Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 21.07.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Умаров, Б. Б. Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области) / Б. Б. Умаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116766/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье представлены сведения об исторических памятниках архитектуры, построенных в городе Бухаре в период Саманидов и Караханидов, правивших Мавераннахром и Хорасаном, их влиянии на культурную жизнь, а также их сохранившемся состоянии до наших дней.

Ключевые слова: Саманиды, Караханиды, архитектура, культурное наследие, мавзолей Саманидов.

Древняя и современная Бухара — великий город, который внес большой вклад в материальную и духовную культуру Узбекистана, прославился в восточном и западном мире именем «Куббат ул-Ислам». Такие учёные, как Абу Хавс Кабир аль-Бухари, Имам аль-Бухари, Абу Али ибн Сина, Абу Бакр Калабади, Рудаки, шейх Мустамли Бухари, работавшие в Бухаре в IX-X веках, выросли и заняли важное место в Исламском мире.

В последней четверти IX века большая часть городов Хорасана была разрушена в результате борьбы Тахиридов и Саффаридов. Взаимные войны затронули и север Амударьи, и в 874 году Хусейн ибн Тахир напал на Бухару со стороны Хорезма и разграбил ее. В такой ситуации Абу Абдулла Сагир аль-Бухари, имевший большое влияние среди бухарцев, направил письмо Насру ибн Ахмеду, находившемуся в Самарканде, с просьбой прислать в Бухару своего заместителя. Наср отправляет в Бухару своего брата Исмаила ибн Ахмада ас-Самани. С переходом Бухары Саманидам в 875 г. халиф аль-Мутамид (870–892) признал Насра ибн Ахмада наместником Моваруннахра, независимым от Хорасана [6].

Социально-экономическая и культурная жизнь в городе Бухаре поднялась в период Саманидов, когда Мавераннахр стал править независимо от Хорасана. Исмаил Самани строит в городе мечеть, медресе и ряд зданий. Среди этих сооружений наиболее известным и сохранившимся до сих пор является Мавзолей Саманидов.

Среди историков и археологов существуют разные мнения о времени постройки мавзолея. Например, Г. А. Пугаченкова, Б. Н. Засипкин, указывая на то, что мавзолей существовал во времена Исмаила Самани, относили его к границе IX — X веков, Я. Гулямов — к Х веку [2], Б. П. Денике в первой половине X века [3, с. 8] и Нельсон утверждают, что мавзолей не мог быть построен ранее второй половины Х века [4]. В 1965 году Мисхат Булатов, защитивший кандидатскую диссертацию о Мавзолее Саманидов, в своей работе «Мавзолей Саманидов — жемчужина среднеазиатского зодчества» пишет, что мавзолей существовал во второй половине IX века, а позднее служил для остальных Саманидов.

При строительстве мавзолея использовались кирпич, камень и дерево. Что касается дизайна мавзолея, то приглушенная отделка кирпича напоминает фактуру циновки. Толщина стены 1,8 м, размеры снаружи 10,80х10,70 м, внутри 7,20х7,20 м. Он покрыт куполом. Четыре его угла выполнены в виде колонн, а вокруг купола размещены 4 купола. Вверху стены находится желтое окно. Каждое окно оформлено в рамку. Кирпичная кладка наверху крыльца окаймлена ожерельем из монет. С обеих сторон изготавливаются небольшие кирпичные обереги. Интерьер здания неразрывно связан с экстерьером и идентичен по стилю. Внутренняя стена опиралась на колонны под куполом. Арки образуют основу восьмигранного купола. По углам ребер выполнены колонны, поддерживающие купол. При археологических раскопках (1927 г.) было обнаружено, что в помещении находились 2 деревянных сагана. Мавзолей Cаманидов — великолепное архитектурное произведение, хранящее традиции древнего согдийского зодчества.

Мавзолей Саманидов показывает, насколько развитым было архитектурное искусство и строительная техника в Бухаре IX века. С этого времени в строительстве использовался высококачественный жженый кирпич и алебастровые смеси.

Что касается внимания, уделяемого мавзолею правительством Узбекистана, то в 1997 году в связи с 2500-летием города Бухары среди всех памятников Бухары был отреставрирован мавзолей Саманидов. Он был включен в список мировых памятников ЮНЕСКО. В 1993 году исторический центр города Бухары (Сессия 1, Колумбия) был включен в «Список всемирного культурного наследия».

