В данной статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы преподавания русского языка в современной школе, а также пути их решения.
Ключевые слова : русский язык, речь, проблемы, аспекты, ученик, учитель, подготовка.
This article examines some current problems of teaching Russian at a modern school, as well as ways to solve them.
Keywords : Russian language, speech, problems, aspects, student, teacher, preparation.
Через год будет 40 лет, как я закончила КазГУ, с того времени и началась моя педагогическая деятельность, хотя общий трудовой стаж составил уже 48 лет. То есть, пришла к своей будущей профессии вполне осознанно. Где только не пришлось работать в сфере образования. Начало было в Кзыл-Ординском пединституте, а потом и колледж информатики и экономики, и Центрально-Азиатский университет, и Женский педагогический университет, и родная школа (сейчас КГУ ОШ № 171), и колледж новых технологий, университет «Кайнар», Институт литературы и искусства имени М. Ауэзова, в данное время работаю в КГУ ОШ № 66. Хотя давно на пенсии, но в Алматы катастрофически не хватает учителей русского языка. По приглашению директора данной школы Месаколовой А. Е. работаю здесь 4-й год. За это время выпустила 9-е классы — в 2021, 2022 годах, 11-е классы — в 2023 и в этом году. Есть еще одна русовед, тоже пенсионерка Ахметова З. Т. Ей далеко за 70. Вот такое положение у многих школ Алматы. Не хотят сейчас поступать дети на филологический факультет.
Так вот, первой проблемой в системе образования является нежелание поступать на учительскую профессию, особенно на учителя русского языка и литературы. Второй из серьезнейших проблем является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль, а еще не желание читать, вообще ничего не хотят читать, не то, что 4 тома «Войны и мира», а даже сказки или маленький рассказ. Обвинять в этом исключительно школу нельзя. Семейное окружение школьника также оказывает влияние на то, что он читает и изучает. Почему дети не читают?! Как развить интерес к чтению? — вот актуальная проблема современной образовательной системы. Как развить у школьников интерес к чтению, чем вызвать мотивацию, способную заставить подростка взять в руки книгу — задача почти неразрешимая. В связи с развитием интернета появилась еще одна проблема — усвоение корявых выражений и «ломаного» языка через интернет. К сожалению, редко можно увидеть в сети тексты, написанные без ошибок, логично и понятно. Когда слово «сейчас» пишут «щяс» и т. д. Интернет-язык — бич по орфографии, когда дети видят бесконечное количество раз неправильно написанное слово, они так и запоминают, так и пишут, еще спорят с нами, учителями, мол, так должно быть. Для того чтобы грамотно писать, детям надо побольше читать, тогда через произведения классической литературы, через зрительную память, придет правильное написание, т.е. орфография. Раньше учили правила. Сейчас в 5 классе по обновленной программе учебник больших размеров, правила в конце учебника, куда дети добровольно не полезут искать их, поэтому тут кропотливый труд учителя просто необходим, чтобы направлять, где искать то или иное правило, указывая страницы учебника.
И потом — еще одна проблема — нет системы в изучении тем, как раньше, когда все вытекало из предыдущего изученного материала, шли другие темы. Слов нет, когда в учебнике русского языка дети проходят разделы «Транспорт», «Климат», «Спорт» и т. д. Где остался русский язык, непонятно.
Учащемуся трудно ориентироваться в этом ненормированном языковом пространстве, поэтому, воспринимая неправильно звучащую устную речь, наши выпускники зачастую даже не понимают, в чем заключается грамматическая ошибка или неточность в произносимых ими или написанных предложениях. Здесь учителю необходимы специальные уроки или фрагменты уроков, посвященные разбору грамматических ошибок, допускаемых учащимися, что я и делаю систематически на своих уроках. Здесь нужно великое мастерство учителя, чтобы лавировать между нестыковками в преподавании русского языка по современным технологиям. На словарном диктанте, не зная значения слова, могут написать так, как услышали, т. е. звуками. Даже дети русской национальности не понимают, что такое «невпопад», «кумачовый», «пунцовый», «неуклюже» и многие другие слова. Это тоже от недостатка чтения. Небогатый словарный запас. Наше поколение советских детей, которых сейчас кто только не обсуждает, много читало. Отсюда великолепный словарный запас, умение найти нужное слово в нужный момент.
И еще об одном, наболевшем: о достижениях учеников и учителя. Если раньше можно было получить и 1, и 2 места в олимпиадах, в научных проектах, написании эссе, то сейчас не только 3-е место, а вообще нет никаких результатов. Говорят, что все это продается и покупается! Как тогда в глаза смотреть своему талантливому ученику, а ведь мы, учителя, отбираем их, не отправляем, кого попало на эти «испытания», где надпись как на вратах ада: «оставь надежду всяк сюда входящий». В прошлом учебном году Искаков Есен, ученик 11 класса писал эссе на День языков, на День учителя, на День республики, День независимости, и никаких мест не получил. А сейчас учится на журналистском факультете КазНУ. Он читающий, пишущий, талантливый мальчик. Не оценили, к сожалению. Думаю, что надо закаляться на таких неудачах. Некоторые дети просто теряют интерес к тому, чтобы читать, писать, участвовать где-либо.
