Развитие речи младших школьников. Через уроки чтения к воспитанию и развитию
Автор: Мурашова Наталья Вениановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 31.10.2020
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Мурашова, Н. В. Развитие речи младших школьников. Через уроки чтения к воспитанию и развитию / Н. В. Мурашова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16136/ (дата обращения: 18.12.2024).
В раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. Несколько позднее его речь становится средством познания окружающей среды, планирования действий.
С каждым годом развиваясь ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами, или словами. Ещё не зная правил, он безошибочно склоняет и связывает слова в словосочетания, а иногда образует совершенно новые слова. К школьному возрасту дети уже владеют некоторыми средствами морфологии и синтаксиса, разумеется, в пределах разговорной речи, овладевая родным языком через речевую деятельность, через восприятия речи и говорения.
Поэтому моя задача как учителя: создавать условия для речевой деятельности детей, для общения и выражения своих мыслей. Привлекать их внимание к звукам речи, к звуковому составу слов. Подбирая упражнения на свистящие звуки, которые оказываются трудными для учащихся, я стремлюсь на уроке направить все свои знания на освоение звукобуквенного и слогового анализа слов.
Речь — очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяют три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи, при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений.
Речевые упражнения как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна систематизированная, долгая и кропотливая работа.
Задачи по развитию речи:
а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся, восприятие речи взрослых, чтение книг;
б) обеспечить создание речевых ситуаций, развивать интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;
в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, активизировать употребление слов, формирование конкретных умений в области развития речи;
г) вести постоянную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста) связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;
д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнением требований к хорошей речи;
Требования к речи:
1. Содержательность речи.
Содержательность и насыщенность информации речи может быть разной и зависит от многих условий. Например: говорить или писать можно лишь о том, что сам знаешь. Нужно избегать многословия, а также неправильное использование синонимов, повторение слов.
2. Последовательность и четкость построения речи.
Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти два требования касаются содержания и структуры речи. Учитель помогает младшим школьникам подготовить материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой урока. В задачу учителя начальных классов входит приучить детей говорить только содержательно и логично. Последующие требования относятся к речевому устному сообщению и письменному сочинению.
3. Точность, ясность и простота.
Умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Под ясностью речи подразумевается её доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий должен учитывать интеллектуальные и духовные интересы людей.
Вывод: чтобы речь была точной, ясной и простой следует слова употреблять в свойственном их значением, избегать лексических ошибок, стилистически не оправданное использование книжных слов — эмболов. Слова — сорняки, такие как «ну», «как его», «так сказать», «это самое» и др., появляются в речи людей с ограниченным, бедным запасом слов. Многие русские писатели в своих произведениях всегда находили простые и ясные слова, которые доходят до сердца и ума читателя.
4. Богатство речи.
Богатство речи — это количество слов, которые мы используем. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В. И. Далем, собрано 250 тысяч слов. А сколько слов пришло в наш язык с того времени!. Язык по меткому выражению Н. В. Гоголя, «живой как жизнь». О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Критерием богатства языка является и использование в речи многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов.
Очень важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии — произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно и достаточно громко (но не кричать!) владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, обычно плохое выговаривание отдельных звуков речи — [р, л, с, ш, й] и некоторых других. Поэтому развитие речи тесно связано с логопедией — практикой исправления недочетов произношения.
5. Выразительность речи.
Выразительность речи –это умение ярко, убедительно, сжато передавать мысль своими словами, воздействовать на людей интонациями, выбор слов, настроение рассказа.
Развитие речи включает в себя правильное звукопроизношение слов и фраз, нормальное дыхание, достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные средства выразительности.
Все эти требования применимы к речи младших школьников. Применяя этот комплекс требований, можно добиться хорошей речи у школьников.
Вывод: выполняя учащимися все перечисленные требования можно уверенно сказать, содержательна ли речь? Логична ли? Богат, разнообразен выбор слов? Ясна или выразительна речь? Чиста ли речь? Правильна с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии.
Следует отметить, что речь имеет свои виды. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь — это устная (звучащая) и письменная (грамматически зафиксированная). Выделяют речь диалогическую и монологическую.
Внутренняя речь — это речь мысленная без отчетливых внешних явлений, она отрывочна, лишена четких грамматических форм. Если внутренняя речь — это речь для себя, то внешняя речь- для других. Она рассчитана на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушали. Большую роль внутренняя речь играет при подготовке к письменному сочинению. Учащиеся составляют предложения в уме на уровне внутренней речи, а потом записывают.
Вот поэтому в начальных классах существенное значение имеет устная речевая активность детей. Много есть примеров, когда дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не отвечают на простой вопрос учителя. Это опасное явление и с ним нужно бороться с первых дней ребенка в школе. Следует подчеркнуть, если учитель уже в 1 классе добьётся, чтобы каждый ученик говорил смело, громко, отчетливо, то в дальнейшем развитие речи детей будет успешным. Поэтому, начиная с 1 класса, много внимания следует уделять производственной стороне речевого развития: скороговоркам, чистоговоркам, хоровому чтению.
По словам К. Д. Ушинского «Чтение — это упражнение в нравственном чувстве», значит — это и есть наиглавнейшая задача уроков чтения, то есть нравственное воспитание, становление личности учащегося, обогащение души ребёнка, через чтение, размышление, чувства. Ведь только, то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства, и уроки чтения, наряду с уроками математики, русского языка, также могут быть уроками развития логики и мышления.
Очень важно раскрыть замысел автора, выявить смысл произведения, сделать правильный вывод — это можно сделать только на уроках чтения. Писатели, поэты, художники в своих произведениях учат жить. Написав книгу, стихотворение или картину, они закладывают в свои произведения нравственную, научно-познавательную, эстетическую ценность. Учат нас разбираться в вопросах, искать выход из тупиковых ситуаций. Уроки чтения — особые уроки на них дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, любовь ко всему земному — и в тоже время осознанно осуждают такие черты, как трусость, жадность, лживость.
Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Вопрос, как учить детей читать быстро, рационально и сознательно, интересует многих. Обучение чтению, основанное на насилии: плохо читаешь — читай больше, это приносит издержки, которые мы имеем.
Надо, чтобы уроки чтения у детей развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.