Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности построения учебных занятий обучающихся химико-биологического профиля, для успешной сдачи выпускного экзамена

5. Педагогика общеобразовательной школы
32
Поделиться
Библиографическое описание
Водопьянова, Т. М. Особенности построения учебных занятий обучающихся химико-биологического профиля, для успешной сдачи выпускного экзамена / Т. М. Водопьянова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2532/.

Сдача выпускных экзаменов в формате ЕГЭ требует от выпускников глубоких и разносторонних знаний и умений, владение ими определенных компетентностей. Именно профильное обучение является одной из возможностей успешной и осознанной подготовки к экзаменам.

В тоже время при переходе на профильное обучение появляются определенные сложности. Во-первых, по данным Центра социальных исследований Министерства образования РФ было выяснено, что только 70-75% обучающихся в конце 9-го класса определяются в выборе возможной сферы будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых в профильных классах проявляется не подготовленность обучающихся к большим учебным нагрузкам, неумение работать много и самостоятельно.

В-третьих это отсутствие хорошо апробированных программ, учебников по биологии и хорошей материальной базы.

В нашей школе первый выпуск обучающихся химико-биологического профиля состоялся в 1997 году. За 15 лет существования данного профиля его закончили 389 обучающихся.

Подготовку обучающихся к переходу к профильному обучению мы начинаем с 7 класса и продолжаем по 9 класс (пропедевтика).

В основу учебного плана по биологии взята программа Пасечника В.В., Пакуловой В. М. В 6-м классе обучающиеся знакомятся с комплексной наукой биологией, а конкретно с ботаникой. Они узнают за этот учебный год о том, какие науки входят в данную науку, учатся проводить лабораторные и практические работы, ставят первые самостоятельные опыты, посещают экскурсии, таким образом, у обучающихся закладывается представление о науке биологии. По желанию обучающихся мы создаем предпрофильные классы, начиная с 7-го класса, а в старших классах происходит плавный переход на профильное обучение. В учебном плане это выглядит следующим образом:

Класс

Предмет изучения

Направления

Количество часов в неделю

7

Зоология

пропедевтика

3

8

Анатомия человека

пропедевтика

3

9

Основы общей биологии

пропедевтика

3

10 – 11

Общая биология

Экология

профильные классы

3

1

Для работы в профильных и предпрофильных классах используем следующую учебную литературу:

Класс

Основной учебник

Дополнительная учебная литература

7

Латюшин В.В., Шапкин В.А.

Биология. Животные

Никишов А.И., Шарова И.Х.

Биология. Животные

8

Колесов В.Д. Марш Р.Д. и др.

Биология. Человек

Батуев В.Б. и др.

Биология. Человек. 9 кл.

9

Каменский А.А., Криксунов Е.А.,

Пасечник В.В. Биология.

Введение в общую биологию и экологию

Захаров В.Б. и др.

Общая биология 9 кл.

10-11

Захаров В.Б. Общая биология,

Рувинский А.О. Общая биология

Чернова Н.М. Экология

Лемеза Н.А. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы

Чебышева Н.В. и др. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы

Заяц Р.Г. и др. Биология для поступающих в ВУЗы

Сборники тестовых заданий

Официальный информационный портал ЕГЭ (Интернет-ресурсы)

Для того чтобы грамотно построить весь цикл обучения в профильном классе, необходимо четко представлять весь учебный материал изучаемой темы. Поэтому начальным этапом нашей работы являлось составление логической схемы учебного материала. Вторым этапом в деятельности учителя является составление технологических карт. Третий этап проводится при подготовке непосредственно к уроку. Составляется четкая логическая опора каждого урока, где указывается разным цветом базисный компонент и компонент профильный. При таком подходе к каждой теме учитель видит, какой учебный материал необходим, на что из изученного ранее можно опереться, а где заострить внимание.

