Основные аспекты развития речи учащихся младших классов общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 1957 раз

Библиографическое описание:

Хамидова, М. О. Основные аспекты развития речи учащихся младших классов общеобразовательной школы / М. О. Хамидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 603-606. — URL: https://moluch.ru/archive/137/37934/ (дата обращения: 30.10.2024).



В данном материале приводятся основные аспекты развития речи учащихся начальной школы.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Он, пользуясь богатыми возможностями нашего языка, старается, чтобы его речь была ровной и выразительной. Этот процесс особенно эффективен в детском возрасте. С детского возраста он чувствует потребность в коммуникации, в выражении собственных мыслей и слушании чужих.

В процессе изучения в школе основ предмета развитие речи ученика эффективнее, чем в другие периоды его жизни. Потому что каждый предмет играет важную роль в развитии речи ребёнка и открывает путь к использованию в речи возможностей родного языка.

Уроки чтения в качестве предмета объединяют эти возможности, открывают новые грани в речи; вводят в прекрасный литературный мир речи ученика. Уроки чтения совершенствуют ученическую речь, обогащают её.

В учебной программе стандарта обучения говорится: “В проведении учебных занятий предполагается работа над речевыми навыками, работа над текстами и книгами, развитие связной речи ученика. Речь — инструмент взаимоотношений между людьми”.

Великий учёный-мыслитель Авиценна в своем произведении “Тадбири манозил”, возвеличивая речь, говорит: “Если вы общенихи в обмене мнениями будете соблюдать правила благодушия, не собъеытесь с пути и не встретиж препятствия”[A1]. Значит, хорошо произнесённая речь в определении народным языком является пищей души. Именно поэтому в Государственном стандарте обучения обращено пристальное внимание устной речи и поэтапной культуре речи 1–4 классов.

В новой редакции Государственного стандарта обучения (ГСО) в части “Родная речь” в отделе “Показания, определяющие смысл обучения” общие требования, предъявляемые к развитию речи учеников, следующие:

− Правильное произношение слов, подробное устное и письменное изложение мнения насчёт прочитанных произведений.

− Увеличение словарного запаса и активное использование слов в речи.

− Частичный, полный, сокращённый пересказ содержания прозаического произведения.

− Сравнение литературных произведений и вынесение соответствующих суждений.

В третьей части ГСО значения, навыки, которыми должен овладеваеть ученик, обозначены следующим образом:

1 класс – устная речь должна быть правильной и ровной;

2 класс — устная речь должна быть правильной и ровной;

3 класс – правильность и ровность устной речи, ровная монологическая речь, чувствительность общения в диалогической речи, его последовательность, логическая правильность и точность;

4 класс – правильность и ровность устной речи, ровность монологической речи, логическая правильность и чувствительность общения в диалогической речи.

Таблица 1

класс

Требования кустной речи ученика

1

1 класс

2

2класс

3

3класс

4

4класс

Выполнение обозначенных выше задач проводится в соответствии требованиям, предъявляемым программой к технике чтения. Точное выполнение указанных в программе требований может стать основой развития связной речи учащихся.

Потому что обучение правильному чтению имеет большое значение в формировании на требуемом уровне устной речи и навыков правильного изложения мыслей.

Таблица 2

Класс

Требования

1

1 класс

− Правильное произношение звуков;

− правильное чтение слов;

− ровное чтение с соблюдением тональности слов;

− чтение к концу года 5 стихов по памяти;

− чтение по памяти загадок и скороговорок.

2

2 класс

− Правильное произношение звуков;

− правильное чтение слов;

− ровное чтение с соблюдением тональности слов;

− отражение знаков препинаний предложения в речи;

− использование считаемых и разделяющих различений сказок, загадок, пословиц и песен;

3

3 класс

− правильное произношение слов и идиом;

− правильное написание предложений;

− ровное и образное чтение с соблюдением тональности предложения;

− отражение в произношении знаков препинания предложения;

− соблюдение тональности;

− знание 15 стихотворений, иметь представление о сказке, пословице, скороговорке, песне, загадке, колыбельной и рассказе.

