Установление черкесского правления мамлюков в Египте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 781 раз

Библиографическое описание:

Арипова, З. Д. Установление черкесского правления мамлюков в Египте / З. Д. Арипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74955/ (дата обращения: 16.11.2024).



В средневековой истории правления Египта особое место занимает султаны тулунидов, ихшидов и мамлуков. Религиозно-исторические памятники и святыни, построенные в данный период, могут предоставить обширную информацию о правлении султанов.

Автор статьи затрагивает вопросов, связанных с правлением бурджитских султанов (1382–1517), последовательно освещается история возникновения бурджитских мамлюков, пришедших на престол после бахритских мамлюков. Также проводится анализ исторического процесса, касающегося их прихода к власти. Другой особенностью и значением изучаемого периода является быстрое распространение и проникновение тюркских элементов в арабскую культуру.

Ключевые слова: Египет, Каир, страна, султан, бахриты, бурджиты, черкесы, век, история

В XIII-XV веках Египет занимал особое место среди стран Ближнего Востока благодаря деятельности мамлюков. Престиж султанов мамлюков возрос благодаря их победам в борьбе с крестоносцами и монголами на ближнем Востоке. Установление правления мамлюков в истории Египта, рост превосходства военных мамлюков в стране, подъем бахритских султанов-мамлюков (1250–1382) и политические процессы бурджитского (черкесского) периода мамлюков (1282–1517) представляют особый интерес для изучения.

Сначала аббасидский халиф Мамун (813–833), а затем халиф Мутасим (833–842) предпочитали использовать услуги туркмен и хорезмийцев в одной военной секте своего владение. Это было началом непрерывной военной службы мамлюков в халифате Аббасидов [1, c. 83].

Особенно в Египте, во времена династий Тулуни, Ихшидов и Фатимидов, участие мамлюков в военной службе было очень распространенным явлением.

Образование мамлюкского государства в Египте было вызвано острой политической борьбой между различными феодальными группировками и неразрывно связано с имением Салах ад-Дина ал-Айюби. Решающую роль в этой борьбе играла военно-феодальная знать, опиравшаяся на ополчения воинственных соплеменников или наемные отряды рабов-гвардейцев. Ещё в 1171 году Салах ад-Дин при поддержке военного гарнизона, состоявшего преимущественно на курдов, провозгласил себя правителем Египта. Другой аспект политики Салах ад-Дина — ведение свяшенной войны против крестоносцев — дал ему возможность играть на религиозных чувствах мусульман и сплотить их в борьбе за общее дело курдов, тюрок и арабов. В результате Салах ад-Дин изгнал крестоносцев почти из всех завоеванных ими владений в Сирии и Палестина, за исключением нескольких приморских городов [2, c. 3].

В 1193 году в Дамаске от лихорадки умер Салах ад-дин. Согласно завещанию Салах ад-дина управление государством было разделено между его сыновьями и братом Адилем. Старший сын Афдаль получил Дамаск, Азиз — Египет, Захир — Халеб, а Адилю достались месопотамские владения [3, с.201].

Мамлюки стали крупной и доминирующей силой в военно-политической жизни Египта в XII — первой половине XIII в., когда ударные силы Айюбидского войска набирались из числа военных рабов из юношей тюркского (кипчакского и хорейзмского) и кавказского (черкесы, абхазы, грузины) происхождения. Усиление роли мамлюков в Айюбидском Египте связано с изменением, которое произошло тогда в структуре армии, когда кавалерия стала ведущей военной организацией. Кавалерия в значительной степени состояла из мамлюков, всадников тюркского происхождения, а пехотная структура — из не мамлюкских войск [4, с.43–44; 5, с.488–491]

Салих Наджм ад-Дин Айюб (1240–1249) купил тюркских (кипчакских) мамлюков в большом количестве, чем кто-либо из его предшественников, так как он остро нуждался в преданных ему воинах в острой борьбе с различными кланами, князьями династии [6, с.124–125]

После смерти султана Тураншаха в 1250 году правление Айюбидов фактически пришло к концу. У власти стали бахритские мамлюки, окончательно оттеснившие курдов. Военные клики мамлюкских беев боролись между собой за власть. Дети мамлюков, получая обычно в наследство от отцов поместья, не получали прав мамлюков, не могли занимать высшие административные посты и не могли быть военными, мамлюкская каста пополнялась путем покупки мальчиков-рабов. Мамлюкские эмиры воспитывали из них первоклассных воинов [7, с.175].

