Следование по пути инновационного развития, увеличение и реализация инновационного потенциала в условиях современной экономики становятся насущными проблемами и приобретают всё большую актуальность не только для отдельно взятых промышленных предприятий, но и для целых отраслей. Инновационный потенциал становится фундаментом обеспечения устойчивого развития, что приводит предприятия к необходимости проводить его корректную оценку и эффективно управлять им.
Инновационный потенциал представляет собой исходный пункт осуществления инновационной деятельности на предприятиях и обуславливает ее результативность, из чего следует, что инновационный потенциал является объектом управления, требующим к себе пристального внимания.
В настоящее время существует немалое количество работ, посвященных проблемам управления инновационным потенциалом, однако и по сей день отсутствует единый подход к управлению им на промышленных предприятиях, комплексная модель его оценки и типовой алгоритм управления им, учитывающий каждый компонент его структуры.
До рассмотрения существующих методов управления инновационным потенциалом, определим его сущность. Под инновационным потенциалом понимается степень возможности и способностей организации выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей и внедрение инноваций. [1]
Управление инновационным потенциалом представляет собой совокупность средств и методов регулирования экономической и хозяйственной деятельности организации, целью которой является повышение инновационного потенциала и подготовки платформы для внедрения инноваций. [2]
Основными подходами к управлению инновационным потенциалом являются:
– ресурсный;
– НИОКР;
– инвестиционный.
Таблица 1
Подходы куправлению инновационным потенциалом
Подход |
Методический инструментарий |
Преимущества |
Недостатки |
Ресурсный |
Классические методы планирования: нормативный; балансовый; бюджетный; экономико-математический; программно-целевой; расчетно-аналитический; экспериментальный; отчетно-статистический и др. Классические методы управления ресурсами: корреляционно-регрессионный анализ; математическое моделирование; теория игр; метод экспертных оценок и др. |
Осуществление планирования объема необходимых ресурсов и направления их использования |
Отсутствие возможности своевременной реакции на изменения внешней и внутренней среды |
Управление НИОКР |
Классические методы планирования; Методы управления НИОКР: моделирование конкурентных преимуществ; параметрический; метод ранжирования. |
НИОКР являются одним из основных условий проведения инновационной деятельности, так что применение данных методов целесообразно |
Реализация данного подхода целесообразна лишь в комбинации с другими подходами, т. к. НИОКР — не единственное условие разработки и реализации инноваций |
Инвестиционный |
Методы планирования и управления инвестициями: Период окупаемости; Бухгалтерская рентабельность инвестиций; Внутренняя ставка доходности; Чистая приведенная стоимость; Дисконтирование; Бизнес-план; экстраполяционные; экспертные; сценарные. |
Инвестиции и качество управления ими определяют масштабы и виды будущих инноваций, что объясняет целесообразность применения данных методов |
Данный подход не является самостоятельным, то есть применение данного подхода целесообразно лишь в комбинации с другими подходами, т. к. НИОКР — не единственное условие осуществления инноваций |
В современном мире перед всеми предприятиями промышленности стоит важный открытый вопрос, заключающийся в разработке комплексной системы оценки и управления инновационным потенциалом. Такая система должна отвечать широкому кругу требований внешней и внутренней среды.
Важнейшую роль в управлении инновационным потенциалом играет его оценка, являющаяся «отправной точкой» управления им, проводящаяся с целью анализа имеющегося потенциала для эффективного его использования и определения возможных путей инновационного развития. Оценка инновационного потенциала предприятия должна выражать уровень его обеспеченности компонентами инновационного потенциала различных сфер деятельности предприятиях [3].
В таблице 2 представлены основные существующие методы оценки инновационного потенциала.
Таблица 2
Методы оценки инновационного потенциала
Название метода |
Краткая характеристика |
Достоинства |
Недостатки |
Детальный |
Данный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрению. |
Системный и полезный результат, позволяющий предприятию оценить достаточность ресурсов для реализации инновационного проекта |
Крайняя трудоемкость оценки; выявляется лишь частная оценка способности предприятия к разработке конкретного инновационного проекта, а не интегральная оценка состояния инновационного потенциала. |
SWOT- анализ |
Определение сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз. |
Комплексный анализ настоящего положения предприятия; может использоваться как основа для определения возможных путей развития |
Не оцениваются все элементы инновационного потенциала; нельзя считать полноценной оценкой инновационного потенциала |
Финансовый |
Определяется обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами для осуществления конкретных инноваций. |
Высокий уровень объективности |
Не оцениваются все элементы инновационного потенциала |
Ресурсный |
Определяется обеспеченность предприятия ресурсами |
Простота проведения анализа; доступность информации |
Отсутствует оптимальный единый набор ресурсов, требующих оценки |
Денежная оценка элементов потенциала |
Оцениваются ресурсы в денежном выражении и рыночная стоимость предприятия. |
Высокий уровень объективности |
Формальное сложение стоимости ресурсов не позволяет комплексно оценить инновационный потенциал; не учитывается результат использования ресурсов |
Факторный |
Применяются экспертные оценки и анализ. |
Комплексная, полная оценка инновационного потенциала; |
Слишком большой объем информации для анализа; часто показатели характеризуют общий потенциал предприятия, а не инновационный |
Исходя из приведенной выше таблицы, можно сделать вывод, что в настоящее время имеется множество методов оценки инновационного потенциала, однако каждый обладает как определенными преимуществами, так и недостатками.
Оценка инновационного потенциала — это значимая составная часть управления инновационным потенциалом. От уровня инновационного потенциала, определяемого данной оценкой, зависит выбор методов и подходов к управлению им.
Оценка инновационного потенциала предприятия имеет прямую зависимость от оценки его структурных компонентов, однако на данный момент не существует единой общепринятой структуры инновационного потенциала.
Таким образом, важнейшим вопросом в управлении и оценке инновационного потенциала предприятия остается установление состава структуры инновационного потенциала и показателей оценки и критериальных значений. Состав данных показателей должен быть таковым, чтобы с их помощью достигалась исчерпывающая информация об уровне инновационного потенциала и его структурных частей для обеспечения принятия своевременных и объективных управленческих решений для эффективного управления инновационным потенциалом и инновационной деятельностью предприятия в целом.
Комплекс показателей оценки инновационного потенциала предприятия должен быть прост в использовании и универсален, предоставлять достаточную, полную и объективную информацию об уровне развития инновационного потенциала предприятии и соответствовать структурным компонентам инновационного потенциала, а число используемых показателей ограничено и связано с особенностями нефтегазовой отрасли. Разработка такого комплекса и выявление универсальной единой структуры инновационного потенциала является вопросом первостепенной важности в управлении инновационным потенциалом.
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что существует необходимость выявления структурных компонент инновационного потенциала предприятия и показателей их оценки, и при этом данный комплекс показателей должен быть универсальным, простым в использовании, но предоставлять объективную и достаточно полную информацию об уровне инновационного потенциала предприятия и его состоянии.
Литература:
- Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2014г. — 448с.
- Мызрова О. А. Развитие и современное состояние теории инноваций // Инновации. № 5. 2016.
- Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю. М. Беляев. — М.: Дашков и К, 2016. — 220 c.
- Маркварт О. И. Классификационные подходы к инновациям // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. № 3. 2011.