Предпофильное обучение с 7-го класса позволяет нам хорошо подготовить детей к большим нагрузкам в старшей профильной школе. Достигаем мы этого двумя путями. В 7-м классе начинается постепенный переход к применению новых форм организации обучения, более детально формируются основные учебные умения и навыки. Семиклассники могут уже длительное время слушать интересный материал и во втором полугодии мы начинаем читать им лекции по материалу, носящему обзорный или описательный характер. Сначала продолжительность лекций достигает 20-25 минут, а затем лекционное время увеличивается до 35 минут. На этих лекциях первые 10 минут воспроизводится ранее пройденный материал или тот материал, который имеет отношение к теме лекции. Предварительно записывается план лекции на доске, затем в строгом соответствии с планом излагается содержание. Перед проведением лекций, используя Справочник старшеклассника, напечатанный в журнале «Биология в школе» № 4 за 1988г., обучающихся сначала учат слушать, т.е. ставят в такую ситуацию, когда возникает необходимость вникать в формулировку темы, осознавать поставленную цель, обращать внимание на интонацию изложения материала учителем, выделять основные мысли. Затем мы переходим на следующий этап обучения – учим вести запись с голоса, и обучаем правилам записи текста, т.е. как правильно записывать лекцию, как лучше ее оформить. По окончанию таких уроков оставляем время на обсуждение полученных результатов. Прослушиваем как можно больше обучающихся, делаем выводы, что получилось хорошо, какие трудности возникли и как их устранить. В 8-м классе учим составлению разнообразных видов конспектов: текстуальных (цитатных), свободных, тематических, план-конспектов. Затем мы учим проводить сравнение и анализ отдельных статей из разнообразных учебных пособий или научно-популярной литературы. В 9-м классе отрабатывается составление тезисов, рефератов, изучаем более подробно план проведения экспериментов и наблюдения. Итогом работы этого учебного года обучения является участие обучающихся в научно-исследовательской конференции «Поиск», где они выступают со своими небольшими работами по самым разнообразным темам, в которых обязательно присутствуют элементы эксперимента, наблюдения. С целью обучения самостоятельно достигать целей учебно-познавательной деятельности, а также в связи с тем, что уровень знаний обучающихся может резко отличаться друг от друга (так как такие классы создаются без отбора, а пожеланию самих обучающихся) в предпрофильных классах мы используем в основном две формы организации познавательной деятельности: групповую и индивидуальную. Практика показала, что фронтальная организация учебной деятельности не целесообразна при обучении в предпрофильных классах, так как она ориентирована на обучающихся со средними учебными данными, и поэтому не позволяет реализовывать дифференцированный подход. Исходя из этого по окончанию первой четверти, когда изучены учебные возможности каждого обучающегося, создаются 3 варианта групп: 1 вариант создается на основе взаимных симпатий, психологической совместимости обучающихся. Эти группы обычно сохраняются в течение длительного времени (1 учебного года, а то и нескольких лет), работа в них протекает согласованно, бесконфликтно, на основе взаимопомощи. Первый вариант групп используется нами тогда, когда необходимо при выполнении задания проявления творчества, выдумки, фантазии. Второй и третий вариант групп создается на основе учебных навыков и умений. Группы состоят из 4-5 человек. В течение учебного года они варьируются, в зависимости от того на какой уровень учебных возможностей поднялся данный ученик за определенный промежуток времени. Второй вариант групп – это гетерогенные группы, в состав которых входят обучающиеся с высоким уровнем знаний, средним и слабым. В таких группах обучающиеся тесно связаны между собой выполнением поставленной задачи, здесь учащиеся с более высокими учебными возможностями оказывают помощь своим товарищам. Второй вариант групп используется на тех уроках, когда требуется решение небольших проблем с использованием нескольких человек. Третий вариант групп, это гомогенные группы и задания для таких групп предлагаются дифференцированные в соответствии с уровнем учебных возможностей. Такой вариант групп используется на обобщающих уроках. Используя такой вариант обучения в предпрофильных классах, обучающиеся затем достаточно легко осваивают учебный материал профильных классов.

В начале учебного года в 10-м профильном классе совместно с психолого-педагогической службой школы проводится диагностика обученности и обучаемости каждого обучающегося, и тестовая проверка знаний, умений и навыков по темам согласно спецификации ЕГЭ по биологии. Вся диагностика направлена на разработку индивидуальных образовательных маршрутов на начальном этапе подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого обучающегося. К разработке индивидуального образовательного маршрута привлекаются сами обучающиеся и их родители. Диагностику проводим в каждой четверти и в конце года для корректировки дальнейшей работы с каждым обучающимся.

В начале учебного года знакомим обучающихся с понятием спецификация, кодификатор, объясняем структуру экзамена, бальную систему оценивания ответов. Это позволяет дать представление обучающимся о тех требованиях, которые будут предъявлены к ним при сдаче ЕГЭ, а так же нацеливают их на дальнейшую работу. Ежегодно изучая анализ проведенных экзаменов по биологии, внимательно изучаем ошибки допускаемые выпускниками и в соответствие с этим выбираем формы и методы для устранения их у наших будущих выпускников.

Осознавая, что введение компетенций в образовательный процесс позволяет решать проблему владения не только хорошими теоретическими знаниями учебного материала, но и владение использованием этих знаний в будущем для решения конкретных жизненных задач, выстраиваем в соответствии с этим подготовку к ЕГЭ, используя лекционно-практическую систему обучения. Лекционно-практическая система обучения, включает в себя: лекции, практические занятия, семинары и зачеты. Выбор данной системы обучения связан с тем, что основополагающими принципами учебно-воспитательного процесса в условиях лекционно-практической системы обучения являются:

- принцип тематической концентрации учебного материала; именно он позволяет высвободить время для реализации следующего принципа:

- принцип обучения на оптимальном уровне сложности; его реализация способствует организации учебного труда старшеклассника с учетом его индивидуальных способностей;

- принцип поэтапного рассматривания учебного материала на разных уровнях познания;

- принцип постоянного и многократного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала, и уровня сформированности учебных умений.

