Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.11.2021

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Черных, С. С. Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО / С. С. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85479/ (дата обращения: 16.12.2024).



В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение математики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.

Профилизация математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности обучающихся. Для технологического, социально-экономического и естественно-научного профилей профессионального образования выбор целей смещается в прагматическом направлении, предусматривающем усиление и расширение прикладного характера изучения математики, преимущественной ориентации на алгоритмический стиль познавательной деятельности. Для гуманитарного профиля профессионального образования более характерным является усиление общекультурной составляющей учебной дисциплины с ориентацией на визуально-образный и логический стили учебной работы.

Обучение математике в системе СПО должно быть четко целенаправленно.

Реализовывать профессиональную направленность преподавания математики в системе СПО, учитывая при этом специфику многих разноплановых отраслей, возможно следующими приемами:

— ознакомление с широким спектром практических областей применения изучаемого материала;

— решение задач с содержанием, которое непосредственно связано со спецификой отрасли и с производственными процессами;

— выполнение практических работ, сопряженных с производственным процессом, применяя при этом математические методы;

— проведение исследовательских конкурсов и творческих работ раскрывающих геометрическую сущность и назначение производственных объектов с изготовлением наглядных пособий, схем, чертежей.

— применение математических знаний и умений для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ, темы которых могут быть связаны с общетехническими и специальными дисциплинами;

— создание системы задач, направленных на расширение знаний о трудовой деятельности и осознанной ориентации в профессиональной среде.

В процессе подготовки к уроку преподаватель постоянно сталкивается с проблемой отбора задач. Правильно подобранные задачи повышают вовлеченность студентов в образовательный процесс, их заинтересованность профессией.

Рекомендации к выбору задач:

— ситуация, описываемая в задаче должна быть обучающимся понятна;

— в содержании задачи должны быть преимущественно знакомые термины, а новые обязательно расшифрованы;

— дополненное в текст задачи профессионально значимое содержание может изменять ее компоненты. Например, отношения между исходными и искомыми данными, при этом необходимо оставлять возможность применения изучаемого математического аппарата для нахождения метода решения;

— обязательным условием включения в систему профессионально-прикладных задач должно быть соответствие программе курса математики образовательного учреждения системы СПО;

— профессионально значимое содержание, котором могут наполнятся математические задачи должно быть логическим продолжением образовательного курса.

Покажем примеры математических задач с профессиональным содержанием по темам: «Понятие о числе». «Уравнения и неравенства», «Многогранники», «Тела вращения», предназначенных для студентов первого и второго курса, обучающихся по профессии «Повар. Кондитер». Задачи могут быть использованы в качестве дидактического материала на уроках математики, а также на уроках междисциплинарных дисциплин в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам.

Задачи составлены в соответствии к требованиями к задачам с профессиональным содержанием. Текст задачи описывает реально существующую производственную ситуацию.

В процессе решения задач с профессиональным содержанием предусматривается совершенствование рационального применения теоретических знаний обучающихся к решению практических и производственных задач, развитие логического мышления, пространственного воображения, вычислительных навыков, организации самостоятельной работы с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой.

Повар должен уметь производить калькуляцию и учет продуктов питания, определять влажность продуктов, рассчитывать калорийность и дневную норму питания, определять процент отходов при первичной обработке продуктов, определять процент потерь при тепловой обработке продуктов, составлять технологические и калькуляционные карты. Поэтому важны математические знания и умения решать задачи на определение концентрации веществ и процентное соотношение. Повар рассчитывает объем посуды, количество жидкости для точного расчета количества порций, определяет и вычисляет вес, массу и размер готовых изделий, поэтому ему важны знания и умения для определения геометрических форм, вычисления их площадей и объемов. Часть данных может располагаться в предисловии задачи. Необходимые дополнительные данные, если они не указаны в тексте задачи, берут из справочников, сборников рецептур, специальных таблиц.

Задачи на процентное отношение и определение концентрации

Задача 1. Масса (нетто) очищенного картофеля 35 кг. Сколько было израсходовано неочищенного картофеля, если норма отходов 30 %?

Задача 2. Масса очищенного картофеля 35 кг. Потери при тепловой обработки составляет 5 % массы нетто. Определите массу вареного картофеля.

Задача 3. При разделке свинины мясной выход мякоти составляет 76 %, отходы 13 %, потери при разделке 1 %. Определите массу мякоти, отходов и потерь, если масса туши 150 кг.

Задача 4. Масса разделанной говядины 80 кг. Сколько было израсходовано говядины (масса брутто), если норма отходов составляет 24 %.

Задача 5. При сушке свежие грибы теряют 98 % веса. Сколько свежих грибов надо высушить, чтобы получить 8 кг сушеных грибов.

Задача 6. Сухие фрукты содержат 20 % воды, а свежие — 74 % воды. Сколько необходимо свежих фруктов, чтобы получить 6 кг сухих?

