Общие вопросы методики преподавания русского языка в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сыздыкова, Э. Ж. Общие вопросы методики преподавания русского языка в начальных классах / Э. Ж. Сыздыкова, Б. Т. Досмаганбетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121126/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье раскрываются общие вопросы методики преподавания русского языка в начальных классах, приводятся примеры форм, приемов и методов обучения русскому языку в современной начальной школе.

Ключевые слова : русский язык, методика, принципы методики, начальный класс, цель обучения, учебная деятельность.

The article reveals general issues of methodology of teaching Russian language in primary grades, provides examples of forms, techniques and methods of teaching Russian language in modern primary school.

Keywords: Russian language, methodology, principles of methodology, primary grade, learning goal, educational activity.

Язык — это общественное явление, без которого невозможно полноценное существование как отдельного человека, так и общества в целом. Язык считают формой отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается языковым кодом, системой звуковых, лексических и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации).

Языки мира группируются в семьи языков, которые делятся на группы (ветви) и подгруппы. Языки одной семьи имеют большие сходства, чем языки разных семей. Русский язык входит в восточнославянскую подгруппу славянской группы индоевропейской семьи языков.

Современный русский язык — это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры. Русский язык уходит корнями в далекое прошлое. Исторически в основе русского языка лежит древнерусский язык. Фонетическая система русского языка формируется на базе московского диалекта в XVII- начале XVIII века. Большое значение для формирования единого русского языка имело творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), который в своих произведениях объединил народный и литературный язык. А. С. Пушкина называют создателем русского общенародного, национального языка [1].

Русский язык является государственным языком Российской Федерации и одним из официальных языков Республики Казахстан. Это один из мировых языков. Мировое значение русского языка обусловлено богатством и выразительностью его лексики, звукового строя, словообразования, синтаксиса. В различных странах миллионы людей владеют русским языком или изучают его. Большой интерес существует в мире к научной и художественной литературе на русском языке. По распространенности русский язык занимает пятое место в мире после китайского, английского, хинди и испанского языков.

О важности изучения русского языка и о его социальном статусе писал выдающийся мыслитель и великий поэт казахского народа-Абай Кунанбаев в своем Двадцать Пятом слове: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии. Тот, кто живет раболепствуя, готов продать мать с отцом, родных и близких, веру и совесть ради милостивого похлопывания по плечу. Иной не смотрит на то, что зад оголился, ему лишь бы заслужить одобрительную улыбку чиновника. Русская наука, культура — ключ к мировым сокровищам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий» [2].

Теперь рассмотрим определение статуса русского языка в Казахстане по Конституции. Статус русского языка в Республике Казахстан законодательно закреплен. В настоящее время в Казахстане проживает более 120 национальностей, каждая из которых имеет свой язык. Языковая ситуация в республике регулируется Конституцией РК и Законом «О языках в Республике Казахстан». В части 2 статьи 7 Конституции РК и в статье 5 Закона «О языках в Республике Казахстан» отмечается: «…в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык» [3]. В современном мире, полиязычном и многокультурном, изучение языков расширяет и углубляет полиязычие, способствуя укреплению толерантности в обществе, объединяет народности, содействует культурному взаимообогащению.

Все вышеперечисленные примеры являются основополагающими для функционирования русского языка в Казахстане, и в том числе для образовательной системы РК. Успешно реализуемый в настоящее время проект «Триединство языков» (казахский, русский, английский) включает русский язык в качестве необходимого «участника» образовательного процесса [4]. Эти языки являются обязательными учебными предметами и входят в перечень учебных дисциплин, включаемых в нормативный документ об образовании. Основной задачей данного проекта является «овладение казахским языком как государственным, русским языком — как языком межнационального общения и английским языком — как языком успешной интеграции в глобальную экономику».

В Казахстане, по данным Министерства просвещения, функционируют 7465 общеобразовательных школ. Из них с казахским языком обучения — 3830, с русским — 1460, с таджикским — две, с узбекским — 58, с уйгурским — 14, со смешанными языками обучения — 2101. В Казахстане обеспечивается создание детских дошкольных организаций, функционирующих на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп — и на их языках. Язык обучения, воспитания в детских домах и приравненных к ним организациях определяется местными исполнительными органами с учетом национального состава их контингента. Республика Казахстан обеспечивает получение начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, после среднего, высшего и послевузовского образования на государственном, русском, а при необходимости и возможности, и на других языках. В организациях образования государственный язык и русский язык являются обязательными учебными предметами и входят в перечень дисциплин, включаемых в документ об образовании [3, с. 16].

