Сущность государства в статусе органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валуйсков, Н. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н. В. Валуйсков, А. Д. Арутюнян, Л. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38481/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».

Ключевые слова: органы государственной власти, государственный орган, государство, законодательство, нормативно-правовой акт, гражданское законодательство

В соответствии со ст. 125 п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Начиная с советских времен законодательство, юридическая литература употребляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». При этом до сих пор не существует их комплексное и легальное доктринальное толкование.

Существенная неопределенность имеется и в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), в котором ст. 46 предусматривает право обращения в суд органов государственной власти в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, ст. 47 — право участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу [2].

Ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) предусматривает право на обращение в суд именно государственных органов [3].

Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы также использует и термин «органы государственной власти», и термин «государственные органы».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации [4].

К государственным органам относятся органы государственной власти, то есть органы трех ветвей власти, а также — в нарушение принципа разделения властей — иные государственные органы, не входящие в триаду разделения власти в Российской Федерации.

Тем самым, понятие «государственный орган» шире, чем понятие «орган государственной власти».

Если рассматривать юридическую литературу, то можно прийти к выводу о том, что принципиальных различий в определении понятия «орган государственной власти» и «государственный орган» нет.

Признаки, характеризующие государственный орган:

‒ наличие государственно-властных полномочий;

‒ наличие правомочий, возможность выступать в пределах своей компетенции от имени государства;

‒ функционирование в условиях сочетания строгой нормативной деятельности в формально-процедурном отношении с широкой возможностью принятия волевых решений;

‒ занятие работой по подготовке, принятию и проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.

Признаками органа государственной власти ученые определяют то, что каждый орган:

‒ создается в соответствии с установленным порядком;

‒ обладает властными полномочиями, образующими его компетенцию;

‒ осуществляет деятельность в формах и методами, которые установлены правовыми актами.

Рассмотрение таких органов, как прокуратура Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк России и других в качестве органов государственной власти с особым статусом, не входящих ни в одну из ветвей власти, не укладывается в концепцию разделения властей и, соответственно, противоречит Конституции РФ.

В связи с этим, предлагается либо отнести их к одной из ветвей власти, либо определить их иную организационно-правовую форму.

Неточность терминов нарушает цели создания, принципы деятельности названных органов. Научно обоснованные критерии отнесения к органам государственной власти и последовательность законодателя в этом вопросе исключат многие проблемы, возникающие при непосредственной реализации ими своих полномочий, в том числе при участии данных субъектов в гражданском обороте.

Многоаспектность понятия «орган государственной власти», «государственный орган» порождает различные его определения в юридической литературе.

Юридическая природа органов государственной власти, представляющих публичное образование в имущественных отношениях, отличается от статуса органов юридического лица.

Орган государственной власти является частью государственного механизма, в пределах своей компетенции от имени государства выполняющий его задачи и функции, что свидетельствует об административно-правовой природе данного субъекта.

Независимо от наличия или отсутствия статуса юридического лица орган государственной власти осуществляет в силу нормативных предписаний функции государства.

Орган государственной власти в гражданском обороте может осуществлять полномочия в рамках компетенции.

Участие государства в данном случае является непосредственным и отношений представительства не возникает.

Орган государственной власти может вступать в отношения с третьими лицами по реализации собственных полномочий, возложенных на него соответствующим нормативно-правовым актом.

Правовой статус государственного органа проявляется не только в его собственной компетенции, но и в его взаимоотношениях с другими органами, месте в системе иных государственных органов [5, c. 9–13].

В связи с рассмотренными проблемами, возникающими при участии органов государственной власти в гражданском обороте, представляется, что необходимо внести существенные изменения в действующее гражданское законодательство.

Необходимо, указать, что орган государственной власти выступает в отношениях, регулируемых нормами гражданского права, в целях реализации социальных функций государства.

Орган государственной власти может действовать на основании положения, утвержденного уполномоченным органом государственной власти, либо общего положения о соответствующих органах государственной власти в качестве учредительного документа.

А также, необходимо предусмотреть случаи участия органа государственной власти в гражданском обороте в целях обеспечения им собственной хозяйственной деятельности, исключая в рассмотренной ситуации, непосредственно ответственность государства.

Также требуется законодательное установление отсутствовавших в отечественном гражданском законодательстве положений о том, что правоспособность органа государственной власти возникает с момента принятия решения о его создании органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений о его создании, реорганизации и упразднении, и прекращается с момента принятия решения о его упразднении указанным уполномоченным органом.

Рассмотренные положения помогут разобраться в дискуссионных вопросах гражданско-правового статуса органа государственной власти.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета, № 238–239, 08.12.1994.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 137, 27.07.2002.
  4. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Российская газета», № 25, 13.02.2009.
  5. Кравцова, Е. А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 9–13.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Российская Федерация, орган, гражданский оборот, ветвь власти, государственный орган, юридическая литература, имя государства, местное самоуправление, юридическое лицо.


Похожие статьи

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

В данной статье рассмотрены вопросы определение понятия «форма государственно-территориального устройства», возникновение и развитие данного элемента формы государства. Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Некоторые аспекты понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти»

В статье автор определяет понятия таких правовых явлений, как «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти».

Судебная власть в Российской Федерации: сущность, значение и принципы

Настоящая статья раскрывает понятие судебной власти в Российской Федерации, ее сущность, значение и основные принципы.

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Административные регламенты органов исполнительной власти: понятие и назначение

В статье рассматривается понятие «административного регламента», его функции, а также назначение регламентов органов исполнительной власти.

Функции судебной власти

В статье рассматривается понятие судебной власти в функциональном и институциональном аспектах. Анализируется функциональное назначение судебной власти. Рассматриваются общеправовые и специально-юридические функции судебной власти, в качестве основоп...

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Похожие статьи

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

В данной статье рассмотрены вопросы определение понятия «форма государственно-территориального устройства», возникновение и развитие данного элемента формы государства. Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Некоторые аспекты понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти»

В статье автор определяет понятия таких правовых явлений, как «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти».

Судебная власть в Российской Федерации: сущность, значение и принципы

Настоящая статья раскрывает понятие судебной власти в Российской Федерации, ее сущность, значение и основные принципы.

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Административные регламенты органов исполнительной власти: понятие и назначение

В статье рассматривается понятие «административного регламента», его функции, а также назначение регламентов органов исполнительной власти.

Функции судебной власти

В статье рассматривается понятие судебной власти в функциональном и институциональном аспектах. Анализируется функциональное назначение судебной власти. Рассматриваются общеправовые и специально-юридические функции судебной власти, в качестве основоп...

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Задать вопрос