Актуальность проблемы адаптивности и жизнестойкости детей, оставшихся без попечения родителей, определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания детей данной категории. Результаты исследований психологов, медиков и социальных педагогов показывают, что отрыв ребенка от биологической семьи и помещение его в детский дом, приводит к социальной депривации и дезадаптации к жизни в обществе. Жизнестойкость рассматривается многими авторами в разных аспектах как черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, и, в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя (Д. А. Леонтьев) [1], интегральная способность, лежащая в основе адаптации личности (Л. А. Александрова) [2], ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей — на поддержание активности сознания (Е. И. Рассказова) [1]. Адаптивность определяется как способность личности творчески и активно приспособиться к среде деятельности. Характеристику адаптивности можно получить, оценив нервно-психическую устойчивость (поведенческую регуляцию), коммуникативные способности и уровень моральной нормативности (С. В. Чермянина, А. Г. Маклаков [3]).
Жизнестойкость подростков детского дома с разным уровнем адаптивности не достаточно изучена, что и составило проблему нашего исследования. Мы предположили, что воспитанники детского дома, имеющие разный уровень адаптивности, будут иметь отличия в особенностях жизнестойкости, а именно воспитанники детского дома, имеющие нормальный и высокий уровень адаптивности будут отличаться более высоким уровнем жизнестойкости и ее компонентом «вовлеченность», в то время как воспитанники детского дома, имеющие низкий и удовлетворительный уровень адаптивности будут отличаться более низким уровнем жизнестойкости.
В контексте нашего исследования использовались следующие методики: тест «Жизнестойкость» методика С. Мадди. Адаптация Д. А. Леонтьева; «Адаптивность» многоуровневый личностный опросник (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина; анкета «Определение присутствия в жизни ребенка значимого взрослого», С. С. Солонченко. При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались непараметрические методы: Н-критерий Крускала-Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции r–Спирмена, на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0»
Исследование осуществлялось на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детский дом «Южный» г. Белгород — 32 подростка (14–15 лет), из них 21 девушек, 11 юношей, ОКОУ «Детский дом г. Курска» — 29 подростков (13–15 лет), из них 19 девушек, 10 юношей, «Разуменский детский дом» — 19 подростков (14–15 лет), из них 11 девушек, 8 юношей, «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Белгород — 20 подростков (13–15 лет), из них 10 девушек, 10 юношей. Общий объем выборки составил 100 респондентов, в том числе 61 девушка, 39 юношей.
Рассмотрим особенности жизнестойкости подростков детского дома, которую мы изучили с помощью «Теста жизнестойкости» (С. Мадди, перевод и адаптация Д.А Леонтьев, Е. И. Рассказов). Результаты исследования представлены на рис. 1. Как по жизнестойкости в целом, так и по ее компонентам, показатели респондентов ниже нормативных значений. Это может свидетельствовать о том, что воспитанники детского дома характеризуются низким уровнем эффективности преодоления стрессовых ситуаций, проявляющихся в том, что подростки подвержены депрессивным состояниям, апатии, неспособностью справляться с возникающими в процессе жизнедеятельности ситуациями, неуверенностью в себе, в своих силах, в своих поступках.
Рис. 1. Выраженность показателей жизнестойкости воспитанников детского дома, оставшихся без попечения родителей, (ср. б.)
Особенности адаптивности подростков из детского дома мы изучили с помощью многоуровневого личностного опросника (МЛО-АМ) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Результаты исследования представлены на рис. 2.
Рис. 2. Распределение воспитанников детского дома по уровням показателей адаптивности, %
Большинство подростков детского дома характеризуются низким уровнем адаптивности, что свидетельствует о низкой способности респондентов творчески и активно приспособиться к социальной среде, среде сверстников, что мешает подросткам реализоваться в разных видах деятельности. Также они отличаются высоким уровнем конфликтности и склонностью к совершению асоциальных поступков.
С целью выявления различий в жизнестойкости воспитанников детского дома имеющих разный уровень адаптивности, мы провели статистический анализ данных с применением Н-критерия Крускала Уолиса. Результаты проведенного анализа мы отразили в таблице 1.
Таблица 1
Статистический анализ данных показателей жизнестойкости воспитанников детского дома имеющих разный уровень адаптивности
Показатели жизнестойкости |
Уровни адаптивности |
|
||
низкий |
удовлетворительный |
нормальный ивысокий |
Н эмп |
|
Вовлеченность |
24,536 |
25,217 |
30,939 |
9,43*** |
Контроль |
16,429 |
17,522 |
20,898 |
3,086 |
Принятие риска |
4,393 |
5,000 |
6,857 |
2,500 |
Общий уровень жизнестойкости |
45,357 |
47,739 |
58,694 |
8,15*** |
Примечание: * р≤0,1; ** р≤0,05; ** р≤0,01
Было выявлено, что воспитанники, имеющие разный уровень адаптивности различаются по показателям жизнестойкости. Так, респонденты имеющие нормальный уровень адаптивности (Ме=30,9) статистически значимо отличаются от воспитанников детского дома имеющих низкий и средний уровень адаптивности по показателю жизнестойкости «Вовлеченность» (Нэмп=9,43; р≤0,01). Также воспитанники детского дома, имеющие высокий уровень адаптивности статистически значимо отличаются от своих сверстников по общему уровню жизнестойкости на высоком уровне значимости (Нэмп=8,15; р≤0,01). Данный результат свидетельствует о том, что чем более высокий уровень адаптивности будут иметь воспитанники детского дома, тем больше они будут испытывать удовлетворенность от своей деятельности, тем больше будут стремиться эмоционально и физически включаться в реализацию жизненных задач, которые требует от них ситуация социального развития. Воспитанники детского дома будут осознавать, что их активная личная жизненная позиция дает им аспект творческого и активного приспособления к социальной среде, к новым видам деятельности — учебе, трудовой и досуговой деятельности.
Таким образом, в результате проведенного исследования наша гипотеза подтвердилась. Воспитанники, имеющие разный уровень адаптивности различаются по показателям жизнестойкости. Так, респонденты имеющие нормальный уровень адаптивности статистически значимо отличаются от респондентов, имеющих низкий и средний уровень адаптивности по показателю жизнестойкости «Вовлеченность». Также воспитанники детского дома, имеющие высокий уровень адаптивности статистически значимо отличаются от своих сверстников по общему уровню жизнестойкости на высоком уровне значимости. Данный результат свидетельствует о том, что чем более высокий уровень адаптивности будут иметь воспитанники детского дома, тем больше они будут испытывать удовлетворенность от своей деятельности, тем больше будут стремиться эмоционально и физически включаться в реализацию жизненных задач, которые требует от них ситуация социального развития.
Литература:
- Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006
- Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып.2 /под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.
- Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. //Психологический журн. -2001.-№ 1.-Т.22. С. 16–24.