Актуальность темы. Гендерное равенство подразумевает под собой не только равенство полов и их характеристик, но и то, что гендерные различия в обществе не должны вести к разному социальному положению, ущемлению прав мужчин или женщин в трудовой, правовой и других сферах общественной жизни.
Регион Центральной Азии имеет свою историю и специфику. Восточный менталитет и традиционализм, издавна утвердившиеся в наших государствах, лишь недавно начали принимать в себя отдельные элементы западной культуры, такие как свобода личности, расширение прав человека, в частности предоставление равных прав, как мужчинам, так и женщинам. Изучение гендерной политики и степени ее применения в жизни может способствовать оценке изменения систем ценности в государстве и образа жизни населения.
Сегодня, страны Центральной Азии активно вовлекаются в политику по продвижению и укреплению прав и свобод женщин, участвуя в различных проектах международных организаций, принимая новые законы и концепции на государственном уровне.
К примеру, В 2005 году Таджикистан принял «Закон о государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации» [1]. Настоящий Закон регулирует отношения по обеспечению конституционных гарантий равноправия мужчин и женщин в социальной, политической, культурной, а так же в любой другой сфере, направлен на предотвращение дискриминации по признаку пола и устанавливает государственные гарантии равных возможностей лицам разного пола.
Не смотря на наличие законов, существует проблема реализациии принятых норм и правил, так как не всегда принятые законодательные документы применяются и реализуются в полной мере на местах.
Цель данной работы состоит в выявлении гендерных проблем и аспектов влияния на социально-экономическое развитие Таджикистана.
Многие из барьеров на пути гендерного равенства, возникают из-за более глубоких структурных форм неравенства, разного доступа к активам, ресурсам, занятости и социальной защите и контролем над ними; и способности женщин влиять на принятие решений [2].
Задачи:
– определить, как влияют на роль женщины изменения в общественной жизни;
– определить какие меры в Таджикистане применяются на законодательном уровне для устранения существующих проблем;
– какие факторы влияют на наличие гендерного неравенства в Таджикистане.
Анализ литературы. Изучение литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ:
- Отчеты и исследования международных организаций, таких как Азиатский банк развития, Всемирный банк, USAID, Европейская Комиссия, ПРООН, ВОЗ, ОБСЕ;
- Отчеты и исследования региональных организаций, таких как НИЦ МКВК, РЭЦЦА, НИЦ МКУР;
- Отчеты государственных органов, к примеру, Агентство по статистике Республики Таджикистан.
Пребывание Таджикистана в составе Советского периода, также как и в других странах ЦА, привело к изменению гендерной политики. Традиционное таджикское общество представляло собой патриархальное общество, в котором главенствующее место занимал мужчина.
С образованием СССР в стране стали издаваться нормативные акты, направленные на поддержку женщин. Понятно, что раскрепощение женщин не могло быть сведено лишь к законодательным мероприятиям, но оно было невозможно без законодательного закрепления определённой суммы политических, гражданских и иных прав. Прежде всего, раскрепощение женщины должно было сопровождаться установлением и закреплением равноправия полов. Этот процесс имел свои особенности и в Туркестанской республике.
Будучи первым специальным комплексным законом о правах и свободах женщин Таджикской АССР, Декларация «О раскрепощении женщин» провозгласила принцип равноправия мужчин и женщин во всех личных и имущественных правах. В частности, было установлено, что женщина должна пользоваться, наравне с мужчиной, всеми правами.
Работа по защите прав женщин тесно увязывалась с кампаниями по подъему деятельности Советов и другими важнейшими мероприятиями, которые сопровождались лекциями, докладами и митингами, посвященными разъяснению прав женщин, вреда калыма, многоженства и выдачи малолетних девочек замуж.
В Советском Таджикистане формирование законодательства по защите прав и свобод женщин происходило под воздействием общесоюзного законодательства. В частности, были созданы необходимые правовые предпосылки в различных отраслях республиканского законодательства. Конституционное, трудовое, административное и уголовное законодательство республики и другие нормативные правовые акты содержали в себе специальные нормы, которые были посвящены правам и свободам женщин. Эти нормы, эволюционировав, функционировали до приобретения Таджикистаном государственной независимости и фактически заложили основу комплексного законодательного подхода к регулированию прав и свобод женщин [3].