4

4 класс

− Правильное и образное чтение слов и идиом, соблюдение при чтении тональности предложения;

− отражение в речи знаков препинания предложения;

− правильное использование считывания и разделения;

− соблюдение тональности;

− правильное произношение научных терминов, пересказ 20 стихотворений;

− знание сказок, пословиц, скороговорок, песен, загадок, рассказов и повестей.

В учебной программе ГСО говорится следующее: “В процессе проведения учебных занятий подразумевается развитие основных навыков речевой деятельности учащихся: работа над текстом, работа над текстом книги, развитие связной речи и его речевой культуры.

В начальных классах в развитии речи учащихся соблюдают некоторые требования. В частности, ниже требования, которые предъявляются к речи учащихся.

Г. Эрназаров определяет приведённые:

1) Осмысленность и логичность речи учащихся.

2) Речь должна быть точной и богатой на речевые обороты.

3) Речь должна быть эффектной и понятной слушателю.

4) Безупречность техники чтения для правильного построения речи.

А. Гуламов и Б. Кобилов одобряют предъявление к речи учащихся следующие требования:

  1. Соответствие речи к обстановке.
  2. Осмысленность речи.
  3. Её логическая правильность и точность.
  4. Богатство и разнообразие речи.
  5. Грамматическая правильность речи.

6. Простота и чистота.

К. Касимова и другая группа учёных к речи учащихся начальных классов ставят следующие требования:

  1. Осмысленность речи.
  2. Её логичность.
  3. Точность произношения.
  4. Богатство на речевые обороты.
  5. Разборчивость речи.
  6. Эффективность.
  7. Чёткость.

Видно, что мнения, высказанные выше, дополняют друг друга и, будучи связаны между собой, последние подразумевают следующие требования.

В частности, под обстановкой речи подразумевается состояние слушателя и говорящего в момент воспроизведения речи. Это обстоятельство вбирает в себя очень много разнообразных обстановок ‑ от окружающих участников речи предметов до их уровня речи, цели и возможностей говорящего.

Обстоятельство речи важно в создании формы речи. Самым удобным путём обмена мнениями близкостоящих собеседников является устная речь. Устная речь имеет много свойств относительно обстановки речи. Определённо, если говорящий один, а слушателей много, требуется меньшее использование жестов и соблюдение обстановки при громком звуке, излагать мнение последовательно и связно. Такая речь проявляется в освещении учеником теоритических задач, в его ответах в процессе изложения определённой темы в классе.

Именно поэтому нужно уделять отдельное внимание правильному использованию в такой речи последовательности мысли, отраслевых терминов, голосового тембра, связывания предложений между собой.

Важным компонентом обстоятельства речи является учитывание говорящим уровня слушателей. Это один из самых необходимых компонентов. Наш народ уделяет огромное внимание именно этой составляющей. В ряде народных пословиц вроде “Говори вникающему” говорится о том, что речь нужно излагать так, чтобы слушатели все поняли. Для этого ученики должны работать над тем, как донести одну и ту же мысль малышам, ровесникам, тем, кто старше, знакомым и незнакомым слушателям.

Не надо забывать, что речь бывает осмысленной, если она соответствует обстановке речи. Ученик может правильно излагать те события, с которыми он ознакомился лично. Только та мысль, излагаемая на основе точных данных, наблюдений и впечатлений, может привлечь внимание других.

Речь без мысли не нравится ни ученику, ни другим.

Во многих случаях ученику даётся задание рассказать про неизвестные ученику вещи и происшествия. Это приводит к легкомысленности и недостаточной освещённости речи. Поэтому надо давать ученику задание только по тем обстоятельствам, с которыми он знаком.

Ещё одно требование, предъявляемое к речи ученика, это то, что его речь должна быть логически правильной, четкой и последовательной.

Если в речи каждая мысль логически обоснована, это повышает эффективность речи. Это требует от каждого ученика внимательно относиться к каждому предмету или происшествию, давать каждому правильную оценку и на основе этого строить правильную речь. Ученик, излагающий одну мысль, должен уметь связать её логически со второй; различать первостепенную мысль, относящуюся к теме, от второстепенной мысли, не допускать повторения.

