В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного равенства и устранения существующего неравенства между мужчинами и женщинами.
В статье обсуждаются проблемы и ограничения, с которыми пришлось столкнуться при реализации этой политики, и предлагаются потенциальные области для улучшения. Выводы показывают, что, хотя Казахстан добился значительных успехов в продвижении гендерного равенства, все еще существуют области, где требуются дальнейшие действия. В заключении подчеркивается важность устойчивой приверженности решению проблемы гендерного неравенства и даются рекомендации по дальнейшим направлениям политики.
Ключевые слова: Казахстан, гендерное неравенство, государственная политика, инициативы, законодательство, программы, правительство, неравенство, исторический контекст, влияние, проблемы, рекомендации.
Введение
Гендерное неравенство — это постоянная проблема, которая затрагивает общества во всем мире. Казахстан, как развивающаяся страна в Центральной Азии, признает важность решения проблемы гендерного неравенства и реализует различные государственные политики по продвижению гендерного равенства [1, с. 63].
Целью данной статьи является критический анализ государственной политики по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. В ней будет представлен обзор исторического контекста гендерного неравенства в стране, рассмотрены инициативы, законодательство и программы, внедренные правительством, оценено их влияние, обсуждены возникшие проблемы и предложены рекомендации для будущих направлений политики.
Исторический контекст гендерного неравенства в Казахстане
Исторический контекст гендерного неравенства в Казахстане важен для понимания корней и сохранения неравенства между мужчинами и женщинами в стране. Казахстан, как страна с разнообразным культурным наследием и историей кочевых традиций, испытал различные влияния, которые сформировали традиционные гендерные роли и нормы.
Традиционное казахское общество было преимущественно патриархальным, где мужчины занимали авторитетные и властные позиции, а женщины должны были выполнять домашние обязанности и ухаживать за больными. Такое гендерное разделение труда подкреплялось культурными нормами и практиками, которые ограничивали возможности и самостоятельность женщин.
В советское время Казахстан стал частью Советского Союза и претерпел значительные социальные и политические преобразования. Хотя в теории советская политика была направлена на поощрение гендерного равенства, на практике она часто не выполнялась, и традиционные гендерные нормы сохранялись. Женщин поощряли к участию в трудовой деятельности, но на них по-прежнему возлагалась большая часть домашних обязанностей, что создавало двойное бремя для многих женщин.
После обретения независимости в 1991 году Казахстан встал на путь социально-экономического развития, который включал в себя усилия по решению проблемы гендерного неравенства. Правительство признало важность гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин для достижения устойчивого развития. Однако историческое наследие гендерных ролей и норм продолжает формировать общественное отношение и практику [2].
Проблемы, с которыми сталкиваются женщины в различных сферах жизни, еще больше усугубляют гендерное неравенство. В сфере образования девочки могут сталкиваться с барьерами, обусловленными традиционными представлениями, в которых приоритет отдается образованию мальчиков, или ограниченным доступом к качественным образовательным учреждениям в сельской местности. В сфере труда женщины сталкиваются с дискриминацией по признаку пола, профессиональной сегрегацией и неравной оплатой труда. Кроме того, представительство женщин на руководящих политических должностях остается низким, что ограничивает их влияние на процессы принятия решений.
Исторический контекст гендерного неравенства в Казахстане подчеркивает сложность и многогранность проблемы. Решение проблемы гендерного неравенства требует преодоления глубоко укоренившихся культурных норм, изменения отношения общества и реализации политики и программ, способствующих гендерному равенству. Правительство Казахстана признало эти проблемы и предприняло различные инициативы по продвижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин, которые рассматриваются в последующих разделах данного эссе.
Инициативы и законодательство, способствующие гендерному равенству в Республике Казахстан [3, с. 44]:
Правительство Казахстана реализовало различные инициативы и приняло законодательство для продвижения гендерного равенства в стране. Одним из важных документов является Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства, который устанавливает конкретные цели и задачи для достижения гендерного равенства в различных секторах. В плане особое внимание уделяется расширению экономических возможностей женщин, участию в политической жизни, образованию, здравоохранению и предотвращению насилия по признаку пола.