«Современный учитель-словесник должен быть активен в отборе содержания образования, в формировании собственной программы, в выборе методик обучения и привлечения детей к чтению. Он должен ориентироваться в разнообразии классической и современной литературы, быть нацеленным на повышение профессиональной квалификации, овладение новейшими информационными технологиями. Учитель должен быть готов работать по разным программам и учебникам, интегрируя их в своей деятельности. Уровень его профессиональной подготовки должен всегда быть выше того, что требуется сегодня, это подготовка, специально нацеленная на перспективное развитие. Он должен знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовым работать с разными их группами (одаренными, слабо мотивированными, с детьми мигрантов, детьми с особенностями развития и т. п.) и обучающимися разных читательских потребностей» [1]. Согласна на 100 %. Это все должен учитель! И обучать, и обучаться, иметь на все квалификацию, поднимать свой уровень знаний и потенциала. Кстати, в нашей школе много детей из Таджикистана, Грузии, Узбекистана, Украины, которые приезжают к нам, вообще не владея русским языком. С ними приходится начинать все сначала.
На уроках русского языка зачастую я преподношу материал детям, обращаясь то к казахскому языку, то к английскому. Например, тема «Обращение» проходится в 5 классе, но некоторые дети до 11 класса не видят его, не выделяют на письме знаками препинания. На казахском языке «обращение» — «қаратпа сөздер», если напомнишь об этом, то некоторые дети лучше понимают этот термин. Тема «Прилагательное» в 6 классе при объяснении темы «Сравнительная степень прилагательного» легче объяснить в сравнении с английским: good — better — thebest. То же самое в русском языке: хороший — лучше — самый лучший. Это межпредметная связь, через которую легче преподнести любой материал легко и доступно.
Следующая проблема заключается в современном подходе к изучению русского языка. Сюда, прежде всего, относится обновленная система образования, где нет системности в прохождении орфограмм. Например, в 6 классе проходим наречия, вдруг тут же тема «Прямая речь». Конечно, хорошему учителю несложно все это преподнести, но прыгать с одной темы, не связанной с другой, на другую, сложновато прежде всего детям. Поэтому они не заморачиваются всем этим и не понимают, где ставить знаки препинания в прямой речи. Раньше и в начальной школе, и в среднем звене начинали учебный год с изучения, повторения фонетики, делали фонетический разбор слов, тогда дети понимали, где буквы, а где звуки. Сейчас фонетике вообще не выделяется время, поэтому дети как слышат, так и пишут. А на тестах, присылаемых сверху, есть задания по фонетике: сколько букв и сколько звуков в данном слове или в каком слове больше звуков, чем букв. Я на своих уроках стараюсь давать и фонетический разбор слов, объясняя, что в слове «союз» 4 буквы и 5 звуков [сайус] и т. д. А также стараюсь начать урок с повторения теоретического материала. Например, прошли тему в 6 классе «Написание наречий через дефис», через несколько уроков провожу словарный диктант на эту орфограмму, повторяя и проверяя усвоение данной темы. Включаю дескрипторы в СОР, СОЧ данные темы. Кстати, обязательно добавляю в них и дескрипторы по орфографии. Так как отменили диктанты, снизилась грамотность детей, т. е. пишут, как слышат. В этом учебном году, наверняка, поняли, что упустили данную проблему и внедряли диктанты на СОР или СОЧ. Оказалось, что это вообще провальная тема, так как дети допускают столько ошибок и орфографических, и пунктуационных, что я пришла к выводу: надо с самого начала года практиковать это. Я проверяю тетради учеников каждую неделю и выставляю эти баллы в кунделик. Когда родители спрашивают меня: как учится мой ребятенок по русскому языку, отвечаю: смотрите в тетради своих детей, там все их умения, грамотность, отношение к предмету и мои комментарии к каждому их недочету, на что обратить внимание. Некоторые дети умудряются не выполнять что-то в классе, что-то дома, иногда и вообще игнорируют домашние задания. А ведь это закрепление материала, пройденного в классе. Сказывается то, что упустили из виду важность письменных работ. Некоторые дети сейчас заявляют, что скоро писать не надо будет, а просто «говоришь вслух, а компьютер сам за тебя напишет». Поживем — увидим. А пока не отменили писание вручную, будут они писать, а мы проверять. Проверять тетради надо обязательно, так как это не только важно для их умения грамотно писать, а также это подготовка к государственным экзаменам в 9 и 11 классах, да и по жизни быть грамотным — это модно. Востребовано будет всегда. Об этом мною было сказано в интервью «Комсомолке» летом 2023 года.