Задача 7. Из молока получается 21 % сливок, а из сливок — 24 % масла. Сколько нужно взять молока, чтобы получить 460 кг масла?

Задача 8 . Налог на доходы составляет 13 % от заработной платы.После удержания налога на доходы повар столовой получил 32500 рублей Сколько рублей составляет заработная плата повара?

Задача 9. Определите процент выполнения плана работы столовой, если план товарооборота 30000 тонн в год, а фактический товарооборот 30210 тонн в год.

Задача 10. Масса навески муки до высушивания — 5 г, после высушивания — 4,3 г. Чему равна влажность муки? Сколько в муке сухих веществ?

Задача 11. Чтобы получить 50 %-й раствор кислоты, надо к 30 г 15 % -го раствора кислоты добавить 75 %-ный раствор этой кислоты. Найдите количество 75 %-го раствора кислоты, который надо добавить.

Задача 12. Для консервации овощей хозяйке необходим столовый уксус. В наличии у нее только 70 % уксусная кислота. Какое количество воды необходимо добавить, чтобы получить 9 % уксус?

Задачи на определение объемов и площадей

Задача 13 . Какой объем молока может войти в тетрапакет в виде пирамиды, основание которой равносторонний треугольник со стороной 20 см, высота 25 см.

Задача 14 . Определить объем кухонного бака цилиндрической формы диаметром 40 см и высотой 60 см.

Задача 15 . Каковы должны быть стороны прямоугольного торта, объем которого равен 2 л, высота — 10 см, чтобы площадь поверхности торта была наибольшей?

Задача 16 . В цилиндрической кастрюле диаметром 24 см и высотой 20 см готовят пудинг. После приготовления его нужно разлить в цилиндрические формочки диаметром 8 см и высотой 5 см. Сколько форм потребуется, если заполнять их нужно до половины?

Задача 17 . Какова должна быть высота цилиндрической кастрюли с диаметром дна 26 см, чтобы в ней можно было вскипятить 1,75 л молока? (Результат округлите до целых.)

Задача 18 . Определите объем мороженого для вафельного рожка конической формы, диаметр основания которого 8 см, а образующая 15 см. Сколько литров мороженого потребуется для приготовления 25 таких рожков?

Задача 19 . Стаканчик для мороженого конической формы имеет глубину 12 см и диаметр верхней части 5 см. На него сверху положили две ложки мороженого в виде полушарий диаметром 5 см. переполнит ли мороженое стаканчик, если оно растает?

Задача 20 . Имеется две кастрюли. Которая из них вместительнее — правая, широкая или левая, втрое более высокая, но вдвое более узкая?

Задачи на совместную работу и производительность

Задача 21 . Соревнуется три бригады кондитеров. Первая и третья бригада изготовили кондитерских изделий в два раза больше, чем вторая, а вторая и третья — в три раза больше, чем первая. Какая бригада победила в этом соревновании?

Задача 22 . Два повара могут выполнить некоторую работу за 6 ч. Если бы один первый выполнил 60 % всей работы, а затем один второй — оставшуюся часть, то они затратили бы 12 ч. Сколько времени нужно каждому из них для того, чтобы выполнить эту работу одному?

Задача 23 . Для мойки овощей в одном бассейне налито 100 литров воды, а во втором — 150 литров воды. Каждый час в первый бассейн вливается 15 литров воды. А во второй — 5 литров. В какой момент времени в первом бассейне будет больше воды, чем во втором?

Литература:

  1. Н. Г. Бутейкис. «Технология приготовления мучных кондитерских изделий». Москва 2008. Издательский центр «Академия».
  2. Н. А. Анфимова «Кулинария». Москва 2017. Издательский центр «Академия».
  3. Н. Э. Харченко, Л. Г. Чеснокова. «Технология приготовления пищи». Москва 2007. Издательский центр «Академия».
  4. И. М. Шапиро. «Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Книга для учителя». Москва 1990. Издательство «Просвещение».
  5. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования. Санкт-Петербург 2021. «Ленинградский областной институт развития образования».
Основные термины (генерируются автоматически): задача, литр воды, профессиональное образование, профессиональное содержание, текст задачи, го раствора кислоты, значимое содержание, коническая форма, норма отходов, цилиндрическая кастрюля.


Похожие статьи

Методика проведения контроля знаний студентов по курсу «Прикладная механика», обучающихся дистанционно

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Особенности преподавания предмета «Физика» с учетом экологической составляющей

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Развитие творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплины «Математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях

Условия успешной реализации исследовательской деятельности школьников по биологии на основе ФГОС основного общего образования

Похожие статьи

Методика проведения контроля знаний студентов по курсу «Прикладная механика», обучающихся дистанционно

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Особенности преподавания предмета «Физика» с учетом экологической составляющей

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Развитие творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплины «Математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях

Условия успешной реализации исследовательской деятельности школьников по биологии на основе ФГОС основного общего образования

Задать вопрос