Среди бухарских мечетей периода Саманидов особое значение имела Мох, то есть мечеть Магоки Аттар. По словам Наршахи, мечеть Мох построена на месте зороастрийского храма [1, с. 27-28]. В начале 9–12 веков мечеть носила название Мох [9]. В эпоху Саманидов общий вид мечети представлял собой четыре колонны, купол, сводчатый потолок, расписанные и позолоченные украшения из ганча [7]. Мечеть Мох сгорела вместе с другими важными постройками города в результате «Великого пожара», произошедшего в Бухаре в 937 году. Позже она была восстановлена в период Караханидов, и сегодня эта мечеть сохранилась в нижней части старого города Бухары, недалеко от Таки Саррафон.

Среди архитектурных сооружений, возведенных в Бухаре в период Караханидов, наиболее известен Минараи Калон. Этот редкий образец архитектуры был построен Арсланом Бугроханом, эмиром государства Караханидов в Мавераннахре, если быть точным, в 1127 году.

При строительстве памятника архитектуры использовались камень, специальный каменный сплав, кирпич, глина, дерево и ряд других материалов. Что касается его конструкции, то его высота 50 метров, ширина 9 метров. Верхняя часть минарета в форме тюрбана украшена кирпичной кладкой и превращена в карниз. В середине минарета написано имя Арслан-хана и имя мастера-строителя (Уста Бака или Уста Бако). Минарет сужается кверху и заканчивается мукарнасом. На вершину ведут 104 винтовые лестницы внутри минарета. К минарету от Масджид Калон ведет мост.

Еще один известный минарет эпохи Караханидов — Вобкентский минарет, который построил Садр Бурханиддин Абдулазиз II, наместник Караханидов в Бухаре. По данным российского исследователя И. И. Ульянова, Садр Абдулазиз II построил здесь мечеть в начале 1190-х годов по предложению Абдухолика Гидувани. В результате археологических исследований было установлено, что размеры мечети составляли 22х18 метров. В 1196 году с левой стороны мечети началось строительство минарета для призыва муадзина к молитве, и его строительство было завершено за 11 месяцев. Минарет была построена в 1196–1197 годах.

Вышеупомянутые мечеть Магоки Аттори, Минарет Калян и Вобкентский минарет были включены в список мировых памятников ЮНЕСКО в 1997 году.

Мечеть Деггарон — одно из первых сохранившихся зданий исламской культуры, расположенных на территории современного Узбекистана. Согласно результатам последнего научного исследования, строительство мечети датируется 11 веком.

Мечеть в селе Хазара была обнаружена в ходе Пенджикентской экспедиции под руководством А. Ю. Якубовского, организованной Государственным Эрмитажем (1946 г.). По результатам проведенных исследований Ю. Якубовский определил время строительства мечети как VII-IX вв. Известны также первые топографические планы объекта, которые были составлены итальянской экспедиционной группой и установлены в 1910 году. В результате было проведено еще несколько научных исследований и описаний этой удивительной строительной конструкции для тщательного изучения. Название этой мечети связано с названием «деггарон», то есть «гончар», гончарной профессии, процветавшей в средние века.

Мечеть Деггарон — одно из первых сохранившихся зданий исламской культуры, расположенных на территории современного Узбекистана. Ее постройка датируется 11 веком, а вокруг мечети археологи выявили стены древнего города, относящиеся к более раннему периоду. Мечеть Деггарон сравнима со старейшей мечетью Бухары Магоки-Аттари, построенной в XII веке на месте мечети Саманидов Мох.

Литература:

  1. Абу Бакр Муҳаммад ибн Жаъфар Наршахий. Бухоро тарихи. — Тошкент: «Шарқ баёзи», 1993.
  2. Гуломов Я. Г. Исторические памятники (исторические архитектурные памятники Самарканда и Бухары) // Социалистическая наука и жизнь. -1939. — № 12. — Б. 23–25.
  3. Денике Б. П. Архитектурный орнамент Средней Азии. -Москва; Ленинград: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1939.
  4. Нильсен В. А. Монументальная архитектура Бухарского оазиса XI-XII веков. К вопросу о решении средневековой архитектуры в Средней Азии. — Ташкент, 1956.
  5. Булатов М. Мавзолей Саманидов — жемчужина архитектуры Средней Азии. –Ташкент: Изд. литературы и искусства имени Г.Гуляма,1976.
  6. Неъматов Н. Давлати Сомониён: тоҷикон дар асрҳои IX-X. –Душанбе: Ирфон. 1989.
  7. Юсупова М. А. Влияние Ислама на Развитие Архитектуры Мавераннахра VIII — Начала ХХ в. // Orta Asya’da İslâm: Temsilden Fobiye. C.1. Ankara-Türkistan, 2012. –S.254.
  8. Тошев И. И. Минарет Калян — жемчужина Востока // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 333–335.
  9. Надписи на памятниках Узбекистана Бухара. Первая часть. – Ташкент: Узбекистан сегодня, 2016. – С.347.
Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, мечеть, век, мавзолей, IX-X, исламская культура, кирпичная кладка, культурная жизнь, мировой памятник ЮНЕСКО, современный Узбекистан.


