Некоторые аспекты понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Леонова, Н. Н. Некоторые аспекты понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти» / Н. Н. Леонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 338-341. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92463/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор определяет понятия таких правовых явлений, как «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти».

Ключевые слова: система, структура, органы исполнительной власти.

Еще в 1998 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» было о отмечено, что «в решающей степени повышение эффективности управления зависит от обоснованной системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса»... [1 ].

Однако до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации, равно как и ее субъектов, отсутствует единообразный подход к пониманию системы и структуры органов исполнительной власти.

Конституционный Суд Российской Федерации, формируя по данному вопросу свою правовую позицию, отметил, что, «являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру; при этом на конституционном уровне не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом»... [2].

Несмотря на то, что федеральные нормативные правовые акты не закрепляют определение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, анализ указов Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. No 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [3] и от 21 мая 2012 г. No 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [4] позволяет охарактеризовать систему органов исполнительной власти, как совокупность их организационно-правовых форм с учетом осуществляемых функций, а структуру — как перечень конкретных федеральных органов исполнительной власти с учетом их иерархии.

Так, например, в системе федеральных органов исполнительной власти федеральное министерство «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности...; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств...; осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов» (п. 3 указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314).

В данном случае автор соглашается с позицией Ю. Н. Старилова, согласно которой «система органов — это необходимая совокупность органов государственного управления, а структура органов — реально действующая система органов федеральной исполнительной власти. Иначе говоря, «система органов» — это стратегическое понятие, отражающее необходимость создания конкретной совокупности государственных органов, тогда как понятие «структура» характеризует наличие определенной системы органов в тот или иной период времени... Система органов является более широким понятием, чем их структура, ибо последняя зависит в основном от самой системы органов» [5].

Таким образом, автор формулирует следующее: система органов исполнительной власти представляет собой «фундамент» всей системы государственного управления, а структура — «надстройку», которая может изменяться (реорганизовываться) в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий.

Отсутствие единого легального определения категорий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти» привело к смешению данных понятий в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации законодатель, раскрывая систему органов исполнительной власти, ограничивается лишь перечислением их организационно-правовых форм, не затрагивая вопроса о функциях.

Так, например, согласно ст. 2 Закона Воронежской области от 17 октября 2012 года № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» «в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят: высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области — правительство Воронежской области; иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области» [6].

В соответствии со ст. 51 Устава (Основного Закона) Саратовской области от 24.05.2005 г. № 26-ЗСО «систему органов исполнительной власти области составляют: возглавляемое Губернатором области Правительство области; министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области» [7].

Однако, автор отмечает, что в некоторых субъектах Российской Федерации были предприняты попытки определения содержания понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти».

Показательным в этом аспекте является Закон Республики Крым от 29.05.2014 No 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», согласно ст. 1 которого под системой исполнительных органов государственной власти понимается «совокупность органов государственной власти Республики Крым, деятельность которых направлена на обеспечение исполнительной власти в Республике Крым, путем государственного управления, наделенных в этих целях государственно-властными полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Конституции Республики Крым и законах Республики Крым, настоящем Законе, а также в соглашениях с федеральными органами исполнительной власти в рамках предметов ведения Республики Крым и совместного ведения Российской Федерации» [8] (п. 2); под их структурой — «перечень исполнительных органов государственной власти Республики Крым, включая их официальные наименования, образованных в соответствии с Конституцией Республики Крым, настоящим Законом и иными законами» (п.3). При этом в ст. 9 закона закрепляется открытый перечень организационно-правовых форм исполнительных органов государственной власти Республики Крым (Совет министров Республики Крым; министерства Республики Крым; государственные комитеты Республики Крым; службы Республики Крым; агентства Республики Крым; инспекции Республики Крым; иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым), а в ст.11- их функции. Так, «министерство Республики Крым — это исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым; государственный комитет Республики Крым — исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном органе; служба Республики Крым — исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по контролю и надзору, а также специальные функции в установленной сфере деятельности; агентство Республики Крым — исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; инспекция Республики Крым — исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий в установленной сфере (сферах) деятельности функции по контролю и надзору; иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым — исполнительные органы государственной власти Республики Крым специальной компетенции, осуществляющие закрепленные за ними отдельные полномочия, а также исполнительные органы государственной власти Республики Крым, формируемые в целях исполнения полномочий по обеспечению деятельности Главы Республики Крым как высшего должностного лица Республики Крым, Совета министров Республики Крым как высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым».

