связи с этим в своей практике большое внимание уделяю анализу звуковой структуры слова. Общеизвестно, что анализ звуковой структуры слова заключается в разложении слова на слоги, слогов на звуки, установление порядка и количества звуков в слове и слоге. При звуковом анализе и синтезе проводятся такие виды работ как произношение слов с подчеркиванием выделяемых звуков (машшшина, машинна); сравнение слов, сходных по звучанию, отличающихся друг от друга одним звуком (стол- стул, коза — коса); составление слов из предложенного набора букв (а, о, с, д, в, м: сад, дом, мама, два, папа), составление цепочки слов (каждое последующее слово начинается с буквы, на которую оканчивалось предыдущее). Также для привития навыков правильного произношения русских слов применяю такие методические приемы, как: 1) наглядный показ произношения, сопровождающийся подражанием-повтором учащихся (имитационный метод); 2) «показ и расчленение учителем артикуляционной установки, т. е. положения органов речи для произнесения того или иного звука» » [3]; 3) систематическая тренировка учащихся под руководством учителя через проведение фонетических упражнений, письмо под диктовку, чтение предложений, сравнительный анализ, работу над стихотворением (заучивание наизусть, выразительное чтение, прослушивание их в грамзаписи в исполнении мастеров слова), выполнение индивидуальных заданий.

Чтению текста предшествует отработка языкового материала в устной форме — уяснение смыслового значения слов, отработка их произношения, установление значения грамматических конструкций. При знакомстве с текстом идет процесс обогащения словарного запаса учащихся, развиваются умения строить русские предложения и небольшие связные высказывания. В связи с этим ставится задача — развивать диалогическую и монологическую речь. Для развития навыков диалогической речи создаю условия, имитирующие естественные ситуации. Ученики перед классом составляют диалоги по заданной теме. Для третьеклассников первый раз текст читаю сама. Если текст прозаический, то читаю его при открытых книгах учащихся, если читается стихотворный текст, то лучше, если книги будут закрыты. Чтение учащимися текста является ответственным моментом урока. Необходимо внимательно следить за чтением детей. К чтению стараюсь привлечь как можно больше учащихся, чтобы каждый ученик мог тренироваться в чтении. Текст читаем по частям, по предложениям, по отдельным заданиям. После беседы по прочитанному текст еще раз читается полностью. Беседа по прочитанному проводится в форме вопросов и ответов. Вопросы ставятся почти каждому предложению текста и в такой форме, чтобы слова вопроса входили в ответ.

Одним из основных звеньев в обучении нерусских детей русскому языку, в развитии их русской речи является словарная работа, обогащение словаря учащихся. Работа по обогащению словарного запаса, введению новых слов в активный словарь учащихся слагается из двух этапов: 1) раскрытие значения слова с помощью различных видов наглядности, толкования или путем перевода и 2 ) организация многократного закрепления и употребления слова в речевой практике учащихся. С этой целью на уроках мною практикуются диалоги, речевые минутки, пересказ прочитанного, устные рассказы, устное рисование с включением новых слов. Виднейший просветитель казахского народа Ибрай Алтынсарин указывал: «Без практических устных разговоров,конечно, невозможно научиться свободно и бегло говорить на каком бы то ни было языке» [4].

Планируя очередной урок, четко определяю, какие слова буду вводить в активный словарь учащихся, а какие будут использоваться только для понимания содержания анализируемого текста, какими приемами буду раскрывать значение слов, в каких грамматических формах учащиеся могут употреблять слова для активного усвоения. Так, например, в 3 классе на уроке по теме «Зима» активному усвоению в данном классе подлежат слова зима, снег, зимой. С этими словами проводятся специальные тренировочные упражнения на ряде уроков: их объясняют, отрабатывают произношение, правописание, читают в тексте, употребляют в устной и письменной речи, вводят в связную русскую речь. Слова мороз, сверкающий, замерзнуть, холодно предназначены для пассивного усвоения, они вынесены в словарик только для понимания содержания текста. Работа над новым словом в начальных классах проводится в определенной последовательности: четко произношу новое слово и объясняю его значение. Вслед за мной учащиеся произносят это слово. Затем слово записываю на доске, учащиеся пишут в тетради. Таким образом, каждое новое слово ребенок слышит, видит, сам произносит, читает, пишет, т. е. каждое слово проводится через все виды чувственного восприятия учащихся. С учетом этого составляется ряд упражнений на употребление усваиваемых слов в изученных конструкциях предложений. При этом особое внимание обращается на постановку ударения, на правильное произношение новых слов.