Однако, в годы Советской власти, несмотря на усиление трудовой активности женщин, функция материального обеспечения семьи продолжала лежать на главе семьи — муже, отце, поскольку нормы патриархального общества приписывали мужчине полностью брать на себя обязанности по материальному обеспечению семьи. Традиционный имидж «настоящего мужчины» не позволял ему иметь работающую жену. На долю женщин приходился в большей степени неквалифицированный, низкооплачиваемый труд, особенно в сельской местности, где они работали на фермах и колхозных полях. Традиция многодетности не давала возможности женщине работать полноценно. Среднестатистический размер таджикской семьи равнялся 6,6 человека. Политика всеобщей занятости часто достигалась путем принудительных практик вовлечения женщин в сферу общественного производства, особенно в отрасли сельского хозяйства. Таким образом, в Советский период в сознании членов общества женский труд вне дома не имел большой ценности и значимости, учитывая недостаточное и экономически неэффективное участие женщин в общественном производстве.
Распад Советского Союза привел к тяжелым экономическим последствиям не только в Таджикистане, но в остальных странах региона. Начался так называемый переходный период, когда страны были лишены централизованной поддержки, и необходимо было решать, как двигаться дальше. Многие промышленные предприятия перестали работать в прежнем режиме, что привело к снижению количества рабочих мест. Доход мужчин уже не мог обеспечить семью необходимым достатком, в связи с чем, женщины стали более активными в трудовой сфере. К сожалению, к этой сфере относились в основном неквалифицированный, низкооплачиваемый труд в сфере бытового обслуживания, мелкой, уличной торговли, сельского хозяйства, общественного питания. Большое распространение получил челночный бизнес, представляющий риск для женщины с точки зрения безопасности.
Транзитный период после распада Советского Союза был также осложнен гражданской войной в период с 1992г. по 1993 г. Естественно, что разрушение существующих экономических, социальных структур привело к дополнительной нагрузке на женщин. Та часть женщин, которая была занята на производстве, потеряла работу, вследствие вышеперечисленных причин.
Одна из серьезных проблем, с которой столкнулось таджикское общество — трудовая миграция. Мужчины в поисках работы, вынуждены выезжать на заработки в Россию и другие соседние города. Вследствие этого, женщины принимают на себя роль главы семейства. Становятся ответственными за ведение хозяйства, принятие важных решений, что ведет к изменению социальной роли женщины, что не может не вносить изменения в общественный уклад.
Трудовая миграция мужчин также оказывает серьёзное воздействие на положение детей, в том числе способствует ухудшению их образования и распространению детского труда. Дети из семей трудовых мигрантов начинают работать раньше и больше, особенно мальчики, которые пытаются заменить отцов и старших братьев» [4].
Сегодня наблюдается усиление религии Ислама в современном обществе. Одним из последствий религиозного влияния является распространение практики ношения закрытой одежды для женщин. Далее, специфика взаимоотношений мужчины и женщины в Исламе оказывает влияние на поведение женщины в обществе: появляются отдельные запреты не только на стиль одежды, но и на ее поведение в обществе. Одним из современных трендов не только в Таджикистане, но и, в общем, в регионе, стал обряд никах — мусульманский брак. Данная тенденция связана не только с верой, но и с экономической нестабильностью. Как правило, в таких браках женщины беззащитны, поскольку они социально не защищены, не имеют прав на наследство, в случае потери мужа, также под ударом оказываются дети, которые не признаются по закону. Несмотря на то, что многоженство в Таджикистане уголовно наказуемо, такие факты имеются и в достаточно большом количестве. Так, в 2002 году к уголовной ответственности за многоженство было привлечено 30 человек, а в 2003 г. — 56 [5]. На мой взгляд, религиозное влияние сопряжено с традиционным укладом жизни в Таджикистане и понятием «Восточная женщина», которая должна во всем слушаться мужчину, как главу семьи, должна быть покорной и терпеливой.
Республика Таджикистан, в первые годы приобретения независимости, из-за внутреннего политического противостояния не могла придерживаться международных стандартов прав человека и реализовать соответствующие документы. Вопросы положения женщин не стояли на первом месте, так как нужно было восстанавливать разрушенную войной страну. Противостояние не только ухудшило экономическое положение женщин, но и понизило их статус.