В условиях лекционно-практической системы изучение учебного материала выстраивается в определенной последовательности:

Первый уровень познания – урок-лекция. Используя разные виды лекций: лекции-беседы, лекции-дискуссии, проблемные лекции, обобщающие лекции формируем предметную компетентность: вводим знания об изучаемой действительности, фактах, гипотезах, законах, о роли фундаментальных образовательных объектов и фундаментальных проблемах биологической науки. В ходе лекций выделяем узловые вопросы, широко использую обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, опорные конспекты, графологические структуры. Сопровождаем лекции мультимедийными презентациями или видеороликами (кабинет оснащен мультимедиа). Все эти способы позволяют включать усвоенные знания в новые связи и зависимости, перевести их на более высокий уровень, применять в нестандартных, творческих ситуациях, а также показать роль и значимость изучаемого материала в реализации личных планов учащихся.

Основной формой проверки знаний у учащихся нами в начале или по окончанию лекции проводится письменный опрос в виде тестов, диктантов, заполнения таблиц, главное здесь, что бы текущая проверка могла позволить выявить основные пробелы по ключевым вопросам у всех учащихся одновременно и конечно не затрачивала много времени.

Второй уровень познания урок-практикум. Уроки-практикумы проводим при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. В учебном процессе акцентируем внимание учащихся на формирование работать с текстами, рисунками, схемами из разных источников. Особое внимание уделяем работе с терминами и владению разными методами решения разнообразных задач. По окончанию выполнения практического занятия для закрепления знаний, умений, навыков обучающиеся делают выводы, отвечают на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. При проведении уроков-практикумов формируем коммуникативные компетенции: это владение способами совместной деятельности в группе, в коллективе; учебно-познавательные компетентности: ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы; информационную компетентность: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Каждая практическая работа оформляется в специальной тетради. На практических работах выставляются оценки за формирование экспериментальных умений, а также за выполнение контрольных заданий и вопросов, которые выполняются обучающимися в виде письменных домашних заданий.

Третий уровень познания – урок-семинар, на котором идёт закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. Семинары способствуют углублению изучения материала, формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей. На своих занятиях чаще используем семинары с групповой работой (учебный «мозговой шторм»), семинары-проекты и контрольно-обобщающие семинары. Семинары-проекты связываем с практическими вопросами, актуальными для практической жизни и вместе с тем требующими привлечения знаний учащихся не одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Учитывая интерес выпускников в изучении определенных профессиональных сфер деятельности, предоставляем им возможность на семинарах готовить материал по своему будущему профессиональному выбору. На данных уроках формируются разнообразные виды компетентности. Работая с различными источниками: Интернетом, книгами, справочниками, атласами, определителями, энциклопедиями, словарями, самостоятельно извлекая информацию, овладевая навыками информационных устройств, применяя информационные и телекоммуникационные технологии, очень хорошо формируется информационная компетентность, а умение представить себя устно и письменно-коммуникативную компетентность. Деловая компетентность формируется на семинарах-проектах, где требуется включиться в проект, войти в группу и внести свой вклад, нести ответственность за принимаемые решения.

Четвертый уровень познания – урок-зачёт, на котором обучающиеся обобщают и систематизируют свои знания по определенной теме. При организации текущего и тематического контроля используем задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ. Подбор проверочных материалов проводим с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. На зачетных уроках выводится итоговая оценка полученная по данной теме. Для этого используется зачетная ведомость. В ней указываются все оценки полученные учащимися за разнообразные формы работ по данной теме. Эта ведомость позволяет видеть учителю, с какой формой работы учащийся не справился, выявить причины, а так же способы их устранения и затем окончательно выводится оценка за знания и умения по данной теме.

По данным анализа проведенного зачетного занятия выпускник совместно с учителем корректирует индивидуальный образовательный маршрут.

Система обучения, применяемая нами в учебном процессе, позволяет не только интенсифицировать процесс обучения, обеспечить всесторонние и прочные знания, умения и навыки (что подтверждается результатами ЕГЭ), но и формировать основные компетентности необходимые выпускнику не только при сдаче ЕГЭ, но и в дальнейшей его жизни.


Литература:

  1. Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Распоряжение Правительства от 18 июля 2002 г. № 2783) // Учительская газета . – 2002. – №42.
  3. Андреева Н.Д., .Левченко А.Л."Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра", (Биология в школе, 2004, #5).
  4. Артюхова И.С. О предпрофильной подготовке учащихся 9 классов. (Биология в школе, 2005, #6).
  5. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина C.B. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. – 128 с.
  6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Стандарт среднего биологического образования: суждения и рекомендации. // Биология в школе. – 1991. – №6. – С. 27-31.
  7. Кривых С.В. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии. (Биология, 2007, #17-24).
  8. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. – 112 с.
  9. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении. // Биология в школе. 2004. – № 3. – С. 12-17.
  10. Маш Р.Д., Мягкова А.Н. О содержании обучения в классах с углубленным изучением биологии. // Биология в школе. 1975. – № 4. – С. 59-61.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный