В статье проанализированы основные аспекты инновационной активности организации, а также методики и инструменты ее оценки.
Ключевые слова: инновационная активность, ее основные составляющие и методики оценки, факторы влияния на инновационную деятельность
Инноватика, как и все науки, имеет собственный понятийный аппарат, который состоит из определенной системы понятий.
Система инноватики содержит в себе данные разделы:
1) Новатор и инноватор.
2) Новшества.
3) Нововведения, инновации.
4) Инновационный процесс.
5) Инновационная деятельность.
6) Инновационные риски.
7) Инновационная активность.
Инновационная активность является одним из главных разделов. Инновационная активность фирмы (организации) − это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая восприимчивость к новациям, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы, а также восприимчивость ко всему новому [3].
С ее помощью определяется вид инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется составом определенных действий, которые необходимы для реализации определенной технологии.
Активность деятельности коммерческой организации — характеристика, показывающая взаимосвязь между сущностью инновационной деятельности и результатом, который может быть и положительный, и отрицательный при одинаковых начальных условиях. Это обуславливается разной инновационной активностью.
Характеристики инновационной деятельности:
1) Необходимо, чтобы инновационная деятельность имела стратегический характер и в перспективе на долгие годы, и в реальном времени.
2) Инновационная деятельность должна иметь тактический характер. Она должна быть рациональной в логичности своих действий и в своевременности.
Со стороны стратегического плана инновационная активность характеризуется пятью показателями: качеством инновационной стратегии конкуренции; уровнем мобилизации инновационного потенциала; уровнем привлеченных капиталовложений (инвестиций); уровнем методов и культуры, используемых при проведении инновационных изменений; обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности [2].
Со стороны тактического плана инновационная активность характеризуется лишь двумя показателями: соответствием реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации; скоростью действий и проведения стратегических инновационных изменений [5].
Управление инновационной активностью нуждается в подходе с позиции квалиметрии [1]. Квалиметрия — научная дисциплина, которая изучает методологию и проблематику количественного оценивания качества объектов любой природы [4]. Если рассматривать категорию «инновационная активность» как объект измерений, то она приобретает свойства признака — количественного показателя. Категория «инновационная активность» сама содержит некие признаки.
Элементы инновационной активности:
1) Качество инновационной стратегии конкуренции. Согласованность стратегии миссий с внешней средой, возможностями, целыми и многими другими стратегиями фирмы.
2) Уровень мобилизации инновационного потенциала. Показанная начальством и исполнителями способность привлечения необходимого потенциала, возможность обладать не только явной частью, но и скрытой частью потенциала, точнее способность показать высокую компетенцию в процессе привлечения инновационного потенциала.
3) Уровень привлеченных инвестиций. Выраженное руководством (начальством) умение привлечение капиталовложений, которые необходимы по объему.
4) Методы и культура, которые необходимы при проведении инновационных изменений. Необходимо в инновационной деятельности применять концепции и способы, которые направлены на достижение конкретных конкурентных преимуществ.
5) Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Любой уровень активности (стратегический или тактический) должен согласовываться с состоянием внешней среды и организацией. Неосновательное повышение активности может обратить организацию в недееспособную.
6) Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация выражается состоянием объекта и состоянием внешней среды. Существуют три основных вида реакции предприятия на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, активное поведение и планово-прогнозное поведение [2].
7) Темп разработки и реализации инновационной стратегии. То есть частое производство и продвижение инноваций.
Управление инновационной активностью и увеличение ее степени предполагает наличие двух групп факторов влияния: внешние и внутренние.
К внешним факторам влияния можно отнести: непостоянство внешней среды, инновационный климат и инвестиционный климат. К внутренним факторам относятся: публичность (открытость) организации, высокая квалификация сотрудников, стратегическая гибкость. Важно постоянно учитывать данные факторы.
Имеется некий набор методик оценки инновационной активности организации, разработанный российскими учеными и кандидатами наук. Часть этих методик производят оценку только эффекта от внедренных новшеств, не принимая во внимание, что инновационная активность — некая характеристика инновационной деятельности, базирующаяся на ресурсном потенциале организации. Остальные ученые акцентируют свое внимание на существующих в компании ресурсах, не учитывая регулярность их применения. Значительное количество методик оценки инновационной активности трудны в практическом применении, а это очень снижает их востребованность современными организациями.
