Взгляды преподавателей Московского университета на обучение русскому языку в XVIII веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, В. Ю. Взгляды преподавателей Московского университета на обучение русскому языку в XVIII веке / В. Ю. Яковлева, Л. А. Динкель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102054/ (дата обращения: 16.11.2024).



Единые рекомендации для обучения русскому языку

Первое дидактическое пособие для учителей гимназий и частных пансионов было издано в 1771 г. и называлось «Способ учения». Авторство «Способа учения» приписывается профессорам Московского университета А. А. Барсову и Х. А. Чеботареву. Интересная особенность этого руководства о том, что в нем даны единые рекомендации для обучения как русскому, так и иностранным языкам — латинскому, французскому, немецкому, греческому. В пособии дается совет:«…при самом начале, обременяя память, не истребить в юношестве охоты к учению. В азбуке, показав надлежащее чтение и письмо, должен он (учитель) присоединить упражнение в употребительнейших вокабулах и в разговорах, особливо наблюдая при том правильное произношение». [1:98]

Далее идет ряд основных рекомендаций учителю: «По утверждении таким образом в первых начатках языков приступит учитель к этимологии оных (словом этимология часто называли то, что мы теперь называем морфологией), то есть в так называемых этимологических классах наибольше имеет упражняться в примерах склонений и спряжений, которые (учитель) должен по порядку предписывать на доске или, если не много будет учеников, на бумаге, в то самое время склоняя и спрягая по оным многие слова и приказывая учащимся самим делать в том подражание. Но дабы учащиеся сие точно разумели и употребление оного знали, что наипаче наблюдать должно, то должен он на все примеры сентенциями и локуциями… показать им: который есть, например, и где в сем сочинении винительный падеж, когда оный употреблять должно и по какому вопросу? Которые есть и где в сем изречении сослагательное наклонение и оного настоящее время, единственное число, третье лицо и когда оное употреблять должно?». [1:101]

Представляют немалый интерес и замечания по поводу работы с переводами. Согласно «Способу учения» перевод позволяет учащимся узнавать «из употребления сходство и несходство природного своего языка с чужим». (Кстати, методист начала 20 века Н. К. Кульман относил некоторые аспекты занятий по переводу тоже к курсу русского языка.)

В первом издании 1771 г. «Способа учения» дается перечень рекомендованных учебников, но учебник по русскому языку в нем не указан. Во втором же издании 1790 г. рекомендована «Российская грамматика» (по-видимому, имеется в виду анонимная грамматика 1771 г.). Во втором издании появились методические рекомендации по обучению правильному произношению: «… в котором наипаче в российских классах упражнять должно, учитель наблюдать имеет, чтоб дети приучались произносить явственно, то есть все бы слоги изражали, а не съедали бы, так сказать, или совсем опускали, а особливо последних слогов, чисто, т. е. чтоб не грубым или чужестранным наречием, наблюдали бы ударение, также чтоб знали препинания, где отделить предложение, где кончится смысл». [1:110]

Раздел синтаксиса в «Способе учения» целиком относится к преподавателю иностранного языка.

Почему надо изучать церковно-славянский язык?

В другом важном документе эпохи — «Генеральном плане императорского Московского воспитательного дома и госпиталя» (1774) находим ценные замечания о том, почему необходимо изучать церковно-славянский язык: «Может быть, скажет кто: не можно совершенно знать обыкновенного языка не знающему славянского, которому для того прежде всего и учиться надобно. Такое воображение должно признавать справедливым <…> познание оного некоторым образом за нужное признается, потому что обряды в церкви нашей на том языке совершаются, от него же зависит и совершенство употребительного, но сие познание для детей, отменно понятных и назначенных к особливым искусствам, от других вовсе отличным. Здесь говорим вообще, что питомцам должно знать совершенно то, которым пользуемся от природы». [2:53]