Поэтому современный урок русского языка должен строиться на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей на основе элементов исследования, поисков внедрения приёмов умственной деятельности, (анализ и синтез, сопоставление и сравнение, выделение главного и классификации, установление и пояснение причинно-следственных связей, обобщения и систематизации). Однако, именно здесь возникает главная трудность и одна из причин утраты интереса к учебному предмету «русский язык». Школьник, изучающий язык, на котором говорит с детства, должен понимать, зачем он изучает, например, морфологию или синтаксис русского языка.
Замечаю в последнее время отношение к русскому языку какое-то негативное: «ненавижу ваш предмет» — заявление ученика 6 класса, причем русского. Оставляю на совести таких детей эти заявления. Говорю детям: вы должны знать и уметь говорить на русском, казахском, английском языках свободно, быть даже не билингвами, а трилингвами. А это уже требование времени.
Если говорить об учителях, сегодня осталось очень мало филологически образованных педагогов. Современные учителя зачастую не понимают, что русский язык и литература являются важнейшими школьными предметами, а педагогическое мастерство достигается с помощью постоянного самообразования, самосовершенствования и критичной оценки собственных достижений. Из-за низкого престижа профессии, профессионалы высокого уровня редко задерживаются в школах. Некоторыми скептиками даже ставится под сомнение сама необходимость получения хорошего филологического образования. И эта тенденция представляется исключительно опасной для будущего нашей страны. Ведь без хорошего филологического образования не может быть обеспечено высокое качество образования вообще, ни гуманитарного, ни естественнонаучного. Изменения, происходящие в нашей стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? В первую очередь современный учитель — это профессионал и его профессионализм определяется профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием. Так, например, когда слышу от ученицы 11 класса Курман Миланы слова: «Я понимаю любое произведение только после вашего урока», чувствую, что не зря училась столько лет, что мы читали все это, отсюда и умение донести материал, комментируя, проводя аналогию с историей, т. к. литература — это зеркало истории, и другими предметами.
В прошлом году, например, в 10 классе роман «Война и мир» читал только Салканов Мурат, в этом году только Усенова Диана. Остальные довольствуются только кратким содержанием или аудиокнигой. И то это уже хорошо, так как основная масса учеников «знают» о содержании текстов только по учительским словам или вообще не знают. Отсюда мизерный словарный запас, не умение выразить свою мысль, не понимание значения многих слов. Зато ненормативной лексикой владеют почти все школьники, начиная с начальной школы. Поэтому часто на уроках повторяю слова классика: «Заговори, и я скажу, кто ты». Ведь литература — это предмет, обучающий нравственности, человечности.
Как заинтересовать детей читать? Что для этого делать? По мнению психологов, интерес — это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке» [2]. Это так, но дети сейчас, к сожалению, не имеют любознательности. Так как это дети поколения Z, т. е. рожденные с гаджетами в руках, имеющие «клиповое мышление». Тем более они не могут читать большие произведения. Они все быстро пролистывают, не вникая в суть проблемы, ни на чем долго не останавливают свое внимание. У них нет системы в знаниях, а так отрывочные сведения отовсюду и ни о чем. Но как они любят поучать нас, учителей! Где любимая фраза: «Не имеете права…» А это уже голос родителей, тоже того же поколения «с гаджетами» в руках. Поэтому судят обо всем, не имея собственного мнения и знаний.
Литература в школе берет на себя важнейшую функцию формирования эстетического чувства в человеке; именно поэтому вокруг предмета «литература» традиционно формируются межпредметные связи с отсутствующими или присутствующими в школе лишь на некоторых ступенях образования музыкой, живописью, архитектурой, кино, театром. Литературное образование в школе по сути берет на себя функции общегуманитарного образования — и в этом его неоспоримое преимущество. Эстетическая специфика литературы является приоритетной областью освоения в школьном образовании, только на основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможно плодотворное освещение и усвоение иных важнейших функций литературы — познавательной, нравственной, воспитательной. А часов по литературе оставляют все меньше и меньше. Как за 6 часов пройти тот же роман-эпопею «Война и мир» в 10 классе, или всего за один час — лирику О. Сулейменова в 11 классе? Кстати, написала в этом году авторскую программу «Творческий путь О. Сулейменова», чтобы в неделю 1 раз проходить творчество нашего гениального соотечественника в течение года.
Как я выхожу из этого «нечтения»? В мои школьные годы учитель русского языка и литературы Людмила Александрова Тамбовцева сама читала начало произведения, заинтересовывала, заинтриговывала так, что дома хотелось прочитать, а что же дальше? И я пользуюсь ее проверенным способом заставить детей читать. Она еще давала конспектировать главы романа, и этот метод хорош, правда, сейчас намного меньше времени уделяется на изучение произведений.
Главная задача нашей педагогической деятельности — не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей. И главное — быть людьми высокой нравственности! Востребованными в жизни, профессии. А все это дается через упорный труд.
Литература:
- Габбасова А. А. Отсутствие мотивации к обучению — 10 ошибок родителей // https://www.b17.ru/article/14022/