Мамлюки Египта делились на две группы: мамлюки морские или речные— бахриты, находившиеся у власти в период с1250 до1382 года, и мамлюки башенные— бурджиты, власть которых с 1382 длилась до 1517 года. Бахриты получили свое название оттого, что они были размещены в казармах на острове Равда на Ниле. «Бахр» в переводе с арабского языка означает «море». Этим же словом называли и Нил, и отсюда-то произошло название «бахриты». Бахриты состояли главным образом из тюрков и хаварейзимцов. Бурджиты были в большинстве черкесами. Они квартировали в башнях Каирской цитадели. «Башня» — по арабски «бурдж», и от этого слова бурджиты получили свое наименование [7, с.176–177].

Первое упоминание о черкесских мамлюках в Египте относится ещё во времени Салаха Наджм ад-Дина Айюба — создателя бахритской группировки мамлюков: в числе купленных им мамлюков значились и черкесы. [8, с.378].

Последние в большом количестве стали поступать в старну во второй половине XIII в., когда монгольским завоевателям удалось подчинить горные племена, населявшие «огромную территорию от восточного побережья Черного моря до реки Сунджи и Фуртанги» [9, с.5].

Как и султаны Айюбидов, бахритские султаны придавали большое значение увеличению своих армий за счет мамлюков. Большинство из них были туркменами, хорезмийцами и татарами. Среди них было также небольшое количество курдов, кипчаков и черкесов. Феодализировавшаяся бахритская верхушка мамлюков в любой момент могла свернуть султана с престола и посадить себе угодного. Поэтому вступивший на трон в 1280 г. Султон аль-Мансур Сайф ад-Дин Калаун решил создать новый мамлюкский отряд, который остоял бы из мамлюков, этнически отличных от бахритских элементов [10, с.115]. Обычно расходы на покупку и содержанию султанских мамлюков, отпускались из государственной казны. На этот раз Калаун тратил собственные средства. Таким образом Калаун стремился создать свою личную гвардию, «спору для себя». Его выбор пал на черкесов по ряду обстоятельств: во-первых, они этнически противопоставлялись тюркским элементам; во-вторых, черкесские юноши выгодно отличались от тюрков своей внешностью. Но главной причиной, побудившей султана Калауна создать свою новую гвардию из черкесов, по мнению востоковеда А.Хасанова, была их многочисленность и дешевизна в тот период на невольничьих рынках [2, с.25]. Но утверждению Хейда, один черкесский мамлюк стоял в среднем 110–120 динаров, а мамлюк тюркского происхождения — 130–140 динаров [11, с.559].

В 10 ноября 1290 г., султан Калаун умирает от приступа лихорадки в возрасте 70 лет. 12 ноября 1290 года престол мамлюкского султаната занял сын Калауна ал — Малик ал — Ашраф Халил. Это был коварный и жестокий юноша. О нем говорили, что он отравил своего старшего брата Али, чтобы наследовать отцу. Султан Халил ибн Калаун (1290–1294) продолжал политику отца. Он намеревался довести численность бурджитских мамлюков до 10 тысяч [12, с.348].

Одно из первых столкновений между этими группировками произошло в 1294 г., когда в результате заговора, организованного наибом султана эмиром Бейдара, был убит Султан Халил. Бурджитские мамлюки во главе со своим эмиром Такаджи подняли мятеж; были убиты эмир Бейдара и другие тюркские эмиры — участники заговора против султана. Девятилетний брат Халила Насир Мухаммед ибн Калаун был провозглашен султаном. [13, с.27].

