Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Попело, А. В. Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья / А. В. Попело. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 360-364. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55896/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные иерархи, ими руководящие имели большое влияние на светскую и религиозную власть. У них был большой духовный авторитет. Показана выявленная возможность происхождения подобных исторических процессов с похожими последствиями в истории разных административных и/или географических территорий. Показана необходимость сохранения уникальных историко-культурных территорий Подонья, в частности Червленого яра, в частности имеющих отношение к средневековой Сарайской епархии.

Ключевые слова: Сарайская епархия, Константинопольский патриархат, Средневековье, Червленый яр, Подонье, Османская империя, Константинополь (Стамбул), джизья, харадж.

В Мировой истории есть похожие моменты. В частности, проявляющиеся в похожих события на разных географических территориях. Важно отметить, что события могут в чем-то совпадать, а в чем-то не совпадать, в деталях различаться между собой, но тем не менее быть похожими.

Интересным историческим периодом мировой истории было Средневековье.

В работе [1] дается следующие определение понятия Средние века (Средневековье).

Средние века (Средневековье) — это в исторической науке период, следующей за историей древнего мира и предшествующей новой истории (конец V — середина XVII века); в основном соответствует времени зарождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе.

Данное определение понятия «средневековье» является марксистским, сформулированным в СССР в советские времена (опираясь на марксистское учение), в нем отмечается, что средневековье является «периодом в исторической науке» и его датировка.

В работе [2] отмечается, Сарайская епархия занимала всю южную Русь между Волгой и Днепром. В том числе и часть территории Подонья.

Целью данной работы является рассмотрение выявленных аналогий между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. И в связи с те что на территории Подонья (а именно на части Верхнего Дона, Среднем Дону и Нижнем Дону) в средние века было такое уникальное пространственно-территориальное образование как Сарайская епархия, отметить еще раз необходимость сохранения уникальных историко-культурных территорий данной географической территории.

В территорию Подонья входят территории Верхнего Дона, Среднего Дона, Нижнего Дона (соответственно представляют собой деление реки Дон). Имеет следующие границы: от устья (Тульская область) до устья реки Воронеж — Верхний Дон; от устья реки Воронеж (Воронежская область), и до города Калач-на Дону (Волгоградская область) — Средний Дон; от города Калач-на Дону и до впадения в Азовское море (Ростовская область) — Нижний Дон [3, 4, 5].

Итак, Сарайская епархия была учреждена в 1261 году в столице Золотой Орды (улусе Джучи) городе Сарай — Бату [6, 7, 8].

Первым епископом Сарайским стал святитель Митрофан, в управлении которого находилась также Переяславская епархия [6, 7, 8].

В столице Сарае находились большие кварталы разных национальностей [8, 9].

Были в городе и за пределами города и православные приходы, которые подчинялись Сарайской Епархии [8, 9]. Вообще, известно, что практически в каждом городе Золотой Орды (Сарайская епархия) имелись православные храмы [8, 10].

В работах [6, 7, 8] отмечается интересный факт, вероятно, епископ Сарайский кочевал вместе с ханской ставкой в случае необходимости.

Татаро-монгольские ханы традиционно были веротерпимы; до 1251 года основным вероисповеданием монголов было тенгрианство (шаманизм), а после стал распространяться ислам, когда хан Берке принял эту религию; таким образом, говоря о духовном влиянии Сарайских епископов на местное население, важно отметить, что до половины XIV века, татар — монголы были еще язычники; христианские приходы не подвергались никаким стеснениям; церковные имущества освобождались от сборов в пользу хана; в Золотой Орде епископы могли обращать в христианство — крестить и татар — монгол, поэтому и некоторые татар — монголы были православными; в частности от крещенных в Сарайской епархии татар — монгольских (ордынских) дворянских родов произошли многие российские дворянские роды, в том числе Годуновы, Кутузовы, Сабуровы и др. [8].

Русские княжества отныне должны были платить разнообразную дань; например, татар-монголы стали забирать десятую часть имущества и населения; причем, население забирали независимо от пола; часть забранного населения шла на формирование армии, другие на внутреннее обслуживание страны и рабочей силы; освобождено было от уплаты дани духовенство и церковное имущество; часть народа, предназначенная для пополнения вооруженных сил татар-монгол, селилась на указанных ими землях, обзаводилась семьями и превращалась в военные поселения; русские в отличие от кочевых племен были прикреплены к землям и должны были заниматься скотоводством, коневодством, огородничеством, рыболовством и охотой; таким образом, выводимая десятая часть русского населения отрывалась от родной земли навсегда [8, 11].

