Роль личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.11.2019

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Нуриддинов, Хожиакбар. Роль личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку / Хожиакбар Нуриддинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64146/ (дата обращения: 16.12.2024).



Иностранный язык служит средством повышения образованности говорящего на нем, способствует всестороннему развитию его мыслительной деятельности на уровне сопоставления и сравнения, совершенствует навыки анализа и синтеза употребляемого материала. В XXI веке иностранный язык становится необходимым атрибутом высококлассного специалиста. В связи с этим неизбежно встает вопрос об эффективности обучения иностранному языку.

Одной из задач образования на современном этапе является повышение качества образования. Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный. Актуальными для изучения иностранного языка могли бы стать следующие мотивы: стремление к расширению сферы общения, к углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу — носителю этого языка и интерес к его культуре. В процессе обучения эти мотивы могут быть расчленены, конкретизированы, объединены, на каждом конкретном уроке мотивы следует заново активизировать, укреплять.

Применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективность и качество урока. Так использование интерактивной доски — презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию студентов, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности студентов. Цель интерактивного обучения — это создание преподавателем условий, в которых cтудент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту cтудентов во многом зависит качество обучения. Творческий подход преподавателя к подготовке и проведению урока может положительно изменить многое в отношении студентов к учению.

Эффективность любой методики во многом зависит не столько от нее самой, сколько от опыта и умения преподавателя, от его собственной личности. Насколько заинтересован и увлечен своим предметом преподаватель, насколько он в нем силен и продвинут, несомненно, не может не сказаться на уровне развития его студентов. И поэтому основополагающим критерием оценки качества преподавания иностранного языка в целом служит, прежде всего, личность самого преподавателя, его живейшая заинтересованность в своем предмете, только доброжелательные установки на занятиях и немедленная готовность помочь своим студентам. Настоящему преподавателю приходится объединять в себе артистизм и ораторское искусство, развивать навыки синтеза и анализа, обладать великолепным чувством юмора и даром убеждать и увлекать за собой, владеть основами психолингвистики и лингводидактики.

Самым сложным в процессе обучения иностранному языку остается умение научить студентов преодолевать языковой барьер. Ведь именно преподавателю приходится обеспечивать условия для активного использования устойчивых речевых клише в целях возникновения стойкого желания говорить на изучаемом языке, не боясь ошибок и не ощущая языковой преграды. Ведь возникающие в речи ошибки можно исправлять, а вот молчащего студента научить говорению совершенно невозможно. Это, естественно, требует от преподавателя высокого уровня знаний и умений, определенного психологического опыта и такта, но неизбежно очень благодарно принимается студентами.

Постоянно звучащая иноязычная речь — мощнейший стимул для говорения. Студенты быстро привыкают к тому, что с ними общаются только на иностранном языке. Паническое обращение за помощью к более знающему соседу постепенно становится реже. Студенты начинают осознавать, что «все понятно, но не хватает нужных слов». А эти «слова», необходимый набор-минимум в виде разговорных формул и клише, должны быть предоставлены преподавателем — запоминайте и используйте! При процессе обучения иностранному языку нужно моделировать такие ситуационные задачи и проблемы, которые студенты должны были бы решать и при этом с положительным эмоциональным настроем, с осознанным желанием, а не с боязнью. Моделирование подобных ситуаций легко осуществляется при проведении различных деловых игр, тематика которых четко определена вузовской программой.

Самое главное — помочь своему студенту поверить в собственные силы, убедить его, что выученные фразы с легкостью можно употреблять сначала на занятиях — в диалогах с однокурсниками или в дискуссиях с преподавателем, а затем при общении с любым человеком, говорящем на этом языке.

Кроме того, самообразование преподавателя позволяет ему вникнуть в новый подход к обучению иностранному языку, поскольку в настоящее время существует множество возможностей для повышения собственной квалификации: специальная литература, информация в глобальных компьютерных сетях, семинары, проводимые вузами. Преподаватель, заинтересованный в собственном саморазвитии и саморазвитии своих студентов, активно знакомится с новыми учебными стратегиями и тактиками, широко применяет их в своей профессиональной деятельности, знакомит с ними обучающихся. [2]

Литература:

  1. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Е. А. Сыса. Роль преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку / Вестник науки Сибири. 2013. No 4 (10)
  3. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/03/30/effektivnost-uroka-inostrannogo-yazyka
  4. https://www.isuct.ru/conf/antropos/section/4/mileyeva.htm
  5. http://main.isuct.ru/files/konf/antropos/SECTION/4/MILEYEVA.htm
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, преподаватель, процесс обучения.


Задать вопрос