И все-таки автор подчеркивает, что отсутствие единого подхода региональных законодателей к пониманию «системы органов исполнительной власти» и «структуры органов исполнительной власти» обусловлено, прежде всего, пробелами «рамочного» Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в ст. 17 которого, несмотря на наименование «Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации», не раскрываются основы данной системы.

Поэтому «в целях укрепления единой системы исполнительной власти, ее способности проводить социально-экономические преобразования по выводу страны из кризиса, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы человека и гражданина, бороться с преступностью» [9], автор считает целесообразным дополнить статью 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» примечанием следующего содержания:

«Под системой органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в настоящем Федеральном законе следует понимать совокупность их организационно-правовых форм, различающихся своим правовым статусом.

Под структурой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящем Федеральном законе следует понимать иерархический перечень соответствующих органов исполнительной власти».

Такое дополнение, с одной стороны, будет способствовать упорядочению организации исполнительной власти в Российской Федерации, с другой стороны, обеспечит повышение эффективности государственного управления.

Литература:

  1. Российская газета. — 1998. — № 36. — 24 февраля.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г») (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ.- 1999.- № 3.
  3. Собрание законодательства РФ.- 2004. — No 11. — Ст. 945.
  4. Собрание законодательства РФ. — 2012. — No 22. — Ст. 2754.
  5. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: В 3 т.- М., 2002. — Т. I. — С. 509.
  6. Собрание законодательства Воронежской области. — 2012. — № 29.
  7. Неделя области. — 2005. — № 38 (156). — 04 июня.
  8. Крымские известия. — 2014. — No 103–104(5514–5515). — 30 мая.
  9. Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1994. — No 24. — Ст. 2598.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, Крым, система органов, Воронежская область, орган, структура органов, государственная власть, государственная власть Республики, государственное управление.


Похожие статьи

Сущность государства в статусе органов государственной власти

В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а так...

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Правовой анализ признаков административной юстиции в Российской Федерации

В статье автор анализирует классическое понимание административной юстиции, её признаки, определяет роль и место в системе органов власти, а также нормативное закрепление в Российской Федерации, выделяет модели административной юстиции.

Теоретические аспекты изучения категории «форма государственного правления»

В данной статье анализируются теоретические аспекты категории «форма государственного правления». Особое внимание уделяется характеристике содержания понятия «форма правления» и её признакам.

Понятие и признаки правового статуса федеральных органов исполнительной власти

В статье дается анализ понятий «федеральный орган исполнительной власти», «правовой статус», а также «правовой-статус федерального органа исполнительной власти», выявляются его элементы, структура и приводятся примеры.

Функции судебной власти

В статье рассматривается понятие судебной власти в функциональном и институциональном аспектах. Анализируется функциональное назначение судебной власти. Рассматриваются общеправовые и специально-юридические функции судебной власти, в качестве основоп...

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Система государственного управления в Российской Федерации: некоторые теоретические аспекты

В статье автором предпринята попытка рассмотрения ключевых теоретических аспектов системы государственного управления в Российской Федерации.

Похожие статьи

Сущность государства в статусе органов государственной власти

В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а так...

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Правовой анализ признаков административной юстиции в Российской Федерации

В статье автор анализирует классическое понимание административной юстиции, её признаки, определяет роль и место в системе органов власти, а также нормативное закрепление в Российской Федерации, выделяет модели административной юстиции.

Теоретические аспекты изучения категории «форма государственного правления»

В данной статье анализируются теоретические аспекты категории «форма государственного правления». Особое внимание уделяется характеристике содержания понятия «форма правления» и её признакам.

Понятие и признаки правового статуса федеральных органов исполнительной власти

В статье дается анализ понятий «федеральный орган исполнительной власти», «правовой статус», а также «правовой-статус федерального органа исполнительной власти», выявляются его элементы, структура и приводятся примеры.

Функции судебной власти

В статье рассматривается понятие судебной власти в функциональном и институциональном аспектах. Анализируется функциональное назначение судебной власти. Рассматриваются общеправовые и специально-юридические функции судебной власти, в качестве основоп...

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Система государственного управления в Российской Федерации: некоторые теоретические аспекты

В статье автором предпринята попытка рассмотрения ключевых теоретических аспектов системы государственного управления в Российской Федерации.

Задать вопрос