Для защиты прав женщин и устранения гендерного неравенства было принято законодательство. Закон «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин» запрещает дискриминацию по признаку пола и обеспечивает равные возможности в сфере образования, занятости и участия в общественной и политической жизни. Закон также предписывает создание в государственных органах подразделений по вопросам гендерного равенства для контроля за реализацией политики.
Для решения проблемы гендерного разрыва в оплате труда правительство ввело законодательство, требующее равной оплаты за равный труд. Также были приняты меры по увеличению представительства женщин на руководящих должностях, например, требование к политическим партиям иметь в своих избирательных списках не менее 30 % кандидатов-женщин.
Программы по расширению прав и возможностей женщин и учету гендерной проблематики:
В дополнение к законодательным мерам, правительство Казахстана реализует программы по расширению прав и возможностей женщин и учету гендерной проблематики. Эти программы направлены на расширение экономических возможностей женщин, улучшение доступа к финансам и ресурсам, а также на развитие предпринимательства среди женщин. Такие инициативы, как «Бизнес-программа Бастау», предусматривают обучение, наставничество и финансовую поддержку женщин-предпринимателей, помогая им начать и развивать свой бизнес.
Для продвижения женского лидерства и участия в политической жизни были запущены программы, направленные на увеличение представительства женщин на руководящих должностях. Например, инициатива "10 на 10" направлена на то, чтобы женщины занимали не менее 30 % руководящих должностей в органах государственного управления и на крупных предприятиях. Программа наставничества для женщин объединяет опытных женщин-лидеров с начинающими женщинами-профессионалами для предоставления рекомендаций и поддержки в развитии их карьеры.
Программы по учету гендерной проблематики были реализованы во всех секторах, чтобы обеспечить интеграцию гендерных аспектов в политику, программы и проекты. Эти усилия направлены на выявление и устранение гендерного неравенства в различных сферах, включая образование, здравоохранение, занятость и социальное обеспечение [4, с. 30].
Оценка влияния государственной политики на гендерное равенство
Оценка влияния государственной политики на гендерное равенство имеет решающее значение для понимания ее эффективности и выявления областей, требующих дальнейшего внимания. Сбор и анализ данных являются важными компонентами этого процесса.
В сфере образования политика, направленная на обеспечение гендерного равенства, способствовала повышению уровня зачисления девочек в школы на всех уровнях образования. Были предприняты усилия по сокращению гендерных стереотипов в учебных программах и учебниках, что способствовало созданию более справедливых образовательных возможностей для мальчиков и девочек.
На рынке труда такие меры политики, как поощрение равной оплаты труда и борьба с дискриминацией на рабочем месте, оказали положительное влияние на сокращение гендерного разрыва в оплате труда. Однако проблемы остаются, включая профессиональную сегрегацию, ограниченное представительство женщин на руководящих должностях и вопросы баланса между работой и личной жизнью.
Участие женщин в политической жизни улучшилось, увеличилось представительство в парламентских органах и органах местного самоуправления. Однако участие женщин в процессах принятия решений остается ниже желаемого, что подчеркивает необходимость дальнейших усилий по расширению политических прав и возможностей женщин.
Инициативы, законодательство и программы, реализуемые правительством Казахстана, демонстрируют его приверженность продвижению гендерного равенства. Несмотря на достигнутый прогресс в различных областях, проблемы остаются, что требует постоянных усилий и комплексной политики. Укрепляя законодательство, содействуя расширению экономических возможностей женщин, решая проблемы взаимозависимости, улучшая сбор данных, повышая осведомленность и адвокацию, Казахстан может продолжить свой путь к достижению гендерного равенства и созданию более справедливого общества.
Литература:
- Ахметова А. Гендерная политика в РК // Эдш сот. — 2014. — № 2. — С. 63–65.
- Национальный доклад Совета по правам человека. Казахстан [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Pages/KZSession20.aspx (дата обращения 05.05.2023).
- Нуртазина Н. Д. Женщина в традиционном казахском обществе. Введение в теорию гендера: учеб. методический комплекс. Акыш ютабы, 1999. — 44 с.
- Gender Equality Strategy 2014–2017 // United Nations Development Programme. 2014. — Р. 30.