Особенности преподавания дисциплин экологической направленности студентам-химикам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности преподавания дисциплин экологической направленности студентам-химикам / С. Р. Гаджиева, С. Ш. Мамедова, З. Т. Велиева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1337/ (дата обращения: 19.11.2024).

Экологическая озабоченность человечества стремительно нарастает в последние годы, поскольку, все глубже наметились и стали осознаваться глобальные изменения среды нашего обитания. Назрела необходимость коренных улучшений в области охраны природы и рационального природопользования, которые возможны лишь на основе взаимосвязанных фундаментальных исследований, как в области естественных и технических, так и общественных наук. Поэтому 2010 год объявлен годом Экологии в Азербайджане.

Экологические проблемы требуют перевода учебного процесса на более высокие уровни, создание новых учебных курсов и осуществление экологического подхода в рамках каждой дисциплины.

Знаний по экологии требует любая отрасль практической деятельности человека на Земле. Специалисты-химики не исключение. Зачастую именно ими, руководителями химических предприятий, принимаются решения, результатом которых, в глобальном масштабе, является ответ на вопрос: «Быть или не быть природе?». В связи с этим, важно донести до сознания каждого специалиста главную идею о необходимости умелого и квалифицированного вмешательства в природные комплексы, в экологические связи, существующие в этих комплексах. Поставленные задачи при подготовке специалистов - химиков в Бакинском Государственном Университете решаются в ходе курсов «Общая экология», «Экологическая химия», «Химический анализ  объектов окружающей среды», «Основы  экологии и охрана окружающей среды», «Промышленная экология», «Экоток сикология», «Экологическая экспертиза» и т.д.

Курс «Основы  экологии и охрана окружающей среды», читаемый по учебному плану специальности «Химия» на третьем курсе в пятом семестре, является основополагающим при получении теоретических знаний о закономерностях развития естественной среды. Усвоение теоретических знаний, предполагает их использование в соответствующем лабораторном эксперименте, а фундаментальные и экспериментальные знания обеспечивают формирование экологического мышления студента.

По требованиям квалификационной характеристики специалиста-химика и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Химия», относящимся к курсу «Основы  экологии и охрана окружающей среды», специалист-химик должен отвечать следующим требованиям

- владеть основами экологической грамотности;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях живой и неживой природы;

- быть знакомым с экологической ситуацией в современном мире;

- иметь представление о месте человека в эволюции Земли и влиянии его деятельности на окружающую среду, о нравственной ответственности человека за сохранение биосферы.

В зависимости от профиля специализации будущего специалиста-химика экологические вопросы могут рассматриваться в различном, предметном контексте. Тем самым экологические знания при подготовке специалистов формируются для того, чтобы служить основой компетентных, профессиональных действий.

Принятие экологически грамотного решения находится в практической зависимости от уровня образования и практической подготовки специалистов. Поэтому интенсификация процесса обучения неизбежна. Использование различных технологий обучения позволяет одновременно, воздействуя на слух и зрение во время занятия, усвоить большой объём информации, усилить её усвоение путём эстетического наслаждения от живых картинок природного мира. Дополняя эту технологию обучения выполнением исследовательской прикладной работы, мы развиваем волевые и человеческие качества студентов.

При выполнении творческих заданий в рамках курса студент должен проявить свою эрудицию, моральную позицию, волю при защите своего подхода для эффективного решения поставленных преподавателем экологических задач или проблем. Для выработки личностных качеств используются активные методы обучения: деловые игры, пресс-конференции, дебаты, творческие задания.

Основной особенностью преподавания курса «Основы экологии и охрана окружающей среды» студентам-химикам является, подробное рассмотрение химизма природных процессов. При изучении химизма природных процессов студенты получают целостное представление о процессах и явлениях живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на окружающую среду. Примером могут служить процессы: фотосинтеза, образования кислотных осадков, образования парникового эффекта.

Понимание протекающих процессов изменяет восприятие и осмысление экологической проблемы. В последние годы, в связи с постоянным развитием НТР, резко возросла мощь Человека (не только Человечества, но и отдельного индивидуума), что требует осторожного поведения в хрупком мире - биосфере, в котором мы живем.

 

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, знание, неживая природа, процесс, целостное представление, экология.


Похожие статьи

Особенности преподавания химии в классах химико-биологического профиля

Особенности преподавания предмета «Физика» с учетом экологической составляющей

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Похожие статьи

Особенности преподавания химии в классах химико-биологического профиля

Особенности преподавания предмета «Физика» с учетом экологической составляющей

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Задать вопрос