В статье обосновано ведущее место раннего средневековья в изучении истории государственности. На основе анализа ряда пособий и монографий раскрыта актуальность изучения историографии данного периода в освещении правдивой истории края.
This article states about leading place or early medieval age in studying the history of government. On the bases of analysis of some manuals and monographs there was opened the actuality of studying history of the given period in researching the history of the country.
В годы независимости в Узбекистане над проблемами истории узбекского народа и его государственности осуществляется ряд исследований. В настоящее время пришло время осознания, что мы являемся наследниками созданного духовного и культурного наследия проживающих на географически целостном Центрально-азиатском регионе всех народов и государств, основанного на их исторических событиях, их этнокультурной общности.
Исследования и анализ истории Узбекистана в годы независимости, основанные на новой концептуальной методологии, превратились из различных научных в важные задачи [1.с.5.]. По инициативе Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова серьёзное внимание обращается на восстановление памятников культуры и зодчества, а также проводится огромная работа в сфере изучения и пропаганды историко-культурного наследия.
В истории Узбекистана и Центральной Азии на первоначальном этапе средних веков (первая половина V-VIII веков) значительное место занимали присущие краю исторические процессы. В III-IV веках усилился упадок таких государств, как Кушан и Канг, вместо них образовались самостоятельные в политическом отношении и имевшие местное административное управление государства (Афригий, Чоч и Фергана), а также государственные федерации (конфедерации Согд и Тохаристан). В их формировании существенную роль сыграли происходившие в регионе социально-политические и этномодальные процессы. В частности две этнические группы: принадлежащие индоевропейской семье языков согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы и представители алайской семьи языков – усилилось сенкретическое сближение тюрков. Объединения протюркских племён под именем «турки» стали выходить на ведущие позиции в регионе. В результате этого события усовершенствовались этномодальные процессы. От Мерва до Китайской стены образовался симбиоз компонентов этноса, в частности тюркский и согдийский. Этот устойчивый политический тип государств стал почвой для развития и формирования местных народов [2.с.9].
В истории нашей страны период независимого развития делает уверенные шаги вперёд, наш народ прошёл первые испытания при строительстве демократического правового общества, созданы все условия для углубления осуществляемых реформ. Государственная независимость Узбекистана есть законный результат тяжелой и упорной многолетней борьбы нашего народа за независимость. Нельзя отрицать, что эпоха изложения научных выводов стала возможной в результате обретения независимости.
В годы независимости особое внимание уделяется объективному изучению актуальных проблем узбекского народа, его истории государственности, этно-культурных процессов. Эти проблемы имеют не только научное значение, но и служат почвой осознания национальной сущности. «Независимо от личности, если каждый член общества будет знать своё прошлое, таких людей невозможно сбить с пути, подвергнуть влиянию различного рода убеждениям. Уроки истории учат человека бдительности, укрепляют волю» [3.с. 4].
В историческую эпоху начала средневековья начался новый этап в истории Центральной Азии. Этот исторический период изучается многими учеными. Если обратиться к научной литературе, то можно увидеть, что актуальной задачей является беспристрастный подход к сравнительному анализу всего комплекса информации.
В начале средних веков, в протекавших тогда сложных процессах на территории Центральной Азии наряду с другими этническими группами принимали активное участие тюрки, согдийцы, афригийцы, тохары, чачцы, ихшиды. Полноценное раскрытие их взаимодействия в государственности того периода, а также объективное раскрытие их эволюции на примере научных источников и исследований является одной из актуальных задач, стоящих перед наукой истории.
Имеющийся ряд определённых показателей того периода показывает следующее:
В результате осуществленных связей по всему Великому шёлковому пути происходил не только обмен опытом в торговых отношениях, но и обмен опытом в экономической жизни разных народов, в частности, этнокультурные связи. На политическую карту Центральной Азии также были внесены изменения, проведены исследования по раскрытию данного вопроса и исторический анализ.
Проживавшие на территории конфедеративных и независимых государств представители оседлой культуры непосредственно или косвенно поддерживали связи с проживающими на этой территории кочевыми племенами. Непосредственные связи — культурные, хозяйственные связи с проживающими на этой территории протюркским и восточноиранским населением. Косвенные связи — деятельность некоторых согдийцев, в частности посредством расположенных согдийских колоний на Великом шёлковом пути, приравнивание социально-экономической и культурной жизни оседлых народов и кочевых племёнслужила их интеграции. Были исследованы и эти вопросы.