В работе [11] выделяется то, что с падением авторитета русских князей в жизни русского народа начинает подниматься авторитет митрополита; митрополит пользовался со стороны власти татар-монгол значительными льготами; власть его по сравнению с княжеской была обширной; в то время как власть князя ограничивалась владениями его княжества (но, был в зависимости от татар-монгол), власть митрополита распространялась на все русские княжества, включая и народ расселенный в степной полосе, непосредственных владениях различных кочевых улусов [8, 11].

Турки-османы (турки) в 1453 году [1] захватили Константинополь и завоевали Византию, Бывшую Восточную Римскую империю.

С падением Константинополя и всей Восточной Римской империи значение Константинопольской церкви среди ее паствы значительно возросло; султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но наделил их также политической властью, какой они не имели прежде; среди мусульман различие между политической и религиозной властью едва выражено, и эти две власти, как правило, совмещаются в одном лице, ввиду чего султан не мог стать полноценным политическим лидером православных так как не мог быть их религиозным главой; компромисс был найден в том, что Константинопольский патриарх был определен «главой народа» (миллет баши) православных (именуемых ромеями, рум), и получил также немалую долю политической власти над ним; при османах Константинопольский патриархат достиг значительного территориального расширения за счет поглощения ранее автокефальных церквей в пределах империи: к концу XVIII века в его ведение входила вся Малая Азия и весь Балканский полуостров кроме Черногории; древние Церкви в пределах империи — Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская, — хотя и не были упразднены, но оказались в зависимом положении от Константинопольской [12].

Таким образом, с завоеванием Константинополя сильно усилилась Османская империя и приобрела значительные новые территории бывшей Восточной Римской империи (Византии); фактически прирастив ее к своим предыдущим (до завоевания Константинополя) границам.

Интересно, что Османская империя по-европейски называлась Оттоманская империя [1], или Оттоманская порта [13, 14].

Свое название она получила в честь султана Османа I (годы правления 1299–1324) [15]. И соответственно правящей династии турецких султанов — Османов (годы правления 1299/1300–1922) [1].

Город Константинополь для греческого населения так и остался с названием «Константинополь», турки-османы стали его называть Стамбулом [16].

В работе [17] отмечается, что, по выражению современников описываемых событий, «Патриарх воссел на престоле как кесарь на престоле василевсов» (то есть византийских императоров).

Также выделяется [17], что с начала XVI века другие восточные патриархи (Александрии, Антиохии и Иерусалима), в соответствии с османскими законами, на долгие четыре столетия попадают в подчиненное положение к лицам, занимающим Константинопольский патриарший престол.

Османы руководствовались исламским законом и делили народы в соответствии с их религией: православные, равно как и армяне с иудеями, стали самостоятельными общинами и субъектами права, сохранявшими привилегии византийского периода [18].

На имя Константинопольского патриарха Генадия II (в миру Геогргия Схолария) (годы правления 1454–1456) [18, 19] султан Мехмед II (годы правления 1451–1481) [1] издал особый фирман (высочайшую грамоту) и берат (указ), которыми определялось положение Православной Церкви в Османской империи [18].

В соответствии с бератом и фирманом религия и религиозные учреждения православных сохранялись; патриарх, епископы и священники получили статус своего рода дипломатической неприкосновенности, а все религиозные действия и обряды совершались беспрепятственно и свободно; христианские храмы нельзя было обращать в мечети; запрещено было насильственное обращение христиан в мусульманство [18].

Итак, все христиане Османской империи (вне зависимости от своих этнических различий) рассматривались как единый народ — милет; а возглавил их милет-баши (этнарх) константинопольский патриарх; милет самоуправлялся, так как его духовный лидер патриарх теперь стал и лидером политическим; он мог судить и решать вопросы не только клириков, но и мирян [18].

Отныне все христиане Османской империи должны были платить налоги джизью и харадж.

В работе [1] дается следующие определение понятия джизья.

Джизья (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немосульманского населения стран мосульманского Востока; в Османской империи в конце XVIII века слился с хараджем [1].

Харадж (араб), определяется как — государственный поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока, взимавшийся в средние века и новое время; впервые введен Сасанидами; в Арабском халифате первоначально взимался с покоренного немусульманского населения, а затем и с мусульман; в Османской империи с конца XVIII века слился c джизьей [1].