Задача учителя начальных классов состоит не только в том, чтобы научить учащихся владеть определенным количеством русских слов, строить с ними изученные типы предложений, но и путем большой тренировочной работы научить детей самостоятельно связно излагать устно и письменно свои мысли, а также последовательно передать мысли других, описать события, изложить содержание прочитанного.

Известно, что устная речь бывает диалогической и монологической. Учащимся начальных классов, когда у них нет определенного запаса русских слов, не известны словоформы, трудно самостоятельно рассказать о прочитанном или увиденном. Им легче рассказать связно о чем-либо путем ответов на вопросы учителя, собеседника. Поэтому работа над развитием устной связной речи учащихся начальных классов казахской школы на первых порах сводится к овладению диалогом. Диалог строится из простых предложений, часто неполных, дополняется мимикой, жестами, интонацией, большую роль здесь играет ситуация.

На уроках русского языка навыки устной связной речи прививаю путем проведения следующих видов работ:

а) деловой разговор или беседа. Этому виду работы отвожу больше места особенно на начальном этапе обучения. Учитель входит в класс, здоровается, вызывает дежурного и ведет с ним примерно разговор том, кто сегодня дежурный, кого нет в классе и др. Предлагаю также спросить: Какой сегодня день? Чем знаменателен сегодняшний день? В учебниках русского языка III-IV классов казахской школы дается обширный материал для деловых разговоров, касающихся школьной жизни, игр и развлечений, жизни в семье.

б) в 3 классе казахской школы в целях обучения связной русской речи можно проводить и такой вид работы, как составление рассказа по образцу прочитанного. На первых порах для составления таких рассказов можно написать на доске опорные слова, исходя из тематики текстов для чтения; выяснить, кто из детей был, например, в зоопарке, на пришкольном участке и т.д. Так, после чтения текста «В зоопарке», можно спросить у ребят: Кто был в зоопарке? В каких городах Казахстана есть зоопарки? Какие звери и птицы живут там? И др. Дома дети могут написать небольшое сочинение о зоопарке, опираясь на текст учебника и устную беседу, проведённую на уроке.

в) картины на уроках русского языка в начальных классах могут быть использованы для раскрытия значений новых слов и их закрепления, проведения упражнений, для организации бесед и, наконец, для выработки навыков связной русской речи (устной и письменной).

Работа по картине начинается со вступительного слова учителя, в процессе которой определяется тема картины, объясняются новые слова и выражения, необходимые для раскрытия содержания картины (некоторые из них можно написать на доске), даются имена действующим лицам. Затем учащиеся рассматривают картину. Ведется беседа (ответы на вопросы) по содержанию картины, отвечая на вопросы, учащиеся составляют предложения. Далее коллективно составляется план рассказа. В 3 классе казахской школы более доступным является план в форме вопросов. Нужно отметить, что работа по картине активизирует в речи учащихся определенный лексико-грамматический материал в частности и способствует развитию навыков связной русской речи в целом.

В заключении отмечу, что весь комплекс работ, используемых мною на уроках русского языка в 3 классе, способствует овладению устной связной речью учащимися казахских классов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, развитие личности школьника невозможно представить без умения грамотно излагать свои мысли не только на родном, но и на русском языке.

Во-вторых, выдвижение на первый план задачи развития связной русской речи в казахской школе имеет принципиально важное значение.

В-третьих, становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь — это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

В-четвертых, современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу на поиск дальнейших методических приемов, связанных с определением места и роли уроков развития речи и внеклассных занятий по развитию речи в системе обучения русского языка [5,6,7]. Это чрезвычайно актуально для всех звеньев школы, поскольку развитие речи как цель обучения, как средство формирования языковой личности является сквозной линией, пронизывающей программы русского языка.

Литература:

  1. Послание Президента Н.Назарбаева к народу Казахстана «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства». — Астана,2014
  2. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.,1991. — С.154
  3. Бакеева Н.З. Методические приемы изучения фонетики и орфоэпии. — М., 1984.-С.275
  4. Алтынсарин И.Избранные произведения. — Алма-Ата: Изд.Академии наук Казахской ССР. -1957. С.168
  5. Методика преподавания русского языка в начальных классах казахской школы/Под ред.Бадамбаевой Г.- Алматы, 2000.
  6. Майгельдиева Ш.М. Современные методы обучения на уроках русского языка и литературы.- Кызылорда,2011.
  7. Майгельдиева Ж. М. Кейсовый метод в обучении русскому языку в казахской аудитории// Материалы за IV Международна научна практична конференция (1-15 април 2008 година). Научни дни-2008. Том 9. Педнауки. — София, «БялГРАД-БГ» ООД, 2008. — с. 47-50.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, класс, слово, казахская школа, связная русская речь, урок, учащийся, вид работы, работа, устная связная речь.


Задать вопрос