Если углубиться в историю, внедрение русского языка в школьную программу берет свое начало почти один век назад, то есть в 1938 году русский язык в качестве обязательного предмета официально появляется в школах всех республик Советского Союза [5]. Значит, по своей хронологии изучение и методика преподавания русского языка как отдельная наука существует уже почти век. Бесспорно, как и любой другой язык, и русский язык претерпевал существенные изменения в своем содержании, структуре, методике преподавания в связи с историко-политическими событиями, которые происходили за это время. Русский язык, как и другие языки мира, постоянно развивается, таким образом по-новому разрабатывается или совершенствуется и методика его преподавания.

Методика преподавания — наука о том, какими путями и средствами обучать. Традиционно она отвечает на следующие вопросы: зачем учить? чему учить? Как учить? Ответ на первый вопрос определяет цели обучения, на второй — описывает содержание, а ответ на третий вопрос — методы и приемы обучения.

Таким образом, методика преподавания русского языка в начальной школе исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и приемы обучения русскому языку на начальной ступени обучения.

Методика преподавания русского языка относится к синтетическим наукам, составляющие ее понятия «русский язык», «преподавание» и собственно «методика» сами по себе являются понятиями других наук — лингвистики, педагогики, психологии.

Методика преподавания русского языка — это педагогическая наука, которая исследует процесс обучения во взаимосвязи трех сторон: целей и содержания обучения, деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Таким образом, эта методическая наука связана с деятельностью двух субъектов педагогического процесса: учителя и ученика.

Современная методика как наука основывается на деятельностном подходе. Это значит, что педагогические процессы учения и обучения рассматриваются как деятельность. Ученик и учитель выступают субъектами деятельности, только ученик — учебной, а учитель — педагогической.

Под учебной деятельностью ребенка понимается процесс его активного взаимодействия с миром, во время которого он удовлетворяет свои познавательные потребности. Учебная деятельность требует от ученика активности и осознанности действий.

Педагогическая деятельность учителя заключается в организации учебной деятельности ученика. Это значит, что учитель должен уметь включить ребенка в учебную деятельность, научить школьника ставить цель его работы, проектировать свои действия, осуществлять их, анализировать результаты действий и сравнивать их с поставленными целями.

Деятельностный подход к обучению неразрывно связан с таким понятием современной методической науки, как развивающее обучение. Под развитием понимается появление в личности обучаемого качественных изменений, или психических новообразований, в сознании обучаемого-способностей. Обучение и развитие-два независимых, но сопряженных процесса. Согласно теоретическим положениям школы Л. С. Выготского, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Развивающим называют такой процесс обучения, при котором учебная задача не может быть решена репродуктивным способом, ученику для решения проблемы требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижения гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. Чтобы происходило развитие, надо приобщать детей к поиску. Педагог, опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, создает такую образовательную среду, которая стимулирует активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Важным основанием современной методики является коммуникативный подход. Это значит, что в процессе изучения родного языка и овладения нормами речи культурного человека ученик выступает субъектом речевой (коммуникативной) деятельности, целью которой является понимание текстов или высказываний участников диалога. Когда в процессе такой деятельности ученик должен проявлять себя как говорящий, педагог учит его создавать устные и письменные высказывания — грамотно оформлять свои мысли в речи, а в позиции слушающего-понимать услышанный или прочитанный текст, то есть наиболее точно восстанавливать авторскую мысль. Такой подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач и предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

Коммуникативно-деятельностный подход в методической науке определяет и выбор такого направления в обучении, которое называют личностно-ориентированным. Это означает, что в настоящее время в качестве основополагающих ценностей преподавания выдвигается гуманизация процесса обучения русскому языку, уважение к личности обучаемого, а главной целью педагогического процесса становится воспитание языковой личности школьника. Овладение родным языком способствует развитию языковых способностей и речевых умений школьника, что, в свою очередь, ведет к развитию его как личности.