Таким образом, на середину XV века немосульманское (и, в частности, христианское) население Османской империи обязано было платить налоги джизью и харадж.

На территории Подонья есть уникальные историко-культурные территории. В частности, оставшиеся от существовавшей здесь в средневековье Сарайской епархии. Например, Червленый яр (на территории Среднего Дона), это известно достоверно. В связи с наличием в регионе бассейна реки Дон Сарайской епархии — интересна средневековая история населенных пунктов (в том числе небольших) расположенных на географической территории Подонья.

По нашему мнению, средневековая Сарайская епархия имеет прямое отношение к истории казачества (и в частности донского казачества).

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

Средневековые Сарайская епархия и Константинопольский патриархат — играли большую роль в административных территориях, в которые они входили.

Разница была в следующем. У турок-османов — была одна из ключевых (основных) мировых религий — ислам, а у татар-монгол — на момент основания Сарайской епархии — в основном — тенгрианство (шаманизм).

И в том, и в том случае лидер административно-церковной единицы обладал значительной властью, авторитетом и влиянием. Все это относительно подробно рассмотрено по тексту работы.

И в случае с Сарайской епархией, и в случае с Константинопольским патриархатом население (не исповедующие религию завоевателей) было обложено специальными налогами.

Требуется сохранение историко-культурных территорий Подонья, в частности связанных со средневековой Сарайской епархией, и, в частности, Червленого яра.

Таким образом, в работе рассмотрены аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показана необходимость сохранения уникальных историко-культурных территорий Подонья.

Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (председатель). — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600с.
  2. Википедия / Крутицкая епархия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D1 %80 %D1 %83 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %B5 %D0 %BF %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %85 %D0 %B8 %D1 %8F (дата обращения: 12.01.2019).
  3. Попело А. В. Обоснование методов мониторинга земель историко-культурного назначения (на примере территории Верхнего и Среднего Дона). /Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 177с.
  4. Попело А. В. К концепции мониторинга земель и объектов историко-культурного назначения / А. В. Попело // Вестник ВГУ, Серия: География. Геоэкология. — Воронеж: ВГУ, 2013. — № 2 — с. 44–47.
  5. Долина Дона: природа и ландшафты / Под ред. Ф. Н. Милькова. — Воронеж, 1982. — 159 с.
  6. Военное обозрение. История. Ханы и Сарайская епархия. — URL: https: // topwar.ru/30117 — hany — i sarayskaya — eparhiya. Html (дата обращения 10.01.2018)
  7. Джон Феннел. Кризис Средневековой Руси 1200–1304. — М.: Прогресс, 1989. — 296с.
  8. Попело А. В. Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы) [Текст] // История и археология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 1–5. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13720/ (дата обращения: 12.01.2019)
  9. Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики. URL: http://kazmariinsk.prihod.ru/stranicy_istorii_razdel/view/id/27329 (дата обращения 10.01.2018)
  10. blagovest-elista.ru. Элистинская и Калмыцкая епархия. Христианство в Золотой орде. URL: http://blagovest-elista.ru/2014/10/17/xristianstvo-v-zolotoj-orde/ (дата обращения 10.01.2018)
  11. Гордеев А. А. История казачества. — М.: Вече, 2008. — 640с.
  12. Древо открытая православная энциклопедия. Константинопольская православная церковь. — URL: https://drevo-info.ru/articles/13.html (дата обращения 13.01.2019).
  13. Энциклопедия Кругосвет Османская (Оттоманская империя). — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OSMANSKAYA_OTTOMANSKAYA_IMPERIYA.html (дата обращения 13.01.2019).
  14. Википедия / Османская империя — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9E %D1 %81 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F (дата обращения 13.01.2019).
  15. Википедия / Осман I — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9E %D1 %81 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD_I (дата обращения 13.01.2019).
  16. Википедия / Стамбул. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B1 %D1 %83 %D0 %BB (дата обращения 13.01.2019).
  17. PRAVMIR.RU ПРАВОСЛАВИЕ И МИР / Вадим Владимирович Балытников 23 мая 2010г. / Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире. — URL: https://www.pravmir.ru/konstantinopolskij-patriarxat/ (дата обращения 13.01.2019).
  18. Афон. Балканы. Константинополь: История и современность / История Константинопольского патриархата в период Османского владычества (XV — XVIII вв.). — URL: http://www.agionoros.ru/docs/411.html (дата обращения 13.01.2019).
  19. Википедия / Геннадий Схоларий. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B4 %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %A1 %D1 %85 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B9 (дата обращения 13.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Османская империя, епархия, Константинопольский патриархат, территория, Верхний Дон, Константинополь, необходимость сохранения, Нижний Дон, работа, частность.