Без труда родному языку не выучишься

Важные мысли об основательном изучении «отечественного языка» высказаны в сочинении А.Прокоповича — Антонского «О воспитании» (1798): «Преимущественно должно заниматься отечественным языком и употреблять все старания и средства для достижения в нем правильного, твердого, основательного знания… оставлять в небрежении такой язык есть крайне грубое, непростительное заблуждение. Ошибаются также и те, кои думают, что изучение природного своего языка не великого труда стоит. Знать его основательно, знать со всеми тонкостями, чувствовать всю силу его, красоту, важность, уметь говорить и писать на нем красно, сильно и выразительно по приличию матери, времени и места — все это составляет труд, едва преодолимый. На приобретении такого знания должно употреблять все силы, должно пожертвовать не малою часть жизни». [3:123]

Когда зародилась методика русского языка

В последней трети 18 века выходит в свет первое методическое пособие по русскому языку для учителей. В изданном в Санкт- Петербурге в 1783 году «Руководстве учителям первого и второго класса…» в первую очередь говорилось об обучении правописанию и изложению (впервые в методике!), а также о том, каким требованиям должна отвечать речь учащихся. Действительно, в разделе «О вопрошении» мы имеем дело с рекомендациями учителю (с использованием грамматической терминологии) по работе над устными выступлениями учащихся. Грамматические термины обращены исключительно к учителю: основной курс грамматики изучался только в 3–4-х классах. Вот какие требования к правильной речи приводятся в разделе «О вопрошении»:

«1. Чтобы речи были целы, т. е. чтобы не выпущены были из них слова, для смысла нужные.

2. Чтобы в ответах употребляемы были те же самые имена, глаголы и изменения, какие в вопросах.

3. Чтобы ответствовано было по правилам грамматики и чтобы ответствующий не погрешал против свойства языка.

4. Чтобы слова употребляемы были в собственном знаменовании, а не в иносказательном, и притом были знакомые, а не незнакомые.

5. Ошибки против правил грамматики… должно исправлять и по исправлении заставить ученика отвечать еще однажды.

6. При чужестранных словах должен учитель испытывать, соединяет ли ученик с оными надлежащий смысл, буде же нет, то должен ему оный показать».

В «Руководстве учителям» даются конкретные методические рекомендации по обучению правописанию: перед тем как приступить к правописанию, учащиеся должны были пройти» познание букв, склады и чтение», т. е. обучаться орфографическим правилам могли только те ученики, «кои уже нарочито хорошо пишут и изрядно читают».

В процессе работы написанные на доске примеры должны быть объяснены: учитель «должен… написать сам на доске явственно несколько слов или несколько кратких речей с надлежащими препинаниями и спрашивать учеников о причинах, для чего они написаны так, а не иначе». На данный вид работы отводится «несколько часов». Затем учитель «пишет опять на доску несколько слов или речей, в которых делает нарочно ошибки против правил правописания и выпускает знаки препинания».

Следующий этап- работа у доски учителя с учеником. Ученики «должны погрешности сыскивать и подчеркивать. Когда погрешности все подчеркнуты, тогда начинает учитель опять с первой подчеркнутой ошибки и спрашивает то того ученика, то другого, против которого правила погрешность, и поправляет оную либо сам, либо через которого-нибудь из учеников». Подобная работа должна привести к довольному «о правописании понятию».

Особое внимание следует обращать на случаи парономазии ( тру-рту, сонм-сном ), омофонии, в омографах «заставлять означать ударение ( полон- полон, мука-мука ).

Пока учитель работает у доски с одним учеником, другие в тетрадях «ищут ошибки».

Предусмотрена и проверка усвоенного — «изустное писание», т. е. диктант, проведение которого требует от учителя особого умения: «чтобы сказывал порядочного слова и выговаривал не скоро и внятно… Избирать такие речи и статьи, в которых бы встречались часто те случаи, на кои в руководстве о правописании есть правила… Не сказывать знаки препинания, но требовать, чтобы ученики их сами находили и ставили».

Литература:

  1. А. А. Барсов, Х. А. Чеботарев. «Способ учения». Теория и методика воспитания М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. Москва.
  2. «Генеральный план императорского Московского воспитательного дома и госпиталя» — М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
  3. А. Прокопович-Антонский. О воспитании. М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, учитель, ученик, быль, доска, обучение, правило грамматики, правильное произношение, правописание, церковно-славянский язык.


Задать вопрос