Ключевые слова

культурное наследие, архитектура, Саманиды, Караханиды, мавзолей Саманидов

Похожие статьи

Установление черкесского правления мамлюков в Египте

В средневековой истории правления Египта особое место занимает султаны тулунидов, ихшидов и мамлуков. Религиозно-исторические памятники и святыни, построенные в данный период, могут предоставить обширную информацию о правлении султанов. Автор статьи...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар — духум). Исторический очерк и проект благоустройства территории

Эта статья и проект направлены на то, чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам, — как местным жителям, так и гостям города, – прикоснуться к истории, узнав о памятниках, вспомни...

Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа)

В статье раскрываются система махалли в городах и кишлаках и история махалли в начале XVI — до начала XX века на примере городов Хивы и Хазараспа.

Буддийские монастыри в Туве до начала XX века

В статье изложены материалы о буддийских монастырях в Туве в начале XX века. Вопросы о роли и значении данных архитектурных сооружений являются одним из объектов изучения традиционной культуры тувинцев. Данный материал представляет интерес в связи с ...

К вопросу об архитектуре древней Японии

В статье рассказывается об архитектуре Древней Японии, а именно о том, как выглядели самые первые поселения японцев, и что повлияло на их дальнейшее развитие в каждом историческом периоде.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

В данной статье рассматриваются основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане и дается философский анализ. Также речь идет о влиянии ислама и доисламских верований, включающих как позитивные, так и негативные элементы воздействия на обще...

Происхождение жителей Хорезмского оазиса

В статье рассматриваются легенды средневековых хорезмийцев, Зеравшанских узбеков-митанов и хорезмских каракалпаков-мюйтенов о первоначальном заселении Хорезма в связи с изгнанием из юга царем их предков, связанные между собой постепенными переходами ...

Зарождение ислама на Кавказе

В статье освещается краткая информация о зарождения ислама на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане.

Похожие статьи

Установление черкесского правления мамлюков в Египте

В средневековой истории правления Египта особое место занимает султаны тулунидов, ихшидов и мамлуков. Религиозно-исторические памятники и святыни, построенные в данный период, могут предоставить обширную информацию о правлении султанов. Автор статьи...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар — духум). Исторический очерк и проект благоустройства территории

Эта статья и проект направлены на то, чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам, — как местным жителям, так и гостям города, – прикоснуться к истории, узнав о памятниках, вспомни...

Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа)

В статье раскрываются система махалли в городах и кишлаках и история махалли в начале XVI — до начала XX века на примере городов Хивы и Хазараспа.

Буддийские монастыри в Туве до начала XX века

В статье изложены материалы о буддийских монастырях в Туве в начале XX века. Вопросы о роли и значении данных архитектурных сооружений являются одним из объектов изучения традиционной культуры тувинцев. Данный материал представляет интерес в связи с ...

К вопросу об архитектуре древней Японии

В статье рассказывается об архитектуре Древней Японии, а именно о том, как выглядели самые первые поселения японцев, и что повлияло на их дальнейшее развитие в каждом историческом периоде.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

В данной статье рассматриваются основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане и дается философский анализ. Также речь идет о влиянии ислама и доисламских верований, включающих как позитивные, так и негативные элементы воздействия на обще...

Происхождение жителей Хорезмского оазиса

В статье рассматриваются легенды средневековых хорезмийцев, Зеравшанских узбеков-митанов и хорезмских каракалпаков-мюйтенов о первоначальном заселении Хорезма в связи с изгнанием из юга царем их предков, связанные между собой постепенными переходами ...

Зарождение ислама на Кавказе

В статье освещается краткая информация о зарождения ислама на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане.

Задать вопрос