В современной школе в настоящее время принят компетентностный подход. Основными задачами обучения русскому языку в школе являются:

  1. формирование элементарной лингвистической компетенции, включающей в себя знания о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе, а также необходимые сведения о русистике;
  2. формирование языковой компетенции, предполагающей знание самого языка, владение всеми языковыми нормами, включая орфографические и пунктуационные;
  3. формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности на основе речеведческих знаний.

В методической науке процесс обучения рассматривается как система закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи компонентов: целей, содержания, принципов, методов, приемов, средств и организационных форм обучения. Определяющим компонентом в методической системе является цель обучения, то есть госзаказ, или мнение современного общества о том, зачем и для чего детям необходимо знать русский язык.

Цель обучения определяет его содержание, то есть тот языковой и речевой материал, те знания, умения, навыки, которые должны быть приобретены школьниками в период обучения.

Принципы обучения определяются целями и содержанием, лингвистика, педагогика, психология и другие смежные науки, на которые опирается специальная методика преподавания русского языка, задают научные принципы, позволяющие эффективно проводить обучение в школе.

Методы — определенные способы воплощения принципов в методической системе — находят выражение в приемах, конкретных методических алгоритмах реализации учебной деятельности.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 классы) фиксирует следующие цели обучения в области филологического образования:

— —формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного ценностей;

— понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление духовной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как официального языка РК, языка межнационального общения;

— формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

— овладение первоначальными представлениями о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В программе по русскому языку на начальном этапе обучения выделены разделы: обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Основная проблема изучения морфологии в начальной школе кроется в том, что дети часто не понимают (или не могут объяснить), что же такое «часть речи». Чем отличается одно слово от другого? Почему все слова разделили в определенные классы, группы, которые называются «части речи»? По каким признакам эти слова объединяются в одну группу? Или по каким признакам они отличаются, наоборот друг от друга? Почему дети часто путают части речи с членами предложения? С чем это связано? По какой методике легко и понятно объяснить младшим школьникам что же такое «части речи»? На какие принципы, тактики опираться при обучении этой темы? Какие использовать средства, наглядности? Все эти вопросы, касающиеся методики преподавания, волнуют каждого учителя русского языка начального класса.

Приведем пример по методике преподавания грамматики (морфология и синтаксис), тема «Классификация частей речи». Эту тему, довольно сложную, дети начинают изучать уже во 2-ом классе. В силу специфики младшего школьного возраста у детей еще не сформированы лингвистические понятия, они не могут анализировать факты, сопоставлять и делать теоретические обобщения -этому учат в средней школе. Начальные классы — первая ступень общеобразовательной школы, поэтому здесь должны использоваться такие методики, которые помогают освоить первоначальные понятия, знания из области грамматики.

Части речи — грамматические классы слов, характеризующиеся следующими признаками: 1) обобщенным грамматическим значением; 2) определенным составом морфологических категорий; 3) общностью основных синтаксических функций. Для того, чтобы сформировать у младших школьников предпонятие, представление о частях речи, можем при объяснении опираться на 1 признак (обобщенное грамматическое значение), то есть на принцип семантики. Семантический принцип (единство лексико-грамматического значения) — самый упрощенный принцип, по которому мы можем объяснить детям что, имя существительное-это предметность, называет предметы и явления, которые нас окружают, глаголы — это действия, которые эти предметы совершают (термин «процессуальность» для учеников начального класса лучше не использовать, так как это усложняет усвоение материала, а вместо него «действие», «движение») и т. д. Здесь можно использовать простой наглядный метод. Известно, что в начальных классах использование наглядностей на уроках русского языка наилучшим образом сказывается на концентрации внимания у школьников, наглядность является эффективным средством повышения интереса детей к знаниям и делает процесс обучения максимально интересным и познавательным. Учитель в качестве средства конкретного примера может взять обычную ручку и показать детям, спросить у них «Ребята, что я держу в руках?», дети отвечают «Ручку!» (при такой групповой работе со всеми одновременно с использованием метода «мозговой штурм» в процесс включаются все ученики — и отличники, и слабые, концентрируется внимание). Дальше учитель объясняет, что ручка отвечает на вопрос «что?» и является предметом, называет имя предмета, значит слово «ручка» является именем существительным. Дальше определяется признак этого предмета: форма, цвет и т. д. Ученики называют цвет этой ручки, форму, задается вопрос «какая ручка?» и отвечают «красная». Слово «красный» указывает на признак этого предмета, значит такие слова входят в разряд прилагательных, так как отвечают на вопрос «какая?». Дальше учитель может написать этой же ручкой и спросить: «Какое действие совершила ручка или что делает ручка?», дети отвечают «пишет на бумаге». Действие какого-то предмета, его поступок, движение — это особенная часть речи, глагол. Глагол выражает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделал? и т. д. В итоге, на основе одной наглядности (в нашем случае-ручка) можно сформировать первые представления, ассоциации у младших школьников о таких частях речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Вот как формируют представление о частях речи как классах слов И. Е. Гитович и И. Е. Адельгейм в своем учебнике для начальной школы «Мой язык» [7] (можно этот отрывок из учебника прочитать детям, здесь интегрируются такие смежные принципы как, принцип психологии младших школьников, принцип теории деятельности и теории коммуникации, принцип единства развития речи и мышления, развиваются такие речевые деятельности у детей, как слушание, говорение).