В начале средних веков Чач стал культурным и экономическим прогрессивным оазисом Центральной Азии. В основном это были долины рек Чирчик и Ахангаран, где были созданы десятки новых городов. По мнению исследователей, именно в период правления тюркского каганата (552–744) городостроение оазиса расширилось. Исследование на исторической основе этих процессов и территориальное взаимодействие до сих пор не изучено в должном объеме.
В образовании первого тюркского каганата большую роль сыграли согдийцы, впоследствии они выражали интересы Согдской конфедерации и вновь образованных тюркских каганатов. Эти факторы обеспечивались внешним взаимодействием Китая, Ирана и Византии. Интересы Согда защищались тюркскими каганатами. В Согде земельные отношения основывались на системе административного управления. Во времена тюркских каганатов проводились реформы, действовали тюркские звания и должности. Началось верховенство участия тюркских родов в местном управлении.
В начале средних веков на всех территориях Центральной Азии товарные отношения вступили в новый этап, такие же процессы совершили большой поворот в государственных процессах. Государствами и властью стали выпускаться в обращение таньга. Изображения и различные символы на таньга выражали законченность традиций государственности предков, такая ситуация имела свои особенности на всей территории, т.е мы можем встретить неповторимость таньга. Эти источники, опираясь на мнения исследователей, не преобразованы в комплексы.
Корни исторического прогресса Узбекистана формировались с давних времён, развитие ремесел и торговых связей непосредственно связаны между собой, а в начале средних веков поднялись на высокий уровень развития. Именно в это время также проходили кризисные процессы. В своё время культура народов мира выполняла роль «моста» в их взаимодействии. На сегодняшний день восстановившие свою значимость перекрёстки Великого шёлкового пути показали прогрессивность связей ремесла и торгово-экономических связей средневековья [4].
На территории Центральной Азии сформированная система территориальных и международных связей оказала значительное влияние на жизнь народов восточных и западных народов. В III-II тысячелетии до нашей эры начавшееся функционирование этого пути в 138 году до н. э. открыл для Китая Чжан Цзян [5]. В эпоху средних веков возникло чувство господства над этим путём. Это оказало решающее значение на мощь государственности, политическое, социально-культурное развитие и развитие международных связей. Изучение истории начала средневековья получило широкое освещение в исторических исследованиях XX-XXI веков.
В этот период политические, социально-экономические и этнокультурные связи между образовавшимися первым тюркским каганатом и Согдской конфедерацией стали первым этапом не только узбекской государственности, но и эволюции территориальной государственности [6.с.5].
Вместо выводов можно сказать, что в начале средних веков между проживавшими на территории оазисов Чача, Ферганы, Согда, Устуриша, Бухары и Хорезма оседлым населением и проживавшими на северной части скотоводческими племенами стремительно устанавливались торгово-экономические,, культурные и социальные связи. Этот процесс стал периодом существенного поворота в узбекской государственности, этнических отношениях, ремесел, религиозных убеждений и культурного прогресса. История начала средневековья изучена археологами, нумизматами на основе письменных источников, но целесообразно эту историю изучать комплексно.
Литература:
- Каримов И. А. Тарихий хотирасиз келажак йўқ.- Тошкент: Шарқ, 1998.
- Каримов И. А. тарихий хортирасиз келажак йўқ.- Т: Шарқ, 1998.
- Отахўжаев А. Илк ўрта асрлар Марказий Осиё цивилизациясида турк-суғд муносабатлари-Тошкент: ART-FLEX, -2010.
- Абдиқаюмов А. Р. Суғднинг илк ўрта асрлар даври ҳунармандчилиги ва савдо-иқтсодий алоқалар: Автореф. Тар.фан.ном.дисс.
- Ртвеладзе Э. В. Великий шелковый путь // Энциклопедический справочник. –Ташкент: ўзбекистон миллий энциклопедияси, 1999.-С.12–21; Его же. Из истории Великого шелкового пути// Мозийдан садо, 199.-№ 3. –С.8–13; Его же. Цивилизации, государства, культура Центральной Азии.- Ташкент, 2005.-С196–233; Мавлонов.Ў. Марказий осиёнинг қадимги йўллари.- Тошкент: Akademiya, 2008. –Б.8–131; Кобзева О. П. Великий шелковый путь: проблемы научной периодизации истока изучения европейскими учеными во второй половине XIX- начале XX вв. Автореф. Дисс. … канд. Истор. Наук.- Ташкент: 2001.-С.17; Её же Великий шелковый путь: история и современность. — Ташкент: Фан, 2005.-С.16.
- Отахўжаев А. Илк ўрта асрлар Марказий Осиё цивилизациясида турк-суғд муносабатлари-Тошкент: ART-FLEX, -2010.