Ключевые слова

Средневековье, Османская империя, Сарайская епархия, Константинопольский патриархат, Червленый яр, Подонье, Константинополь (Стамбул), джизья, харадж

Похожие статьи

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы)

В работе рассмотрено активное существование и деятельность в XIII–XV вв. такого интересного пространственно-территориального образования, как Сарайская епархия, располагавшегося в том числе на территории Подонья (Средний Дон). Кратко рассмотрена ее и...

Аланы в истории Византийской империи

В статье рассматриваются алано-византийские отношения эпохи Средневековья, характеризующиеся разной степенью интенсивности. Средневековая Алания играла важную роль в Закавказской политике Византийской империи, контакты этих государств складывались на...

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

Распространение христианства в Великой Моравии до прибытия кирилло-мефодиевской миссии

Рассмотрен процесс христианизации раннесредневекового славянского государства Великая Моравия. Рассматривается хронологическая сторона вопроса, тактика и этнический состав миссионеров. С целью компенсировать нехватку письменных источников привлекаютс...

Установление черкесского правления мамлюков в Египте

В средневековой истории правления Египта особое место занимает султаны тулунидов, ихшидов и мамлуков. Религиозно-исторические памятники и святыни, построенные в данный период, могут предоставить обширную информацию о правлении султанов. Автор статьи...

Научный анализ некоторых титулов и званий из Хивинских ярлыков

Каждый исторический документ, изучаемый исследователями, служит для прояснения конкретных имеющихся вопросов. Необходимо отметить, что документ, изученный глубоко, в соответствии с научными требованиями, помогает последовательно и широко раскрыть сущ...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Этапы развития брачных традиций на территории Российского государства в период с IX по XIX век

В статье представлена специфика брачных традиций, распространенных на территории Российского государства в период с IX по XIX век. Автором рассматриваются первые формы заключения брака. Акцентируется внимание на трансформации брачного церемониала пос...

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Торговая навигация Барселоны в XIII–XIV вв.

В данном исследовании речь идет о проблеме степени совпадения интересов короны и торговой Барселоны в области внешней торговли. Доминирующая роль Барселоны как крупнейшего центра королевства или единая, целенаправленная торговая политика, выработанна...

Похожие статьи

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы)

В работе рассмотрено активное существование и деятельность в XIII–XV вв. такого интересного пространственно-территориального образования, как Сарайская епархия, располагавшегося в том числе на территории Подонья (Средний Дон). Кратко рассмотрена ее и...

Аланы в истории Византийской империи

В статье рассматриваются алано-византийские отношения эпохи Средневековья, характеризующиеся разной степенью интенсивности. Средневековая Алания играла важную роль в Закавказской политике Византийской империи, контакты этих государств складывались на...

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

Распространение христианства в Великой Моравии до прибытия кирилло-мефодиевской миссии

Рассмотрен процесс христианизации раннесредневекового славянского государства Великая Моравия. Рассматривается хронологическая сторона вопроса, тактика и этнический состав миссионеров. С целью компенсировать нехватку письменных источников привлекаютс...

Установление черкесского правления мамлюков в Египте

В средневековой истории правления Египта особое место занимает султаны тулунидов, ихшидов и мамлуков. Религиозно-исторические памятники и святыни, построенные в данный период, могут предоставить обширную информацию о правлении султанов. Автор статьи...

Научный анализ некоторых титулов и званий из Хивинских ярлыков

Каждый исторический документ, изучаемый исследователями, служит для прояснения конкретных имеющихся вопросов. Необходимо отметить, что документ, изученный глубоко, в соответствии с научными требованиями, помогает последовательно и широко раскрыть сущ...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Этапы развития брачных традиций на территории Российского государства в период с IX по XIX век

В статье представлена специфика брачных традиций, распространенных на территории Российского государства в период с IX по XIX век. Автором рассматриваются первые формы заключения брака. Акцентируется внимание на трансформации брачного церемониала пос...

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Торговая навигация Барселоны в XIII–XIV вв.

В данном исследовании речь идет о проблеме степени совпадения интересов короны и торговой Барселоны в области внешней торговли. Доминирующая роль Барселоны как крупнейшего центра королевства или единая, целенаправленная торговая политика, выработанна...

Задать вопрос