В настоящей статье обобщены основные подходы к преподаванию химии, применяемые мной и коллегами в классах химико-биологического профиля МБОУ «Лицей № 1» г. Воронежа.
Основным методом (формой) преподавания, как и в большинстве учебных заведений, является, лекционно-семинарская система в сочетании с различными формами групповой работы на уроке и во внеурочное время. Этот метод, хотя и традиционный, дает достаточно хорошие результаты, позволяет нашим ученикам занимать призовые места на олимпиадах различного уровня, иметь высокие показатели ЕГЭ и ОГЭ.
На лекциях-семинарах определяющую роль для понимания и усвоения темы играет доступность и убедительность изложения материала, причем доступность для обучающихся с различным уровнем подготовки. Главная трудность состоит в обеспечении баланса в изложении материала: чтобы ученикам с более слабой подготовкой было доступно, а сильным — не скучно. Без сомнения, необходимо владеть культурой речи, определенной эмоциональностью изложения материала, умением разрядить атмосферу и снять усталость, привлечь угасшее внимание шуткой, какими-то историческими экскурсами. Надо быть очень точным и корректным к формулировкам, ибо есть ученики, которые не пропустят случая «подловить» учителя на некорректно сказанной фразе, тем более что в нашем лицее учатся заинтересованные дети, самостоятельно просматривающие различные источники информации по теме. Именно поэтому чтение лекций требует серьезной подготовки, широких и углубленных знаний помимо учебника.
Однако лекционно-семинарский метод обеспечивает лишь первичное усвоение объема знаний, такие знания еще недостаточно закреплены и с трудом могут быть применены на практике.
Важнейшей формой углубленного усвоения материала являются самостоятельные работы, тесты. [1]. Продолжительность — от половины урока до полного урока, разрабатываются 3–5 вариантов, различающихся по степени сложности. При этом обучающиеся имеют право пользоваться справочным материалом, иногда — «подсказками» учителя. После того, как педагог удостоверится, что учебный материал по теме в целом воспринят, проводится контрольная работа и зачет.
Именно при проведении самостоятельной работы у обучающихся формируются основы профессиональной компетенции, а именно расширяется круг тем и вопросов, в которых учащийся обладает самостоятельностью суждений на основе достаточно глубоких познаний и опыта. То есть формируется необходимый набор знаний, умений и навыков, позволяющий учащемуся проявлять и применять свои способности. Обычно совершенно четко можно разделить учащихся на две группы — способные и готовые к самостоятельной работе или нет.
Основные критерии при оценке эффективности самостоятельной работы учащегося:
‒ наличие способностей решать учебные задачи автономно, без посторонней помощи, полностью обеспечивая себя в организационно-информационном плане;
‒ умение использовать современные технологии и информационные ресурсы;
‒ достаточный уровень развития аналитических и творческих способностей, позволяющих адекватно прогнозировать, оценивать, корректировать результаты своей деятельности;
‒ наличие необходимых личностных качеств (целеустремленности, ответственности, определенной доли амбициозности, внимательности, усердия и др.).
В качестве самостоятельных заданий мы стараемся выбирать такие, которые предусматривают весь спектр умений и навыков.
После проведения самостоятельных работ производится работа над ошибками. Работа анализируется, ведется учет количества и вида ошибок для всего класса и отдельного ученика. Такая работа помогает поиску новых методических средств, учитывающих результаты анализа ошибок.
Исключительно важную роль мы отводим ученическим конференциям, диспутам по отдельным пройденным разделам курса химии [2]. Особенно хорошо, когда конференция является итогом серьезной исследовательской работы школьников.
Тема конференции, диспута должна быть проблемной, стимулирующей обмен мнениями. Обычно хорошо помогает конкретизация темы несколькими вопросами для обсуждения. Целесообразно заранее подготовить нескольких выступающих из числа заинтересованных участников, которые «задают тон» последующим обсуждениям и выступлениям менее активных.
Завершаться диспуты (конференции) обязательно должны заключительным словом учителя, в котором подводятся итоги обсуждения, даются оценки выступлений, выражаются благодарности лучшим, наиболее активным.
Кроме более глубокого усвоения материала, в ходе диспутов (конференций) школьники овладевают связной речью, умением публично выступать, прививают учащимся навыки ведения дискуссий — навыки отстаивания своей точки зрения и обогащения ее в процессе общения с товарищами. Это пригодится им при любом выборе профессии.