Методика, разработанная учеными В. П. Баранчеевым, Н. П. Масленниковой, В. М. Мишиным затрагивает исключительно ресурсную составляющую инновационной активности (табл. 1).
Данная методика рассматривает такие характеристики инновационной активности организации, как:
1) Снабжение количественными ресурсами.
2) Инновационная восприимчивость.
3) Высокое качество организации и общения.
4) Необходимая инновационная компетентность.
Первая характеристика оценивает только финансовые и кадровые ресурсы, а остальные — внутренние характеристики организации.
В свою очередь методика, разработанная Р. А. Фатхутдиновым, дает оценку не только ресурсным, но и другим результатным компонентам исследуемой организации.
Высокое качество инновационной стратегии конкуренции и скорость выполнения действий в проведении стратегических инновационных изменений — результатный показатель инновационной активности, все остальные — качественные и количественные показатели.
Методика оценки инновационной активности организации А. Ю. Реутова состоит из трех блоков: ресурсного, результативного и статистического.
Все они необходимы для оценки соответствующего компонента учитываемой характеристики.
Таблица 1
Сравнение методик оценки инновационной активности организации
Авторы методики |
Используемые блоки |
Скорость выполнения действий |
Преимущества/недостатки |
В. П. Баранчеевым, Н. П. Масленниковой, В. М. Мишиным |
Ресурсный |
Средняя |
Для оценки активности организации использует лишь один блок |
Р. А. Фатхутдиновым |
Ресурсный, результативный |
Высокая |
Не затрагивает только один блок оценки инновационной активности — статистический |
А. Ю. Реутов |
Ресурсный, результативный, статистический |
Средняя |
Производит оценку инновационной активности по всем трем блокам |
По результатам сравнения методик инновационной активности организации, наилучшей является методика А. Ю. Реутова. Так как скорость выполнения действий средняя и для оценки используются все блоки.
В авторской методике ресурсный блок состоит их двух составляющих: качественной и количественной. Качественная составляющая производит оценку неисчисляемым ресурсам организации, а количественная исчисляемым ресурсам.
Оценивать показатель инновационной активности необходимо в сравнении с существующим базовым значением. Базовыми значениями выступают показатели за прошлые периоды и соответствующие показатели конкурентов. Отбор базовых значений напрямую связан с пользователем методики и целями оценки инновационной активности.
Результатный блок выявляет динамику инновационного процесса, оценивает эффекты, которые получены организацией в ходе инновационной деятельности.
Последний, статистический блок методики выявляет степень, которая необходима, чтобы организация могла быть названа инновационно-активной.
Таким образом, предложенная А. Ю. Реутовым методика комплексной оценки уровня инновационной активности организации учитывает ключевые составляющие исследуемой стратегической характеристики инновационной деятельности — ресурсную, результатную и статистическую компоненты. Результатом применения данной методики являются оценки каждой составляющей инновационной активности, а также ее интегральное значение.
На основе трех рассмотренных методик можно составить четвертую, которая содержала бы в себе все три блока: ресурсный, результативный и статистический. Также же новая методика имела бы высокую скорость выполнения действий, операций. Данная методика давала бы оценку объема затраченных материальных и нематериальных ресурсов в процессе разработки и внедрение новшеств, также оценивала эффект, полученный в результате инновационной деятельности.
Литература:
- Рудницкая И. В. Конспект лекций по дисциплине инновационно-ориентированное экономическое поведение хозяйствующих субъектов / И. В. Рудницкая. — С.: Кострома, 2013.
- Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. — С.: Самара, 2012.
- Конспект лекций по дисциплине Инновационная активность / Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. — С.: Пенза, 2015.
- Конспект лекций по дисциплине Квалиметрия / Уральский Федеральный университет им. Б. Н. Ельцина «УПИ». — С.: Екатеринбург, 2015.
- Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы экономики в современной России (Том 2). Йошкар-Ола, 2012.