Статья посвящена сущности инновационной активности предприятий, в ней рассматриваются основные подходы к понятию инновационной активности, перечисляются факторы влияющие на инновационную активность, даны характеристики инновационно-активных предприятий.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, подходы, факторы, инновационно-активные предприятия.
В настоящее время роль инноваций в экономике быстро растет. Инновационная деятельность должна присутствовать на любом производственном предприятии. Это объясняется тем, что без современных технологий, увеличения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции предприятие не сможет повысить свою конкурентоспособность на рынках. Более того, для поддержания конкурентоспособности необходимо, чтобы инновационная деятельность стала постоянным процессом, а не разовым мероприятием.
В научной литературе существуют различные трактовки понятия «инновационная деятельность». Одни специалисты акцентируют основное внимание на творческой составляющей инновационной деятельности, другие ‒ на ее производственной составляющей, третьи ставят во главу угла ее нацеленность на вкусы и предпочтения потребителей.
В общем виде инновационная деятельность — вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [1].
Понятие инновационной деятельности неразрывно связано с понятием инновационной активности. Многие исследователи отождествляют инновационную активность с инновационной деятельностью, хотя эти понятие имеют разное сущностное значение, так как деятельность представляет собой занятие или совокупность действий, в свою очередь активность предполагает участие в деятельности.
Рассмотрим основные подходы к понятию инновационная активность.
По мнению Трифиловой А. А. под инновационной активностью понимается интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот [2].
Согласно подходу Мельникова О. Н. инновационная активность представляет собой созидательную деятельность производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время [3]
И. В. Баранова и М. В. Черепанова определяют инновационную активность как комплексную характеристику интенсивности его инновационной деятельности, основанная на способности к мобилизации инновационного потенциала [4].
Более широкое определение представили В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова и В. М. Мишин. Согласно этому подходу, инновационная активность фирмы — это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая восприимчивость к новациям, основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [5].
На инновационную активность организации могут влиять как внутренние, так и внешние факторы.
К внешним фактором относятся неконтролируемые фирмой силы, которые непосредственно влияют на ее внутренние процессы. Такие как: спрос и предложение, возможность получения дополнительной прибыли от внедрения инноваций уровень конкуренции, инновационный климат на федеральном и региональном уровнях.
Внутренние факторы, влияющие на инновационную активность организации, можно разделить на два блока. В первый блок входят факторы, которые определяют внутренние ресурсы организации, испытывающие на себе влияние внешних условий, а именно: трудовые ресурсы; финансовые показатели деятельности организации; научно-технический потенциал; технологии и инновационные ресурсы. Во второй блок входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. К ним относятся: форма собственности; организационная структура; отраслевая принадлежность, размер организации.
Существует две противоречивые точки зрения по вопросу отнесения предприятия к числу инновационно-активных. Согласно первой инновационном-активным признается то предприятие, которое в течение последних трех лет имело завершенные инновации, т. е. новые или значительно усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, либо новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. Согласно второй точки зрения, к инновационно-активным относятся предприятия, имевшие в годовом отчетном периоде затраты на инновации вне зависимости от их размера, стадии инновационного процесса и уровня его завершенности.
Таким образом, измерение инновационной активности осуществляется, как правило, на уровне предприятия и оценивается следующими основными характеристиками:
‒ наличием завершенных инноваций;
‒ степенью участия предприятия в разработке данных инноваций;
‒ наличием на предприятии специальных подразделений, выполняющих исследования и разработки.
Если инновационная деятельность на предприятии не осуществляется, выясняются причины этого. Для активизации инновационной деятельности предприятий необходимо наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватного требованиям рыночной экономики. Причем, для активизации инновационной деятельности необходима четко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия.
Учитывая выше изложенное, можно отметить, что повышение инновационной активности является не только проблемой самого предприятия, но и проблемой государства, так как отсутствие государственной поддержки инновационных предприятий является препятствием введения инноваций.
Со стороны государства для повышения инновационной активности предприятий должны быть предприняты следующие меры:
1) организация финансовой поддержки предприятий;
2) организация информационной поддержка предприятий;
3) повышение уровня инновационной инфраструктуры;
4) устранения недостатков нормативно-правовой базы инновационной деятельности и увеличение доли от ВВП, которая должна приходиться на научную и научно-техническую деятельности [6].
При поддержке государства и эффективном менеджменте отечественные предприятия способны достичь высоких результатов. Для этого необходимо провести ряд мероприятий включающих: определение целей, выбор методов, средств и форм стимулирования, определение продолжительности и апробацию методов стимулирования, контроль и оценку эффективности стимулирования, а также совершенствование методов и форм стимулирования инновационной деятельности предприятий. Эти мероприятия помогут в развитии как крупных, так средних и малых предприятий. Безусловно, без поддержки государства российские предприятия не смогут прогрессировать и инновационно развиваться, а если и будут, то данный процесс затянется на долгие годы. Значит, будущее России зависит от тех предприятий, которые несмотря на действие демотивационных факторов, повышают свою инновационную активность.
Литература:
1. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
2. Трифилова А. А. Оценка инновационной активности предприятий // [Электронный ресурс] — 2011 — Режим доступа: http://www.domino. innov.ru.
3. Мельников, О.Н., Шувалов В. Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. — 2009. — № 9.
4. Баранова И. В., Черепанова М. В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза. — Режим доступа: http://novinkor.com/biblioteka/innoworld/71-innoactive.html (02 сен. 2011).
5. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
6. Пути обеспечения инновационной активности предприятий [Электронный ресурс] — 2013 — Режим доступа: http://8cent-emails.com/