«Ты помнишь, сколько примерно слов в русском языке? И в каждом языке есть похожие друг на друга слова. Представь себе разных людей. Одни учат кого-то — это педагоги, другие лечат — это врачи, третьи строят — это строители. Можно их разделить в группы по профессиям? Можно. И совершенно неважно, что в одной группе будут мужчины и женщины, старые и молодые, люди разных национальностей. И цвет волос у них будет разный. И глаза разные. И одеваться они будут по-разному. Но важно сейчас одно: они занимаются одним делом. И по этому признаку мы смело можем разбить их на группы. А теперь представь себе преогромный мешок. Из него высыпались слова, они перед тобой вперемешку. Что делать с этими разными словами? Конечно, наводить порядок. А как? Разложить их как-то. По полочкам, по корзинкам, по чемоданам. Но можно будет на одну полку положить вместе «мяч» и «кричать»? Будет ли порядок? Вместе — на одну полку, в один чемодан или ящик, в одну корзинку — можно положить лишь слова, у которых есть что-то общее. Это главное условие, по которому их можно разбивать, разделить на группы (или классы — поэтому говорят еще «классифицировать»).

Таким образом, одно из важных требований к методике преподавания русского языка — уделять внимание развитию речи, использовать различные наглядные пособия, таблицы, схемы, дидактический материал, экономно расходовать рабочее время. Учителя не должно быть «много», в диалоге активными участниками должны быть дети, они должны говорить и действовать. Вопросы учителя, замечания, наблюдения должны быть краткими. Большую часть времени на уроке должны занимать развивающие упражнения. Задания к ним должны быть ясными, точными.

Методическая наука должна обеспечить такие пути обучения в школе, которые гарантируют высокое речевое развитие будущих граждан общества, а также понимание общественной роли всестороннего овладения языком. Значит, развитие речи — важнейшая задача учебного заведения.

Литература:

  1. Валгина Н. С. Современный русский язык: Учеб. Для филол.спец.вузов // Высш.шк., 1987.
  2. Слова Назидания Абая // 25 слово.
  3. Закон РК «О языках в Республике Казахстан» // [Электронный ресурс]: URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000151_ (дата обращения: 19.12.2016)
  4. Сеитов А. Триединство языков // Байтерек [Электронный ресурс]: URL: http://www. baiterek.kz/node/1421 (дата обращения: 18.12.2016)
  5. Интернет-страница:.http://edu.vspu.ru/wp-content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red
  6. Интернет-страница: https://obr.so/research/russkij-yazyk-v-shkole-vchera-i-segodnya/
  7. Боброва С. В., Будылкина Н. В., Валькова Е. А., Мищерина М. А. Русский язык с методикой его преподавания.- Феникс, 2021. ‒ 217 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Казахстан, методика преподавания, язык, процесс обучения, ребенок, часть речи, методическая наука, развитие речи, учебная деятельность.


Ключевые слова

русский язык, начальный класс, методика, учебная деятельность, принципы методики, цель обучения

Похожие статьи

Задать вопрос