Речь ‑ продукт логического мышления. Он тесно связан с видами умственной деятельности, такими как сравнение, группировка, обобщение.

Невозможно отделить осмысленность речи от её логичности. Осмысленная речь логична, а логическая речь осмысленна. Для выполнения данного требования с периода обучения чтению овладевают навыками речи, для усовершенствования речи учащихся 1-х классов надо следить за недостатками его речи не только на уроках чтения, а на всех занятиях, включая и внеурочные. Во 2-х классах переходят на сплошное чтение. Повышается и словарный запас. Учащиеся при помощи учителя определяют основную мысль изученного произведения. Обращается внимание на чистоту речи. Ученик учится правильно использовать слова, повышается скорость речи, он регулирует голос и его тональность. В 3-ем классе окончательно формируются навыки сплошного чтения. Ученики овладевают умением осмысленного и выразительного чтения, самостоятельной работой над усвоением содержания текста, определением последовательности событий, излагаемых в рассказе. В речи используют пословицы, речевые обороты. Учащиеся 4-х классов осмысленно относятся к речевым оборотам, обеспечивающим логичность и осмысленность речи, и могут пересказать прочитанный текст в выборочном или сокращенном виде. У них повышается активность речи. Чёткость речи ‑ четкость мысли. Ученик, рассказывающий об известном ему предмете или пересказывающий прочитанный текст, должен уметь излагать мысль самыми подходящими речевыми средствами ‑ словом, словосочетанием, предложением, изобразительными средствами. Именно тогда он добивается яркости мысли, избавляется от неуместного повторения, использования слов-паразитов и неуклюжего построения предложения. Для четкости и насыщения речи языковыми средствами необходимо выполнение нижеследующих правил:

− овладение навыками правильного построения речевых построений, определяющих основную мысль;

− не допускать неуместного повторения слов;

− неиспользование речевых единиц с неизвестным смыслом;

− записывание новых слов и терминов в словарную тетрадь с последующим изучением их правописания;

− заучивание наизусть стихотворений, пословиц, прозаических отрывков, произведений устного народного творчества;

− правильное и продуктивное использование видов слов в соответствии с их формой и содержанием (омонимы, синонимы и антонимы);

− увеличение словарного запаса и соблюдение правил литературного языка.

Мы в изложенном выше материале перечислили основные требования, предъявляемые к речи учащихся. Эти требования крепко связаны между собой, и ученики добиваются хорошей речи путем выполнения этих требований. Именно поэтому преподаватель не должен на уроках чтения обращать внимание на одну сторону или оставить изучение одного из требований на следующий этап обучения. Только соблюдение вышеизложенных правил способствует эффективности работ по развитию речи в начальных классах.


[A1]Это цитата? Если нет, тогда надо исправить так: “Если вы при общении в обмене мнениями будете соблюдать правила благодушия, не собьетесь с пути и не встретите препятствия”

Основные термины (генерируются автоматически): устная речь, класс, речь, требование, осмысленность речи, речь учащихся, урок чтения, ученик, логическая правильность, обстановка речи.


Похожие статьи

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Пути развития интеллектуальных способностей учеников начальных классов на уроках родного языка

В данной статье говорится о развитии интеллектуальных способностей детей на уроках родного языка.

Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся

В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие творческое мышление, приводятся примеры логических задач, применяемые для развития творческого мышления учащихся на уроках математики.

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

В данной статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Организация и проведение самостоятельной работы студентов

В данной статье изложена форма работы под руководством и контролем преподавателя над развитием и формированием у студента навыков выполнения самостоятельной работы по предмету.

Похожие статьи

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Пути развития интеллектуальных способностей учеников начальных классов на уроках родного языка

В данной статье говорится о развитии интеллектуальных способностей детей на уроках родного языка.

Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся

В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие творческое мышление, приводятся примеры логических задач, применяемые для развития творческого мышления учащихся на уроках математики.

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

В данной статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Организация и проведение самостоятельной работы студентов

В данной статье изложена форма работы под руководством и контролем преподавателя над развитием и формированием у студента навыков выполнения самостоятельной работы по предмету.

Задать вопрос