Вспышка черкесских мамлюков против султанов бахритов произошла в 1346 году, когда повстанцы свергли султана Сайф ад-Дина Шаабана I. Черкесские эмиры, возглавившие переворот, захватили всю власть, и затем черкесских мамлюков снова начали набирать в армию. Многие из них достигли высоких постов и приняли участие в борьбе за власть в государстве. Одним из самых активных участников был Амир Баркук.

Баркук родился около 1340 года в Касаде, одном из черкесских племен. Когда ему было 20 лет, Усман ибн Мусафир, известный хорезмский работорговец, купил его на одном из крымских невольничьих рынков. В 1363 году работорговец привез Баркука в Каир и продал его Амиру Ялбуге аль-Умари, Атабеку аль-Асакиру (верховному главнокомандующему). Благодаря своим уникальным способностям через 4 года он стал одним из близких людей Амира Ялбуги. В 1366 году Баркук принял участие в покушении на султана, организованном Амиром Ялбугой. Этот заговор был подавлен султанскими мамлюками. Затем Баркук стал участником целого ряда тайных сговоров. В 1368 г. в числе группы заговорщиков султан сослал Баркука в Карак (Палестина). [8, с.461–462] В 1371 г., когда всех сосланных освободили, Баркук поступил на службу и наместнику Дамаска, а в 1373 г., вернулся в Каир, где служил у сыновей султана — Али и Хаджи. Здесь он получил первый эмирский ранг — эмир десяти. А в 1377 г. он уже сам стал атабеком. С командных постов постепенно были сняты все тюрки, их заменили черкесские эмиры. В 1382 г. посли смерти султана Али ибн Шаабана, султаном был объявлен девятилетний сын Шаабана Хаджи [13, с.30].

Фактически вся власть была у руках Баркука, поэтому 26 ноября 1382 г. он созвал совет с участием халифа, четырех верховных кади, старших эмиров и поставил вопрос о смещении малолетнего султана. Совет единодушно решил низложить султана Хаджи и избрать султаном атабека Баркука. Таким образом завершилась эпоха бахритской (тюркской) династии мамлюкских султанов и начался период правления бурджитской (черкесской) династии [14, с.21].

Итак, если первые бахритские мамлюкы были величественными султанами, выдержавшими напоры крестоносцев и монголов, то последние были более или менее удачливыми интриганами. Распоясавшиеся военные свергали, убивали султанов и возводили на престол новых по своему усмотрению. И поэтому бурджитские (черкесские) мамлюки одержали победу за власть.

Литература:

  1. Aripova Miss, Z. (2020). Structure formation mamluk saltanate in Egypt. The Light of Islam, 2020(1), 82–88.
  2. Хасанов А. А. Социально-политический строй мамлюкского Египта, при черкесских султанах(1382–1517). Автореферат дисс. на соиск. канд. ист. наук. — М.,1975.
  3. Aripova, Z. D. (2019). Мамлюкские султаны в Египте и аббасидские халифы в Каире. Theoretical & Applied Science, (10), 201–205.
  4. Ayalon D. From Ayyubids to Mamluks. — REI, 49,1981.
  5. Bacharach J. L. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869–955) and Egypt (868–1171). — International Journal of Middle East Studies, 13. 1981.
  6. Levanoni A. The Mamluks' Ascent to Power in Egypt. — Studia Islamica. — Vol. 33.1990.
  7. Петровский Н. С., Матвеев В. В. Египет — сын тысячелетий. — Л., 1959. Гл. 9.
  8. Ибн Халдун. Китаб ал-ибар ва диван ал-мубтада ва ал-хабар фи аййам ал-араб ва-л-ажам ва-л-барбар ва ман осарахум мин зави ас-султан ал-акбар. Т.5.– Бейрут: ал-афкар ал-арабия, 2001
  9. Алексеева Е. Очерки по истории черкесов в XIV-XV вв. — «Труды Карачаев-Черкесского научно-исследовательского института», 1959, вып.III
  10. Ибн Ияс. Китаб тарих Миср ал-машхур би бадаъи аз-зухур фи викаъи ад-духур. Ч.1, — Каир: Кутуб ал-Хайъа ал-Мисрия, 1982
  11. W.Heyd. History du Commerce du Levant au moyen age. Vol.1. leipsig, 1923.
  12. Аль-Макризи. Китаб ал-мавииз ва ал-иътибар би-зикр ал-хутат ва ал-асар. –Булак: Кастон Виит, 2002.
  13. Хасанов А. А. Социально-политический строй мамлюкского Египта, при черкесских султанах(1382–1517). дисс. на соиск. канд. ист. наук. — М.,1975.
  14. Aripova, Z. (2020). The life and status of women in society during the mamluk period. The Light of Islam, 2020(2), 18–22. https://uzjournals.edu.uz/iiau/vol2020/iss2/3/
Основные термины (генерируются автоматически): Египет, мамлюк, султан, власть, Каир, Сало ад-дин, Сало ад-дина, эмир, особое место, тюркское происхождение.