По данным Всеобщей переписи населения 1989 г., в Таджикской ССР женщины занимали 25,8 % руководящих должностей: они традиционно работали министрами соцобеспечения и здравоохранения, курировали идеологическую сферу в партийных органах. В 1989 г. женщины составляли среди руководителей отделов кадров и канцелярий 70,7 %, детских домов и дошкольных учреждений — 94,5, заведующих библиотеками — 62,3, но среди руководителей предприятий и организаций базовых отраслей всего — 17,1 %.
Всего 3,3 % женщин было среди первых лиц, заместители из числа женщин составляли 5 % и 19,4 % — среди руководителей структурных подразделений. Но после подписания общего соглашения о мире и национальном согласии в 1997 г. появились возможности к изменению положения женщин в сфере политики и управления. Президентом страны был издан Указ от 3 декабря 1999 года № 5 "О повышении роли женщин в обществе". В частности, подзаконный акт постановил:
- Правительству Республики Таджикистан во имя повышения статуса женщин, фактической реализации их конституционных прав и свобод, повышения общей ответственности родителей за воспитание детей, искоренения предрассудков и вредных пережитков, формирования здоровой семьи предпринять действенные меры и до 1 мая 2000 года разработать государственную программу "Место и роль женщины в обществе".
- Правительству Республики Таджикистан, органам государственной власти и управления до 1 марта 2000 года с учетом компетентности, профессиональных и деловых качеств назначить женщин в руководящий состав министерств, государственных комитетов, ведомств, государственных предприятий, учреждений и организаций, органов прокуратуры и суда, высших учебных заведений и других образовательных учреждений [6].
Впервые термин "гендер" был применен в правительственных актах в сентябре 1998 г. при утверждении Национального плана действий Республики Таджикистан по повышению роли и статуса женщин на 1998-2005 гг. Этот документ предусматривал формирование резерва кадров для выдвижения в структуры управления на гендерной основе [7].
Не смотря на это, на таблице 1 ниже видно, что за период с 2008 по 2014 гг. положение женщин в общественно-политической жизни не сильно изменилось. По-прежнему, большая половина должностей представлена мужским полом.
Таблица 1
Положение женщин в общественно-политической жизни,% [7]
№ |
Наименование показателя |
|
|
|
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
|
Раздел 1. Положение женщин в общественно-политической жизни |
|||||||
Доля мест, занимаемых женщинами в Парламенте, всего, процентов |
17,5 |
17,5 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
|
Распределение работников занятых в органах государственного управления по полу (по данным годовых отчетов, в процентах) |
||||||||
Мужчины |
67,1 |
66,5 |
67,0 |
66,7 |
66,5 |
64,8 |
66,3 |
|
Женщины |
32,9 |
33,5 |
33,0 |
33,3 |
33,5 |
35,2 |
33,7 |
|
Основной формой хозяйства Таджикистана является сельское хозяйство, в которой занята основная доля населения. Более 73 процентов населения страны составляет население в сельской местности и от эффективности стратегии Правительства РТ в сельском хозяйстве зависит сокращение уровня бедности в стране [7].
Сосредоточенность женщин в сельском хозяйстве (рисунок 1) вызывает опасение также и потому, что, в этой сфере наблюдаются одни из самых низких заработков. Обеспечение стабильного дохода самым тесным образом связано с наличием прав собственности на землю. Реальность же такова, что владельцами большинства сельскохозяйственных угодий являются мужчины. Женщины возглавляют менее 10 % фермерских хозяйств, а многие женщины-главы домохозяйств, проживающие в сельской местности, вообще лишены земли. Следовательно, женщины, занятые в сельском хозяйстве, — это наемные работники, которые трудятся в тяжелых условиях за мизерную заработную плату. Определенный вес в структуре женской занятости имеет также сфера образования (6,6 % всех работающих женщин). Мужчины, кроме сельского хозяйства, заняты в основном в системе государственного управления и обороне, в торговле и общественном питании.
Рис. 1 Занятость населения по отраслям, Таджикистан, 2012 год [8]
Гендерная дискриминация в сфере занятости и на рынке труда — одна из наиболее распространенных в мире. Согласно исследованию, проведенному Софией Касымовой в рамках отчета по «Положению женщин на рынке труда и в сфере занятости», женщина подвергается двойной дискриминации: по полу и по семейному положению, так как работодатель не заинтересован в работниках женского пола, опасаясь, что в скором времени она выйдет замуж и затем в декретный отпуск.
