Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Растамханова С. Н., Фазлетдинова А. Р., Хафизова Р. Р. Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 547-550. — URL https://moluch.ru/archive/136/38227/ (дата обращения: 20.06.2018).



Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и многие тюркские народы, до принятия ислама пользовались рунической письменностью. Ислам начал проникать в башкирское общество в Х-XI веках через булгарских и среднеазиатских купцов, а также проповедников. Распространение мусульманской религии сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над «могилами святых».

Ключевые слова: памятник, ислам, парса «Надписи на камне», Кэшэнэ Хусаин-бека, руническая письменность, наследие, тамга

The article dedicates to researching monuments of antiquity as historical heritage of Bashkir people. On the example of monuments that locates on modern territory of Bashkortostan we can see Islam’s coming and distribution in region. Bashkir’s, as many Turk folks, before adoption of Islam used runic writing. Islam started to penetrate in Bashkir society in X-XI centuries through Bulgar and Central Asian merchants and also missionaries. Dissemination of muslim religion was accompanied with building prayerful constructs and mausoleums above «graves of Saints».

Key words: monument, Islam, parsa «Inscriptions on stone», Keshene of the Khusain-bek, runic writing, heritage, tamga

Первый памятник, свидетельствующий о присутствии человека на современной территории Башкортостана, относится еще к периоду раннего палеолита. Но, первые письменные свидетельства о башкирском народе ученые датируют IX-X веками.

Башкиры, до распространения среди них мусульманской религии, пользовались письменностью, основанной на рунах. Они напоминали древние башкирские родоплеменные обозначения — «тамги». Материалом для письма в то время послужил камень. Кроме нанесения надписей на каменные глыбы, их нередко высекали прямо на скалах [1, c. 52–53].

Сам же башкирский этнос исторически делился на несколько племен. Знаменитый ученый, востоковед, А. З. Валиди выделял субэтнические группы внутри башкирского народа в зависимости от обстоятельств их исторического развития; по происхождению различных родоплеменных союзов он выделил 4 группы. Р. Г. Кузеев, в процессе своих научных изысканий в данном направлении, продолжил эту мысль дальше и выделял уже семь историко-этнографических групп. Среди них: древнебашкирский, булгаро-мадьярский, огузо-кыпчакский, кыпчакский, ногайский, ранний финно-угорско-самодийский и другие [2, с. 36–45].

C:\Users\1\Desktop\image008_28.jpg

Рис. 1. Камень с рунами. Чекмагушевский район

То, что древние башкиры активно пользовались руническим письмом, распространенным среди тюрков того времени, объясняется вхождением многих племенных объединений в состав Тюркского каганата. Среди них башкиры из рода Канглы, которых относят к кыпчакской группе, живущие в западных районах республики Башкортостан: Чекмагушевский, Бирский, Буздякский, Кушнаренковский. Именно в Чекмагушевском районе, на берегу реки Калмаш, в конце 1970-х годов обнаружили ценнейший исторический памятник — надгробную плиту с руническим письмом (рис. 1).

Гайса Батыргареевич Хусаинов, известный ученый и писатель, усердно работал над этим памятником. Он обращает внимание на то, что под нанесенными арабскими надписями, камень изобилует, находящимися под ними, тамгами. Установлено, что арабский текст появился на нем примерно в 1342 году. Из него следует, что данный камень является могильной плитой Кукляра — сына Буги. Древние же рунические письмена, находящиеся под текстом, интерпретировать пока не удается. Ученый считает, что они являются поистине бесценным историческим памятником, характеризующим «древнюю башкирскую каменную письменность», как и огромное количество подобных надписей на камнях, раскиданных по степям Евразии [4, с. 23]. В связи с этим, мысли автора уходят в сторону Казахстана, Северного Кавказа, а также Алтая, к берегам Иссык-Куля, Дона, Волги, Байкала и Орхона-Енисея, ведь именно там были найдены аналогичные камни, с высеченными на них древними надписями.

Над Орхоно-Енисейскими письменами работали многие ученые, которые выдвинули самые различные предположения о смысле таинственных надписей. Однако письмена трудно поддавались расшифровке. Лишь в конце XIX в., тандему двух исследователей, датчанину Томсону и русскому ученому Радлову, удалось найти «ключ», с помощью которого стало возможным выведать секреты, хранимые камнями уже много веков.

Гайса Батыргареевич искренне верит, что и древнебашкирские письмена на камне когда-нибудь выдадут свои тайны, и наши внуки познают историю, которая неведома нынешнему поколению. Он снова и снова возвращается к этой мысли и пишет: «Я говорю, что и древние башкирские каменные писания однажды раскроют свой секрет и заговорят»; «я говорю, что сегодня или завтра наши внуки прочитают выгравированную на камне историю»; «и башкирские тексты на камне... все равно раскроют свой секрет» [4, с. 24–26]. Начиная слова о камне с древними письменами, ученый пододвигает читателей к мысли, что все существующее на земле и не исчезнувшее, все равно когда-либо выдаст свои тайны и составит полезную службу людям. Неразгаданные загадки настоящего раскроют следующие поколения ученых, Они воплотят в жизнь то, что сегодня кажется непонятным, ведь развитие жизни происходит именно в процессе разгадывания ее тайн Для автора, обычный, на первый взгляд, могильный камень, превращается в глубоко осмысленный символический образ.