Ключевые слова

Египет, история, страна, султан, Каир, бахриты, бурджиты, черкесы, век

Похожие статьи

Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области)

В данной статье представлены сведения об исторических памятниках архитектуры, построенных в городе Бухаре в период Саманидов и Караханидов, правивших Мавераннахром и Хорасаном, их влиянии на культурную жизнь, а также их сохранившемся состоянии до наш...

Культурное наследие Древнего Египта в современном обществе

Авторы статьи исследуют особенности культурного наследия Древнего Египта, дошедшие до наших дней и не потерявшие своей актуальности, приводят примеры изобретений египтян, описывают их ценность и оригинальность.

Тува в период Древнехакасского государства

Статья посвящена периоду Древнехакасского государства (VI-XIII вв.) в истории племен Тувы в средневековье. Рассматриваются особенности хозяйственной деятельности, образа жизни, религии племен данного региона в указанный период.

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья

В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные ие...

Влияние эллинской цивилизации на ранний Рим

В статье излагаются особенности ассимиляции раннего Рима и эллинской цивилизации. Автор рассмотрел греческие колонизации, как один из факторов взаимодействия двух территорий. В статье рассматриваются представители римских «Гераклидов», как потомков Г...

Династия Каролингов во Франкском государстве и Западно-Франкском королевстве: исторический очерк

В статье рассматривается история правления династии Каролингов в Франкском государстве и Западно-Франкском королевстве (VIII — X вв.) — предшественниках современных Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Италии, Испании, Австрии, Словении. Особенно...

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Похожие статьи

Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области)

В данной статье представлены сведения об исторических памятниках архитектуры, построенных в городе Бухаре в период Саманидов и Караханидов, правивших Мавераннахром и Хорасаном, их влиянии на культурную жизнь, а также их сохранившемся состоянии до наш...

Культурное наследие Древнего Египта в современном обществе

Авторы статьи исследуют особенности культурного наследия Древнего Египта, дошедшие до наших дней и не потерявшие своей актуальности, приводят примеры изобретений египтян, описывают их ценность и оригинальность.

Тува в период Древнехакасского государства

Статья посвящена периоду Древнехакасского государства (VI-XIII вв.) в истории племен Тувы в средневековье. Рассматриваются особенности хозяйственной деятельности, образа жизни, религии племен данного региона в указанный период.

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья

В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные ие...

Влияние эллинской цивилизации на ранний Рим

В статье излагаются особенности ассимиляции раннего Рима и эллинской цивилизации. Автор рассмотрел греческие колонизации, как один из факторов взаимодействия двух территорий. В статье рассматриваются представители римских «Гераклидов», как потомков Г...

Династия Каролингов во Франкском государстве и Западно-Франкском королевстве: исторический очерк

В статье рассматривается история правления династии Каролингов в Франкском государстве и Западно-Франкском королевстве (VIII — X вв.) — предшественниках современных Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Италии, Испании, Австрии, Словении. Особенно...

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Задать вопрос