Повышение уровня образования среди населения, особенно среди женского населения, также является одной из приоритетных направлений развития в Таджикистане, поскольку дает возможность повысить потенциал и возможности будущих кадров, что как ожидается, должно привести к развитию экономической ситуации в стране и развитию других сфер.
Согласно отчета Женского Фонда Развития Организации Объединенных Наций (ЮНИФЕМ) [9], существует прямая зависимость между уровнем бедности и степенью доступа к образованию (неденежный индикатор бедности), недостаток одного из двух показателей, влечет за собой ухудшение состояния другого. Не стабильная ситуация в регионе в период гражданской войны в Таджикистане привела к разрушению образовательной инфраструктуры.
Эксперты Рабочей группы по оценке ЦРТ называют в числе наиболее острых проблем современной системы образования в Таджикистане такие, как [9]:
– снижение уровня посещаемости школы;
– расширяющийся гендерный разрыв в показателях охвата и посещаемости;
– возрастающие барьеры к получению общего основного образования детьми из социально уязвимых групп населения;
– не отвечающие требованиям времени учебные планы и программы;
– низкая заработная плата учителя, из-за чего многие высококвалифицированные преподаватели покидают школы;
– неадекватное и ухудшающееся физическое состояние школьной инфраструктуры;
– слабые возможности проведения оценок политики сектора.
Говоря о гендерных показателях, исследователи отмечают понижение уровня посещаемости девочками школ. Некоторые эксперты связывают данное снижение повышением уровня оплаты за образование. С возрастом гендерный разрыв идет в сторону повышения.
Для решения проблем доступа к образованию в Таджикистане предпринят ряд мер и шагов. К примеру, в рамках Госпрограммы «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы» были проведены отдельные мероприятия по повышению осведомленности населения о необходимости образования и вовлечению девочек в образовательный процесс, реализованный государственные программы «Уполномоченное образование», «Неформальное образование». На сегодня принята Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011 -2020 годы [10].
Министерством образования РТ совместно с ЮНИСЕФ проведена пилотная гендерная экспертиза 92 школьных учебников, после чего смогли быть разработаны и внедрены механизмы системной гендерной экспертизы учебников для школ и вузов на уровне Министерства образования РТ.
При Академии образования РТ открыт Центр гендерной педагогики [11], основной миссией которого является содействие в продвижении идей гендерного равенства на всех уровнях образования, начиная с дошкольного уровня.
В целом, коэффициенты охвата общим образованием на всех уровнях школьного образования (начальное, неполное среднее, среднее) и для мальчиков и для девочек за период с 2002 по 2009 год выросли. Коэффициенты охвата основным образованием (1-9 классы) у девочек выросли в 2008/2009 учебном году по сравнению с 2002/2003 учебным годом на 4,9 процентных пункта и составили 95,2 %, у мальчиков — на 2,6 процентных пункта и 101,0 % соответственно. Коэффициенты охвата средним образованием (10-11 классы) в 2008 году у девочек составили 48,1 %, у мальчиков — 60,2 % [12].
Республика Таджикистан пережила сложный транзитный период после распада Советского Союза. Возникшие трудности на пути к обретению независимости, отразились на формировании положения женщин и мужчин в стране.
Возникшая трудовая миграция, с одной стороны, сняла напряжение на внутреннем рынке труда. Но с другой стороны в большинстве семей дети, родители которых находятся в трудовой миграции, остаются без должного присмотра, что является крайне негативным явлением нашего общества. Многие дети вынуждены в раннем детском возрасте приступить к трудовой деятельности.
Трудовая активность женщин способствовала их социальной мобильности, что привело к изменению традиционного разделения труда во всех секторах экономики, но женщины преобладают в мало оплачиваемых отраслях — сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании.
В современном Таджикистане предпринимаются меры для поддержки участия женщин в общественно-экономической жизни. С целью поддержки женского предпринимательства, начиная с 2006 г. выделяются президентские гранты, предоставляемые общественным организациям и частным лицам-предпринимателям на повышение правовой грамотности женщин, создание рабочих мест и привитие им профессиональных навыков [13].
