Статья посвящена периоду Древнехакасского государства (VI-XIII вв.) в истории племен Тувы в средневековье. Рассматриваются особенности хозяйственной деятельности, образа жизни, религии племен данного региона в указанный период.
Ключевые слова: Древнехакасское государство, тюрки-тугю, племена Тувы в период средневековья.
Племена Тувы и тюрки-тугю, не включающие в себя племена горно-лесных территорий, в период Древнехакасского государства (VI–XIII вв.) вели комплексное хозяйство, делящееся на несколько отраслей. Постоянного местопребывания жители племен не имели, однако у каждого был свой участок земли в собственности. Отсутствие постоянного местопребывания объясняется тем, что тюрки территориально обитали там, где природные ресурсы были в достатке — земля, растительность и вода. Основной хозяйственной деятельностью являлось кочевое скотоводство. Скот (лошади, козы, овцы, коровы, верблюды) выступал в качестве как продукта потребления, так и средством для производства различных материалов и вещей. В этот период времени имело место быть и имущественное расслоение в рамках племен Тувы. Владение землей и скотом представлялось возможным не для каждого. Некоторые пастбища, пашни и стада скота переходили в индивидуальное частное владение отдельных семей [2].
Преобладающим большинством в стадах племен Тувы были лошади и овцы. Об этом свидетельствуют раскопанные на территориях тюрских племен костные материалы. Такая приоритизация объясняется неприхотливостью животных, удобством их содержания и круглогодичным подножным кормом. Исследовательский анализ древнетюркских курганов показал, что лошади были активно использованы в качестве транспортного средства, доказательством этому служат найденные седла и двухколесные беговые коляски [2]. Также были обнаружены и передвижные жилища, более известным у тюркских племен Казахстана в X–XVI вв. Достаточно интересным из жизни племен Тувы и их отношению к лошадям можно считать тот факт, что лошади ценились очень высоко. Кража лошади приравнивалась к убийству и влекла за собой смертную казнь. Археологические материалы указывают на то, что тюрки не могли представить свою жизнь без лошади не только при жизни, но и в загробном мире: большое количество атрибутики (седла, узда, сбруя), сделанной из драгоценных материалов (в основном, золото и серебро), были найдены на местах захоронений [6].
Как уже говорилось ранее, жители племен Тувы в VI–XI веках жили в палатках и передвижных юртах. Некоторые племена, территориально расположенные в горно-лесных районах Тувы, жили в шалашах, сделанных из травы. Входы в свои жилища, в соответствии с религиозным посылом и практическим значением, обращали на восток, откуда всходило солнце. Одежда тюрков была сделана из скота, который они держали не только в качестве продуктов питания, но и продуктов производства. Используя скот, тюрки научились добывать меха и шкуры, даже научились делать пуговицы, ремни и пояса [4].
Другая часть населения Тувы вела менее кочевой и более приземленный образ жизни. Они занимались земледелием и производством земледельческих продуктов. Земледелие, как традиционная отрасль ведения юрского хозяйства, была очень развита. Доказательством этому являются найденные на Туве и на Алтае жернова ручных мельниц, а также обломки деревянных плуг с железными сошниками вроде андазына современных тувинцев и алтайцев. По данным письменных источников, в 698 году каган, для развития земледельческого хозяйства, по своему запросу получил из Китая множество земледельческих орудий и зерен, а также железо для сооружения плуг. В тюрском каганате проживало большое количество выходцев из земледельческих стран: согдийцев, китайцев, жителей Восточного Туркестана [3]. Вероятнее всего, многие из них были порабощены с целью использования их физической силы для сооружения посевных полей и работы с ними, особенно в не очень подходящих для этого условиях (засушливая почва, неблагоприятный климат).
Согласно письменным историческим данным, территория Тувы была заселена отдельными племенами. Многие племена имели свой язык и свою письменность, однако большинство из них являлись тюркоязычными или впоследствии стали тюркоязычными [1]. Среди всех существующих на тот период времени племен, можно выделить самые распространённые группы, преобладающие по численности: «народ Аз» и «народ Чик». Народ Аз территориально расположились в западной части Тувы — на Алашском плато, севернее верховья реки Алаш. На сегодняшний день этот район именуется Кара-Холь. Народ Чик считается коренным племенем, заселившим территорию Тувы. В 555 году тюрки-тугю завоевали эти Земли и включили их в I тюркский каганат [6].
Согласно результатам археологических исследований, проведенных на территории Тувы, в VII–XI веках тюрки-тугю имели свою письменность. В настоящее время язык, используемый тюрками и в разговорном, и в письменном формах, именуется орхонским. О письменности на орхонском языке стало известно благодаря найденным археологами каменным стрелам с подписями. Такие стрелы племена тюрков устанавливали у поминальных сооружений, где была погребена высшая знать. Подписи каменных стрел содержали даты, а найденные рядом с поминальными сооружениями предметы конской атрибутики, о которых уже говорилось выше, информируют о том, что появление орхонского языка можно отнести к VII–VIII векам [6].
В V–VI веках начали формироваться феодальные общественно-производственные отношения. Пашни и скот принадлежали верхушке тюрского каганата, где права собственности передавалось, в первую очередь, от самого кагана к его семье и далее по наследству. Формирование феодальных производственных отношений было характерно как для западно-тюрскского, так и для Восточно-тюркского каганатов [3]. Новым феодальным отношениям понадобилась и новая идеологическая форма для угнетения рядового населения. Это вылилось в попытку заменить привычную религиозную модель поведения — шаманизм на более отвечающим феодальному способу производства буддийским учением.
До того, как у тюрков начали формироваться феодальные отношения, которые привели и к смене религии, тюрки были шаманистами. Они поклонялись духам земли и неба, приносили им в жертву самых ценных животных: лошадей и овец. Такой религиозный обычай до недавнего времени существовал и у современных саяно-алтайцев. По орхонским руноподобным памятникам мы знаем три шаманских божества: Кок тенгри — синее небо, Йер-су — дух земли и воды, т. е. земной поверхности, и Умай — покровительница детей и плодородия [6]. Почитание этих божеств под теми же самыми названиями сохранялось у алтайцев и хакасов до 20-х годов нашего столетия.
В период Древнехакасского государства с VI по XIII исторически зародились и расширились как внутренние (внутри племени) отношения, так и внешние. Это касается развития экономических, политических, культурных и религиозных сфер жизни поселенцев Тувы благодаря товаропроизводственным отношениям с Китаем и Средней Азией. За этот период времени наблюдается прогресс общества, проявляющийся в возникновении государства, появлении письменности, сложении феодальных отношений, что, в свою очередь, привело к изменению религиозной модели поведения поселенцев Тувы, а также формировании классового общества. Все это создало простор для развития производительных сил и убыстрения исторического развития населения Тувы Древнехакасского государства.
Литература:
- Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. – М., 1969.
- Кызласов Л. Р. О связях киргизов Енисея и Тянь-Шаня (К вопросу о происхождении киргизского народа). – Труды Киргизской археологоэтнографической экспедиции, т. III. – Фрунзе, 1959.
- Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. – М., 1984
- Руденко К. А. Тюркский мир и Волго-Камье в XI—XIV вв. Изделия аскизского облика в Среднем Поволжье. – Казань, 2001.
- Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции, т. III. – Фрунзе, 1959.
- Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века.// М.: МГУ. 1969. 212 с.