Чтобы учащиеся не ограничивались кратким пересказом того, что услышали от учителя или прочли в учебнике, следует правильно ставить вопросы, выносящиеся на обсуждение. Неудачной является постановка вопросов типа: «Расскажите, что вам известно по такому-то вопросу…», Такого рода вопросы-задания не активизируют мышления, но лишь развивают память.
Многие думают, что дискуссионный метод применим в основном при изучении гуманитарных предметов. Однако это не так.
В дискуссиях, спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление дознаться до истины, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения и наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений. Товарищеская атмосфера борьбы мнений в коллективе способствует также формированию уважительного отношения к взглядам оппонентов — выдержки, корректности и тактичности в споре.
Дискуссия — это не просто столкновение противоположных точек зрения, но еще и взаимное обогащение идей и концепций, выбор из них наиболее правильных (или оптимальных с позиции достижения требуемого результата). Это именно товарищеское обсуждение научных, и иных проблем с целью выработки и уточнения правильной позиции, развития и углубления верных взглядов.
Однако организация дискуссий имеет смысл только тогда, когда значительная часть учащихся уже овладела прочными знаниями по обсуждаемому вопросу, если в коллективе учащихся возникли разные точки зрения, разные методы решения одной и той же задачи (эти методы могут быть как правильными, так и ошибочными) и назрела потребность в критическом преодолении отдельных ошибочных представлений.
Важную роль в конференциях (диспутах), да и на обычных уроках уделяется использованию электронных презентаций, выполненных самими учащимися. Эти презентации позволяют сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентации органично вписываются в структуру урока (и иных мероприятий, описанных выше), сопровождая объяснение учителя; их целесообразно использовать на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Тестирование — еще одна из форм обучения, позволяющая сократить время контроля знаний, активизировать детей при закреплении изученного материала и решить проблему подготовки учащихся к ЕГЭ.
В связи с необходимостью подготовки к ЕГЭ тестирование является просто обязательной частью процесса обучения, ибо учащиеся должны быть привычны к этой форме, не бояться ее и знать основные «тонкости». Сейчас в обществе бытует негативное отношение к тестам, заменившим «живые» экзамены. Считаем, что при изучении химии задания с выбором ответа вполне естественны и педагогически эффективны. Причем этот способ применим не только для проверки знаний, но и при изучении нового материала и его закреплении, так как позволяет лучше запомнить новые понятия и определить их место в ранее полученных знаниях.
Если задание составлено грамотно, то в поисках правильного ответа учащимся приходится думать, сопоставлять один правдоподобный ответ с другим. Таким образом, создается проблемная ситуация, активизирующая мышление. Выполняя традиционные упражнения, ученик идет по пути, предложенному учителем, а при выполнении тестовых заданий он сам выбирает путь решения.
Еще один эффективный метод закрепления знаний — групповая работа учащихся [3], в ходе которой учитель ставит проблемы и дает задания группам (минимально — парам или четверкам).
В группе должен быть лидер, который способен (с подсказками учителя в необходимых случаях) «расчленить» задачу группы на несколько подзадач и поставить частные задачи каждому члену группы (с учетом уровня его подготовки). Это само по себе является важнейшим умением любого лидера и должно всячески поощряться и развиваться учителем.
После этого каждый ученик в группе индивидуально решает небольшую частную задачу, затем на основании результатов индивидуальной работы этими учащимися выполняется общая совместная работа. На каждом этапе работы осуществляют само — и взаимоконтроль и оценка. Эта форма организации учебной деятельности наиболее часто используется при выполнении практикумов. Группы носят временный характер, по итогам работ группы учащиеся получают одинаковые отметки.
В заключение необходимо отметить, что только при сочетании различных форм подачи, усвоения и закрепления материала в сочетании с индивидуальным подходом к каждому учащемуся можно добиться хороших и отличных конечных результатов.
Литература:
- Пахомова Н. В. Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов // Молодой ученый.-2016.-№ 19(123). — с.385–387.
- Тиллаева Ш. М., Курбанова Ш. Х. Дискуссия как метод идейно-нравственного убеждения учащихся // Молодой ученый.-2016.-№ 19(123). — с.396–398.
- Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988.