Неравенство возможностей в работе и продвижении по службе мужчин и женщин обусловлено не только предпочтениями работодателя, но и установками внутри семьи, которые предписывают женщине на первое место ставить дом и семью, а на последующие места — работу, карьеру, образование и т.п. Эти установки отражаются в восприятии занятости, как мужчинами, так и женщинами.
Основными факторами, которые оказывают воздействие на гендерное неравенство между мужчинами и женщинами, являются традиционный уклад таджикского общества, определяющий роль женщины как домохозяйки, отсутствие образования среди женского населения, вследствие чего им тяжело найти хорошо оплачиваемую работу, пока еще слабое выполнение законодательных актов.
Реализация прав и свобод, как мужчин, так и женщин в Таджикистане дает возможность повысить экономическую стабильность государства, а повышение уровня образования помогает не только улучшить кадровый потенциал будущих работников, но и стабилизировать социальную жизнь общества, за счет процесса модернизации и использования лучших практик на примере других государств.
Список сокращений
АБР |
Азиатский банк развития |
ВБ |
Всемирный банк |
USAID |
The United States Agency for International Development |
ЕК |
Европейская Комиссия |
ПРООН |
Программа развития Организации Объединенных Наций |
ВОЗ |
Всемирная организация здравоохранения |
ОБСЕ |
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе |
НИЦ МКВК |
Научно-информационный центр межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии |
РЭЦЦА |
Региональный экологический центр Центральной Азии |
НИЦ МКУР |
Научно-информационный центр Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию |
CEDAW |
The Convention on the Elimination of all Forms of Discrimination Against Women |
МОТ |
Международная организация труда |
Литература:
- Агентство по статистике Республики Таджикистан // Закон Республики Таджикистан государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации, 2005 год, № 3, ст. 129 // http://www.stat.tj/img/ru/zakon__respubliki_tadzhikistan_o_ravnopraviya_muzhchin_i_zhenshin.pdf (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Страновая гендерная оценка: Таджикистан. Азиатский банк развития. 2016 // https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/212096/tajikistan-cga-ru.pdf (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Рахмонова Озода Эмомалиевна // Развитие законодательства о правах и свободах женщин в Таджикистане (1917 — 2011) // Диссертация // г.Душанбе.2012 // http://www.dissercat.com/content/razvitie-zakonodatelstva-o-pravakh-i-svobodakh-zhenshchin-v-tadzhikistane#ixzz4SnC8mkzQ (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Агентство по статистике Республики Таджикистан // Гендерный облик трудовой миграции в Республике Таджикистан // Курбанов С.// Декабрь.2013// http://www.stat.tj/img/ru/trudruss.pdf (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Информационно-аналитический центр // Экспертная оценка// Н. Ходжаева// Гендерная ситуация в Республике Таджикистан в постсоветский период// http://ia-centr.ru/expert/1784/ (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан// Указ президента Республик Таджикистан о повышении роли женщин в обществе // http://kumitaizanon.tj/ru/decrees/id/2 (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Женщины в политике и управлении Таджикистана// Социологические исследования. 2009// Социология// Хушкадамова Халима Отамбековна// http://naukarus.com/zhenschiny-v-politike-i-upravlenii-tadzhikistana (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан// База данных// http://www.stat.tj/ru/gender/generbazeng/ (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Женский Фонд Развития Организации Объединенных Наций (ЮНИФЕМ)// Таджикистан, Душанбе — 2007// Гендерное равенство в сфере образования// http://genderbudgets.ru/biblio/RUS_Gender_Equality-Education_UNIFEM.pdf (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Правительство Республики Таджикистан О Национальной стратегии активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011-2020 годы// http://www.gender.cawater-info.net/publications/pdf/tj-269-2010.pdf (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Академия образования Республики Таджикистан// Центр гендерной педагогики // http://www.aot.tj/ru/index/index/pageId/344/ (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women// Committee on the Elimination of Discrimination against Women Fifty-sixth session 30 September — 18 October 2013// List of issues and questions with regard to the consideration of periodic reports: Tajikistan// http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/docs/AdvanceVersions/CEDAW-C-TJK-Q-4-5-Add1.pdf (был доступен 11 декабря 2016 года)
- Гендерные аспекты рынка труда в Таджикистане// Хушкадамова Х.О.// Социологические исследования. 2013// http://demoscope.ru/weekly/2014/0583/analit03.php#_FNR_17 (был доступен 11 декабря 2016 года)