C:\Users\1\Desktop\xmNW4nXAhps.jpg

Рис. 2. Мавзолей Хусаин-бека. Чишминский район

История древних башкир находит отражение не только в памятниках материальной культуры средневековья, но и освещена в трудах арабских путешественников X-XI вв. Эти источники позволяют проследить начало распространения мусульманской религии среди башкир. Ислам в регион принесли с собой среднеазиатские и булгарские купцы, а также проповедники. Так, арабский путешественник Ибн-Фадлан еще в 922 году прошел через территорию исторической Башкирии, попутно проповедуя свою религию [5, с. 22–23]. Среди башкир стало также распространяться арабское письмо. После распространения ислама, для жителей Урала стала иметь большое значение разработка алфавита. Вследствие этого возникает письменность, впоследствии условно названная «книжным языком тюрки». Новый вид письма получает широкое распространение, даже несмотря на то, что до этого башкиры использовали орхоно-енисейскую письменность. На нем создавались грамоты, ярлыки, а также велась дипломатическая переписка. Новой письменностью также пользовались при составлении шежере. К тому же появляется больше возможностей для развития художественной литературы [6, с. 54].

У башкир также сохранились некоторые памятники культуры XIV в., связанные с принятием ислама. Материальным отражением происшедшей тогда смены религий, является возникновение в разных местах на Южном Урале своеобразных раннемусульманских памятников культуры — монументальных мавзолеев, построенных из камня и кирпича над местами захоронениями знатных людей [7, с. 41]. Строительство молитвенных зданий и мавзолеев над «могилами святых» получило повсеместное распространение в связи с развитием ислама, и они являются яркими образцами древнебашкирского архитектурного зодчества.

Эти памятники искусства получили название «кэшэнэ» [8, с. 22–23]. К рассматриваемому периоду ученые относят кэшэнэ Хусаин-бека. Мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека располагается на левобережье реки Демы, рядом с железнодорожной станцией Чишмы. Мавзолей является уникальным архитектурным памятником старины. Это квадратное строение, построенное из больших обтёсанных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом, находится на старом мусульманском кладбище Акзиярат. Здесь получил покой Хусаин-бек — сын Азмир-бека, из потомков Тороса из Туркестана, живший примерно в 1261–1341–42 гг. Хусаин-бек был одним из распространителей ислама в Башкортостане. В начале ХIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусаин-бек. Здесь он стал духовным судьей над башкирами и носил титул кади. После определенных успехов в распространении Ислама среди башкир Хаджи-Хусаин-бек становится первым имамом Башкортостана. Никаких письменных источников, повествующих о личности Хусаин-бека, деталях биографии, его миссионерской деятельности среди башкир, не сохранилось. Над могилой обнаружен камень, на котором имеется надпись: «Справедливый в своих решениях Хаджи Хусаин-бек сын Азмир-бека… из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширной, чти же его своим благодеянием. Скончался девятого дня благословенного богом месяца 740 года (по нашему летоисчислению 1339 г.)» [9, с. 43].

Таким образом, древние башкирские памятники культуры характеризуют многие исторические процессы, проходившие на Южном Урале. Через образцы древней башкирской каменной письменности, а также мавзолеи, ярко прослеживается приход новой религии в земли башкирского народа. Смена письменности приводила к разрыву с историческим прошлым. Арабское письмо было недоступно народу, а дошедшее до нас руническое письмо осталось загадкой для целых поколений. Тем не менее, мусульманская религия стала основой народного просвещения. После принятия ислама для мусульман Урала имела большое значение разработка алфавита. По этой причине возникает письменность, которая впоследствии условно была названа «книжный язык тюрки». Надо сказать, что кэшэнэ и камни с рунами на территории современного Башкортостана являются важным историческим и культурным наследием. Ежегодно мусульмане и просто туристы посещают эти священные места. На данный момент древние памятники находятся не в очень хорошем состоянии и нуждаются в реставрации.

Литература:

  1. Ласточкина Н., Дюпина О. «В краю поющих журавлей» / учебное пособие. Уфа, 1998.
  2. Генеалогия и архивы/Башкирские племена. [Электронный ресурс] // URL: http://ufagen.ru/bashkir/plemena (дата обращения: 13.03.2016)
  3. Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся 10 классов. Составитель: Митина Т. И. Салават, 2003.
  4. Бельские просторы. № 05’08. Горюхин Ю. А. «Энциклопедист нашего времени».
  5. Мавлетов В. С. История и культура Башкортостана/Хрестоматия, Уфа. 2003.
  6. Ласточкина Н., Дюпина О. «В краю поющих журавлей» / учебное пособие. Уфа, 1998.
  7. Мавлетов В. С. История и культура Башкортостана / Хрестоматия, Уфа. 2003.
  8. Мавлетов В. С., Костин А. А. Родной Башкортостан. Уфа, 2003.
  9. Салават Хамидуллин. Пути ислама на Южный Урал. [Электронный ресурс] // Ватандаш. электрон. Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал. 2006. // URL: http://vatandash.ru/index.php?article=237 (дата обращения: 07.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): камень, башкир, распространение Ислама, X-XI, мусульманская религия, башкирский народ, руническое письмо, Туркестан, принятие ислама, древние.


Ключевые слова

наследие, ислам, памятник, парса «Надписи на камне», Кэшэнэ Хусаин-бека, руническая письменность, тамга

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос